"Шпаргалка" для случайных жертв "антипиратов"
В день, когда вступил в силу федеральный закон №187 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях", известный в народе, как "антипиратский закон", Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) сообщила об открытии портала RuTakedown.
Портал призван помочь урегулировать споры в досудебном порядке, обеспечить общественный контроль за исполнением закона и информировать население о принципах саморегулирования в Рунете. Соответственно, сайт включает в себя три основных блока: информационно-просветительский, базу заблокированных сайтов и раздел пользовательских обращений, которые эксперты РАЭК планируют рассматривать с максимальной оперативностью.
"Данный портал поможет пользователям пожаловаться на недоступность контента, владельцам сайтов – на неправомерную, по их мнению, блокировку, правообладателям – на нарушения авторских прав в досудебном порядке. Также на сайте будут доступны рекомендации судам по правоприменению и статистика по заблокированным ресурсам, предоставленная Роскомнадзором", – отметил заместитель директора РАЭК Сергей Гребенников.
Основная миссия проекта RuTakedown заключается в общественном контроле за исполнением Закона и возможности досудебного урегулирования споров между правообладателями и инфопосредниками.
Позиция РАЭК в отношении ФЗ-187 остаётся непримиримой. В Ассоциации считают, что закон в его нынешней формулировке создаёт барьеры на пути развития экономики Интернета, и только внесение предложенных РАЭК поправок может уменьшить возможные негативные последствия.
Комиссия РАЭК проанализировала текст законопроекта и пришла к выводу, что:
- предусмотренные законом процедуры технически неисполнимы;
- закон предоставляет широкие возможности для злоупотреблений;
- п. 1 ст. 1251 и п.1 ст. 1252 полностью нивелируют весь смысл режима ограничения ответственности, предлагаемого статьёй 1253.1;
- бремя определения законности ложится на информационных посредников, что никак не соответствует их сфере деятельности и возможностям;
- правообладатель не обязан учитывать ни ограничения исключительного права, установленные законом, ни возможность свободного использования охраняемых объектов, ни какие-либо иные моменты и не несёт по существу никакой ответственности за ложные и недобросовестно направленные уведомления;
- предлагаемые предварительные меры несоразмерны требованию, которое может заявить истец, влекут массовое нарушение прав третьих лиц (добросовестных правообладателей и пользователей), а также противоречат практике применения обеспечительных мер;
- отсутствует ответственность за ложные уведомления и компенсации за обращение за обеспечительными мерами при невыполнении требования о направлении искового заявления в течение 15 дней;
- законопроектом игнорируются правила и особенности определения подсудности заявлений о принятии обеспечительных мер.
Поэтому РАЭК собирается настаивать на принятии во внимание при подготовке законотворческих инициатив предложений, сформированных Отраслью на площадке Ассоциации, неоднократно озвученных и направленных ранее в органы государственной власти.
При этом Ассоциация не одна выступает против "антипиратского закона". Его принятие вызвало шквал негодования среди интернет-компаний, чьи рекомендации не были учтены.
"Законопроект о произвольной блокировке сайтов принят. Его окончательная версия ещё хуже, чем промежуточные. Все поправки интернет-отрасли, которые могли бы добавить в механизм регулирования немного здравого смысла, были полностью проигнорированы. Нынешний текст проекта запрещает в том числе размещать ссылки на страницы, на которых потенциально могут нарушаться исключительные права, и устанавливает ответственность за подобные действия. Добавленная в закон формулировка настолько расплывчата, что применить его можно к кому угодно – к поисковым системам, к добросовестным ресурсам и просто к людям", – пишут в "Яндексе".
"Закон в таком виде представляет потенциальную угрозу для всех сторон. Пользователям будет затруднён доступ к легальному контенту, а правообладатели, которые уже используют легальные платформы для монетизации своего контента, получат меньше возможностей для роста, поскольку закон угрожает развитию Интернета в России. Процедуры блокировки, предусмотренные в законе, создают почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных заявителей в отношении своих конкурентов, и не дают возможности пользователям заявить о своих правах и оспорить требования таких заявителей в случае использования контента в допустимых пределах, например, при цитировании или при использовании работ в общественном достоянии" – считают в Google.
"Законопроект концептуально идёт вразрез с успешным международным опытом, практикой российских судов по проблеме авторских и смежных прав в интернете, и в текущей редакции окажет негативное воздействие на интернет-отрасль", – сказал в интервью Digit.ru руководитель юридической службы Mail.Ru Group Антон Мальгинов.
"Государственная Дума приняла 21 июня закон о борьбе с пиратским распространением фильмов и сериалов в интернете. Этот закон, в силу его непроработанности, ставит под угрозу существование любого сайта в Рунете", – написал издательский дом Look At Media.
"Законопроект не только не будет способствовать, а, наоборот, приведёт только к большому хаосу и оттоку пользователей из Рунета. Основная претензия такая же, как и была к 139 федеральному закону, – это механизмы, которые прописаны", – сказал в интервью "Вести ФМ" директор по связям с общественностью RU-CENTER Андрей Воробьёв.
"Закон был проведён, по сути, без консультаций с интернет-сообществом и IT-компаниями. В законе много странных положений: например, вместо DMCA используется какой-то абсурдный принцип, который нигде в мире не существует. Такое впечатление, что закон принимался под кого-то конкретно. Задача, чтобы закон был сбалансирован, и учитывались интересы всех сторон, как я понимаю, вообще не ставилась", – высказался на портале mnenia.ru Станислав Козловский, исполнительный директор Wikipedia Russia.
1 августа многие интернет-компании устроили акцию протеста. Около 1100 сайтов установили заглушки с чёрной картинкой, скрипты которых были разработаны энтузиастами на портале habrahabr.ru, и пояснением своего отношения к закону.
Однако, нашлись и сторонники нового закона. Как сообщили 26 июля "Ведомости", к коммюнике, подписанному правообладателями и операторами, присоединились интернет-компании RuTube, Ivi, TvZavr, Moovie. У РАЭК и других противников закона это вызвало недоумение. Хотя многие инициативы, описанные в коммюнике, можно считать разумными, но с отраслью этот документ не обсуждался, и в нём есть положения, с которыми интернет-компании не согласны.
Будут ли внесены изменения в "антипиратский закон" или нет – покажет время. Пока RuTakedown взял на себя функцию некоего буфера между правообладателями и инфопосредниками, что позволит немного снизить негативные последствия принятия ФЗ-187.
Уже сейчас есть Питерский АСЦ. Еще несколько строятся.
Реально пока еще ничего не строится. На уровне передачи и оформления земли. А может, и строить в таком виде(8 АСЦ по стране по 3-4 млрд.руб.) не надо.
Поскольку по факту такие зональные АСЦ на 5-10 регионов и становятся "бутылочным горлышком"(на примере Московского АСЦ), ухудшая сроки пересылки почты. Вообще, начальная концепция сети АСЦ образца 2005 года, то, как это реализовано на сегодня в Московском и Питерском АСЦ, и то, что планируется, вроде бы, в новой Стратегии Почты - разные вещи.
Экономическая эффективность таких АСЦ - вообще отдельный вопрос.
А по тарифам, на мой взгляд, лучше принять "нулевой вариант" - заморозить на з года, к примеру. Свернуть