Четверть российских онлайн-ритейлеров убыточны
Не смотря на то, что последние пять лет объем рынка рос в среднем на 42,2% в год и к 2013 превысил 537 млрд рублей (а это 26% от общего рынка e-commerce), эта отрасль, в России для многих остается убыточной. К такому выводу пришли аналитики J’son&Partners Consulting, проведя исследование рынка e-commerce РФ за 2013 год.
Согласно данным онлайн-ритейлеров, предоставивших информацию о своих финансовых показателях, почти у четверти из них расходы превышают доходы. Средняя рентабельность по прибыли интернет-продаж составляет минус 2,5%. На коммерческие расходы магазины тратят около трети от годовой выручки, а средняя доля онлайн-продаж составляет только 20%.
Всего аналитики насчитали 39 тыс. интернет-магазинов и исследовали 172 крупнейших. Кроме того, были изучены 20 операторов служб доставки и 14 фуллфимент-операторов.
Среди рассматриваемых онлайн-ритейлеров более половины продают товары только через Сеть. Остальные участники рынка, используют смешанную стратегию сбыта: ведут торговлю более чем через один канал и, как правило, это розничные продажи. Также можно упомянуть о заметной доле интернет-магазинов, использующих каталожную или ТВ-торговлю.
Самая большая активность торговли – 23,4% от общего объема онлайн-торговли приходится на категорию "Бытовая техника и электроника". С заметным отставанием от лидерующего сегмента второе и третье место занимают "Гипермаркеты" (15,8%) и "Одежда и обувь" (13,8%). "Детские товары", "Автозапчасти" и "Инструменты и оборудование" (DYI) хоть и набрали менее десяти процентов, но пользуются достаточной популярностью среди покупателей в онлайн, в то время как, например, категория "Косметика и парфюмерия" даже не попали в Топ-10.
J’son&Partners Consulting ссылаясь на совместные с SimilarWeb подсчеты утверждает, что самыми посещаемыми сегментами в Сети в 2014 году стали "Гипермаркеты" (11,8%) и "Одежда и обувь" (10,8%). Эти результаты соотносятся с продажами в соответсвующих категорях. А вот "Детские товары" и "Косметика и парфюмерия" набрали всего 1,4% и 1% соответственно. Такое расхождение можно объяснить тем, что среди посетителей этих страниц преобладали люди, заранее знавшие, что хотят купить.
При этом J’son&Partners Consulting также приводит статистику Yandex.wordstat, согласно которой наибольшее количество запросов приходится на сегмент "Купонные сервисы", "Мебель", "Книги и мультимедиа".
Подавляющее большинство магазинов не имеет собственных курьерских служб и пользуется несколькими операторами доставки. Самой популярной остается "Почта России", очевидно потому, что у нее наиболее обширная сеть отделений по всем Федеральным округам РФ – 42 тыс. Отмечено, что в такой ситуации набирает популярность аутсорсинг логистики, фасовки, рассчетного обслуживания, так называемый – фуллфимент. Лидерами в этой области названы компании Arvato и eTraction.
Эксперты считают, что в дальнейшем рынок российской интернет-коммерции ждет консолидация в основных сегментах и дальнейший уход в оффлайн крупнейших интернет-магазинах.