В сегменте FMCG доминируют "чистые" онлайн-магазины. Аналитика Kantar
Онлайн-продажи товаров повседневного спроса (FMCG) в прошлом году выросли в среднем по миру на 20,3%. Они составляют уже 5,1% от всего оборота в сегменте. Такие данные приводит исследовательская компания Kantar Worldpanel. Ее отчет за 2018 год основан на собственных данных и материалах GfK SE. В сумме было проанализировано 428 000 домохозяйств в 46 странах.
Kantar Worldpanel прогнозирует, что доля онлайн-продаж на мировом рынке FMCG к 2025 году увеличится почти вдвое и достигнет 10%. Для сравнения: в Nielsen предполагают, что она составит 11% лишь к 2030 году.
Доля онлайна в мировых продажах FMCG
В прошлом году сильнее всего онлайн-продажи FMCG выросли в США – на 35,9% в деньгах. В континентальном Китае рост составил 32,3%. На эти два рынка в совокупности приходится 84,0% мирового объема онлайн-продаж FMCG.
Высокий и устойчивый рост демонстрируют также Тайвань (+31,9%), Италия (+26,3%) и Южная Корея (+14,0%). В России, по данным GfK, онлайн-продажи товаров повседневного спроса выросли в прошлом году всего лишь на 2%.
Самые быстрорастущие онлайн-рынки FMCG
Самые высокое проникновение интернет-продаж наблюдается в Южной Корее: здесь онлайн совершается свыше 19% всех покупок FMCG. В США этот показатель составляет лишь 4,4%, а значит, у рынка высокий потенциал роста.
Процент онлайн-продаж FMCG в 2018 году
По прогнозам Kantar, лидерство Южной Кореи не продлится долго: к 2025 году доля онлайн-продаж в сегменте в континентальном Китае вырастет до 31,0%. В Южной Корее она будет составлять 24%, а в США "всего" 12,0%.
Прогнозируемая доля онлайн-продаж от общего оборота FMCG к 2025 году
Взрывной рост онлайн-продаж FMCG в США и континентальном Китае в Kantar связывают с успехом интернет гигантов: американских Amazon и Walmart и китайских Alibaba и JD.com. В США на долю Amazon в 2018 году пришлось 53,0% онлайн-продаж товаров повседневного спроса.
Доля рынка FMCG онлайн: интернет-магазины против традиционных ритейлеров
В этом сегменте крупные офлайновые сети зачастую опаздывают с выходом в онлайн, и рынок завоевывают "чистые" интернет-магазины. В целом по всему миру продажи FMCG в "чистых" онлайн-магазинах выросли в 2018 году на 29,0% и составили 71,8% от общего онлайн-оборота в сегменте. В магазинах же, для которых интернет лишь один из каналов продаж, рост составил 3,0%. На их долю приходится 28,2% рынка.
Однако онлайн-магазины доминируют не везде. Например, в Австрии, Германии, Испании и Великобритании большая часть онлайн-продаж приходится на традиционных ритейлеров.
Доля Amazon на рынке онлайн-FMCG составляет всего 8,8% во Франции, 5,0% в Германии, 3,2% в Испании и 1,0% – в Великобритании.
"В Европе онлайн-продажи мультиканальных ритейлеров, как правило, фокусируются на традиционных продуктах питания и напитках. А продажи Amazon в большей степени ориентированы на товары для ухода ", – объясняет директор по развитию глобального бизнеса электронной коммерции в Kantar Worldpanel Эрик Бэтти. Он указывает на то, что традиционные магазины наращивают долю в онлайне за счет услуги самовывоза. Так доля французской сети E.Leclerc на онлайн-рынке страны в 20 раз превышает долю Amazon благодаря пунктам выдачи заказов DRIVE.