Одежде в e-commerce прочат светлое будущее
Сегмент одежды и обуви показал феерический рост онлайн-продаж в 2012 году – 150%. Такую информацию по итогам своих исследований интернет-рынка предоставила "Оборот.ру" компания РБК. Объем интернет-продаж одежды, обуви и аксессуаров за неполный 2012 год составил 51,7 млрд руб., тогда как в 2011 году – он оценивался в 20,7 млрд. По объему продаж эта товарная категория занимает 2 место – после цифровой и компьютерной техники (70,7 млрд руб. за 2012 год). Об этом говорится в исследовании РБК.research "Российский рынок интернет-торговли: товары 2012".
Одежду, обувь и аксессуары приобретали в 2012 году почти половина респондентов (45% от числа опрошенных пользователей, совершавших покупки в интернет-магазинах). Для сравнения, в 2010 году этот показатель составлял всего 30,9%. Если по объему продаж эта товарная категория на 2 месте, то числу покупателей она уверенно держит лидерство.
Самый популярный онлайн-магазин одежды в 2012 году – Quelle. За год в нем совершили покупки почти треть интернет-пользователей, покупавших одежду, обувь и аксессуары онлайн. Второе место занял Otto с 21,8% покупателей. Тройку лидеров замыкает KupiVIP.
РБК.research отмечает и главные факторы, которые все еще тормозят развитие в этом секторе. Среди них – отсутствие для онлайн-покупателя возможности "потрогать" и примерить одежду, сложности с определением размеров и переводом их из российской в американскую и европейскую таблицы, невозможность точно передать цвет и оттенок на фотографии.
При этом развитию рынка способствует тот опыт дистанционной покупки одежды и обуви из каталогов, который уже есть у многих россиян. Именно этот опыт и является тем конкурентным преимуществом Quelle и Otto, которое позволило им опередить других игроков рынка.
В 2012-2013 годах, по данным исследователей, сегмент одежды и обуви ждут серьезные изменения. Это связано с недавними огромными инвестициями в холдинг KupiVIP ($38 млн), объединяющий проекты ShopTime и KupiVIP, а также в интернет-магазин Lamoda ($40-80 млн).
Женщины покупают одежду чаще
Основная аудитория онлайн-магазинов одежды пока еще носит юбки. Женщины по-прежнему чаще мужчин покупают одежду в Интернете. Это подтверждает исследование РБК "Российский рынок интернет-торговли одеждой, обувью и аксессуарами 2012". Среди респондентов,которые покупали в этом году одежду или обувь в Сети, 66,8% составляют женщины. Так что "заманивать" покупательниц по-прежнему надо на женских форумах и тематических сайтах.
Москва и Питер отстают, перспектива – в регионах
Одежду и обувь в Сети одинаково часто покупают опрошенные из практически всех рассмотренных географических зон. Как ни странно, "отстают" здесь традиционно продвинутые Москва, Московская область и Петербург.Видимо, причина в том, что в этих городах выбор одежды очень богат и в офлайне. Лидируют по числу покупок оставшиеся города-миллионеры России, а также крупные города с численностью населения от 100 до 500 тыс. чел. Причина снова кроется в офлайне: в этих городах трудно или практически невозможно найти крупные офлайн-магазины с большим ассортиментом одежды и наличием всех размеров.
Одежду и обувь в интернет-магазинах покупают не самые бедные россияне. Большинство интернет-покупателей имеют среднемесячный доход на одного члена семьи более 30 тыс. руб.
Комментарий эксперта
Борис Овчинников, Data Insight:
"Важно, что основная часть интереса к онлайн-покупкам одежды сконцентрирована за пределами Москвы и Питера и даже за пределами крупных городов. Cкудость ассортимента оффлайнового ритейла в небольших городах создает мощный стимул для покупок в онлайне.
В то же время, на мой взгляд и судя по тем цифрам, которые мы видим, онлайн-рынок одежды достиг временного потолка роста. Активные рекламные кампании ведущих игроков рынка вовлекли в онлайн-покупки одежды и обуви практически всех, кто уже психологически готов к этому и кого устраивает нынешний уровень сервиса.
Но через год-два, максимум три, рынок снова должен пойти в рост – "созреет" новая аудитория. Новый виток роста начнется быстрее и будет более мощным, если лидерам данного сегмента e-commerce удастся существенно улучшить оффлайновую составляющую своего сервиса: скорость доставки, удобство примерки, уровень обслуживания со стороны тех, кто доставляет или выдает заказы".
6 покупок в год
Чаще всего из товаров данной категории в Интернете покупают одежду. Далее следует обувь и только затем – различные аксессуары. Если же рассматривать отдельные предметы, популярнее всего – топы и футболки (их покупают в Сети 39,8% опрошенных), джемперы, свитеры, пуловеры и кофты (35,4%), рубашки и блузки (29,4%), нижнее белье (27,5%), джинсы (26,5%). Вслед за ними идут сумки и рюкзаки (25,2%).
Реже всего через Интернет покупаются такие предметы одежды, как плащи, пальто, а также деловые костюмы. Причина в первую очередь кроется в дороговизне этих вещей. Покупатели осторожничают с заказами, поскольку не могут полностью оценить через Интернет все характеристики приобретаемой вещи.
Сумма среднего чека онлайн-покупки в данной товарной категории оказалась в районе 3 тыс. руб. В среднем респонденты покупают в Сети одежду достаточно часто – около 6 раз в год. Аксессуары приобретаются около 5 раз в год, а обувь – около 4 раз.
Вот теперь горюют. Так как в обычных магазинах еще можно купить по старым ценам, получается дешевле. Или же "если б я знала, что выйдет такая цена, выбрала бы марку попроще", многие не знают, что теперь делать - то ли отказываться и терять предоплату (а там часто и 50%), то ли платить в 2 раза дороже. Свернуть