Новый суверенный потребитель
Покупатели в России всё больше отходят от потребительского ража и пересматривают структуру своих расходов, переходя на экономный режим потребления. Они более аккуратно планируют расходы и переключаются на более дешёвые категории товаров, запасаются продуктами. При этом дорогие товары длительного пользования начинают рассматриваться в качестве инвестиционного продукта. Таковы результаты исследования компании Intelligent Research for Growth (IRG), приводимые газетой "Ведомости".
Причина: потеря уверенности в безоблачном нефтяном будущем. 69% опрошенных признают, что за последнее время пересмотрели структуру своих расходов и сбережений. Половина опрошенных считают, что к октябрю экономическая ситуация в стране ухудшилась по сравнению с началом года, 61% говорят, что почувствовали рост расходов на продукты питания, а 49% потребителей утверждают, что почувствовали финансовые затруднения.
Потребители реагируют на эти внешние раздражители оптимизацией своих расходов.
Во-первых, они начали покупать более дешёвые субституты или аналоги товаров. Таковых среди опрошенных оказалось 37%. В первую очередь такое изменение поведения затронуло категорию потребителей с высокой эластичностью спроса по доходу – женщин 30-45 лет, ещё не склонных отказывать себе в излишествах при наличии "лишних" денег, но уже знающих цену этим деньгам и к тому же в большой своей доле вынужденных думать о семейном бюджете. "Мы отмечаем падение среднего чека и общее снижение спроса в дорогой (свыше 15 тыс. рублей) электронике", указывает генеральный директор Wikimart Максим Фалдин.
Во-вторых, покупатели начинают просто отказываться от приобретения новых предметов не первой необходимости. До 66% выросло количество покупателей, пересматривающих в сторону уменьшения расходы на одежду и обувь (в апреле таких был 51%), 47% готовы полностью отказаться от поездок за границу, а 39% — перестать ходить в кафе и рестораны.
Исключением здесь становятся некоторые товары длительного пользования, на них начинает оказываться инвестиционный спрос. Представитель "М. Видео" Антон Пантелеев подтверждает, что покупку техники потребители действительно рассматривают как инвестицию. По его словам, сейчас в магазинах сети наблюдается определённый рост, который, впрочем, можно связать и с девальвацией.
Таким образом, оптимизация из-за ухудшения потребительской уверенности в целом приводит к переключению спроса от предметов роскоши на товары первой необходимости и относительно дорогую технику. А обвал курса рубля и всплеск инфляции дополнительно заставляет потребителей, как и следует из экономической теории при расстройстве денежной системы, "уходить в качество". Спрос на рубли падает, частично переходя на эти товары.
Одно из самых заметных изменений, пришедших с кризисом в России – это перекос курса валют, для потребителя явно ставшим большим ударом, пояснил Oborot.ru генеральный директор холдинга KupiVIP Владимир Холязников. "Естественно, в такой период люди стали меньше покупать, в том числе дорогих имиджевых вещей, они стараются вложить деньги в крупные покупки: недвижимость, автомобили, бытовую технику. На многих рынках в эпоху кризиса наблюдался некий взлёт".
По данным IRG, 11% опрошенных начали запасать продукты питания, а 9% начали инвестировать в крупные покупки. Из них 67% предпочитают покупать бытовую технику, 53% — товары для дома, 49% инвестируют в недвижимость, 41% — в мебель, 35% — в смартфоны и планшеты, 34% — в автомобили, 25% — в товары для ремонта.
А вот на fashion рынке, наоборот, наблюдалась своего рода стагнация, замечает Холязников, так как людям свойственно откладывать покупку одежды в краткосрочной перспективе.
Курс на оптимизацию продолжится и в ближайшем будущем. До конца года 40% ожидают дальнейшего ухудшения ситуации и лишь 11% — улучшения. Таким образом, "тревожные ожидания потребителей в начале года сменились ощущением затяжного кризиса к концу года", указывается в отчёте. В связи с этим весьма скромными могут оказаться новогодние траты. По подсчетам IRG, наиболее сильно снижение покупательской активности может сказаться именно на новогодних бюджетах. Сократить такие траты в этом году готовы 75% потребителей.