Государство защищает продавцов от маркетплейсов и права потребителей. ФАС против Яндекса. Новости недели глазами юриста
Неделя порадовала двумя новостями, выявляющими общую тенденцию: свободная рыночная экономика невозможна без защищенных продавцов, имеющих возможность напрямую выстраивать свои отношения с покупателями, которые при этом тоже должны иметь механизм самостоятельной защиты своих прав при покупках онлайн.
Госдума обсудила внесение изменений в Закон о "Защите прав потребителей"
Сперва законодатель озаботился вопросом более комфортной защиты прав потребителей и уже в который раз предложил создать доступный сервис для досудебного, претензионного порядка разрешения споров между продавцом и покупателем. Это, разумеется, в том числе и попытка снизить нагрузку на суды в РФ, который явно перегружены достаточно простыми делами о защите прав потребителей. Но и, в том числе, мера реализации обязанности продавца отвечать на претензии покупателей онлайн-магазинов, закрепленная в новых правилах торговли.
Государство решило защитить продавцов от маркетплейсов
Следующим шагом логично стала попытка защитить продавцов при торговле через маркетплейсы. проблема действительно существует и она действительно прежде всего связана с неурегулированностью этой новой для отечественного законодательства формой организации торговли.
Форма "офлайн-ярмарки" оттачивалась веками, за тысячелетия сложились типичные способы взаимодействия, общепризнанные нормы урегулирования конфликтов. Онлайн-ярмарки или рынки, чем, по сути, являются маркетплейсы — пока еще форма новая, как и собственно интернет-торговля. Тем не менее, по данным того же Минпромторга, за 2020 год в онлайн-торговлю пришло 10 миллионов новых покупателей. И на этом фоне, когда уже совершенно понятно, что выбор покупателя на стороне онлайна, недовольство сотрудничающих с маркетплейсами продавцов не могло не выкристаллизоваться. Это по-прежнему конфликт между крупным бизнесом и малым, причем крупный игрок здесь выступает с позиции монополии: диктует свои условия, не считаясь с интересами других сторон и, очевидно, считая, что в любом случае продавцов и поставщиков меньше не станет.
В своем обзоре результатов мониторинга (который, кстати, не является претензией в общепринятом смысле) Минпромторг действительно проговорил самые серьезные проблемы. Что важно, министерство открыло возможность дискуссии и предложило направлять комментарии по этим ключевым вопросам. Кроме того, оно заявило, что открыто для предложений по внесению изменения в российское законодательство. Насколько оно окажется открыто на деле, покажет время, но сама инициатива смотрится очень неплохо.
ФАС против "Яндекса"
Ну и, конечно, не может не радовать юридическая дискуссия "Яндекса" и ФАС.
На самом деле она крайне важна в смысле понимания границ антимонопольного регулирования. С одной стороны, формально действия "Яндекса" подпадают под определение нарушения конкуренции (согласно закону, конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке). С другой: в глобальном смысле "Яндекс" не является единственной поисковой системой в русскоязычном сегменте Интернета, поэтому усмотрение по-прежнему остается на стороне потребителя, а сам Яндекс, вероятно, сложно назвать имеющим "возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам".
Ну и, конечно, отдельную правовую проблему представляют границы деятельности предпринимателей в рамках защиты этой самой конкуренции, ведь, как ни крути, предприниматели должны выступать самостоятельными участниками экономических отношений. На настоящий момент мы наблюдаем "калибровку" взаимодействия ФАС и "Яндекса", которая, вероятно, в дальнейшем станет моделью взаимодействия госорганов с предпринимателями во всех подобных ситуациях.
Артем Гришин никто, ООО "Эффект Плюс" |
Абсолютно согласна, что электронный документооборот в целом и маркировка в частности - вещи хорошие и полезные. Но, понятное дело, поначалу все новое встречает сопротивление и отторжение у некоторой части участников оборота. Свернуть