Агрегаторы Рунета защитят рынок от контрафакта
Яндекс.Маркет, eBay, Wikimart, Товары@Mail.ru и Price.ru создали организацию для борьбы с подделками. НОТА – Независимое объединение товарных агрегаторов – заработает 1 декабря. Будет создан сайт- "единое окно", куда можно можно пожаловаться на контрафактный товар, купленный через любой из данных агрегаторов. Для этого пользователю нужно будет сохранить чек от покупки в интернет-магазине.
После этого возможны два варианта развития событий: если нужна экспертиза товара, то "НОТА" обращается в сервисный центр производителя или в общество защиты прав потребителей. Если нелегальное происхождение товара очевидно, то "НОТА" сразу уведомляет об этом магазин, а все агрегаторы снимают карточку сомнительного товара со своих площадок. Если жалоба на магазин повторяется, то его отключают от всех площадок сразу.
По обобщенным данным, с начала года агрегаторы получили более 19 000 жалоб, было проведено более 300 000 проверок магазинов. 5000 раз размещение товарных предложений магазина приостанавливали из-за выявленных наружений. 6% магазинов были навсегда отключены от систем за нарушение правил работы. При этом на контрафакт приходится лишь 0,1% от общего количество жалоб потребителей.
Самые распространенные ошибки магазинов,
Контрафакт – это пока что единственное направление, вокруг борьбы с которым сплотились товарные агрегаторы. По другим направлениям сотрудничества пока не предвидится, так как это может лишить каждую из площадок своих конкурентных преимуществ и уникальности.
СEO Price.ru Алексей Романенков предложил всем игрокам рынка присоединиться к "НОТА" и побороть-таки контрафактную продукцию. "Мы призываем всех игроков рынка присоединится к нашей инициативе, в том числе все интернет-магазины и производителей товаров. Главный результат, которого мы хотим добиться, – выработка общего механизма саморегуляции рынка и взаимодействия между участниками рынка e-commerce", – заключил Романенков.
Руководитель направления инфраструктурных сервисов "Яндекс.Маркет" Павел Алёшин пояснил, что "НОТА" будет выполнять роль своеобразного арбитража, который будет улаживать конфликты между сторонами.
"Нота – система защиты покупателя, третья сторона, арбитраж между магазином и покупателем. Мы готовы подключать к этой системе информации всех игроков рынка, но подавать жалобу в правоохранительные органы не будем", – заявил Алёшин.
Создание "НОТЫ" стало своеобразным ответом агрегаторов на действия Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Напомним, что АКИТ уже довольно давно и последовательно проводит политику по вытеснению с российского рынка e-commerce контрафактных товаров. Например в апреле этого года Ассоциация выступила с предложением блокировать интернет-магазины, неспособные подтвердить легальность приобретения товаров. Речь, в частности, шла о продавцах на таких популярных площадках, как "Яндекс.Маркет" и "Товары Mail.ru".
В октябре АКИТ снова вышла на "тропу войны", предложив ФАС "очистить" крупнейшие маркетплейсы рунета – "Яндекс.Маркет", Товары@mail.ru, Wikimart.ru, Price.ru – от контрафакта и "серого" товара. Любопытно, что происходило это на фоне предложения ФАС о легализации параллельного импорта.
К слову, в Федеральной антимонопольной службе все больше склоняются к тому, чтобы разрешить параллельный импорт на законодательном уровне. Как сообщают "Ведомости", в ведомстве полагают, что это позволит России застраховаться от санкций и их последствий при поставках запчастей, парфюмерии и других товаров.
В случае отмены запрета на параллельный импорт, продавать брендовые товары в России сможет не только правообладатель, но и любой другой импортер. В ФАС уверены, что существуют группы товаров, ограничение на ввоз которых может ударить по целым отраслям экономики. В частности, к таким группам можно отнести станки и оборудование, микроэлектронику, телефоны, телекоммуникационном оборудовании и т.д. Легализация, по замыслу ФАС, сможет защитить Россию от санкций, если вдруг правительства иностранных государств решат запретить экспорт в РФ определенных товаров.
Сооснователь "Викимарт" Максим Фалдин уточнил Oborot.ru, что с параллельным импортом "НОТА" бороться не будет, так как такой проблемы фактически и не существует.
"Параллельного импорта как проблемы не существуют. Когда вы ввозите товар параллельным импортом, то это не нарушает законов, а нарушает лишь права производителя, как он их понимает. И именно производитель должен идти в арбитражный суд. Значительную часть этих судов производитель проигрывает", – заключил Фалдин.
P.S. Как ИМ не попасть под реактивный баномет НОТА – вы сможете спросить у представителей Яндекс.Маркета Алексея Авдея и Александра Феоктистова уже завтра, на конференции "Электронная торговля-2014".