подписка
Подписаться
10/08/2022

Вынужденный переход на российский софт для управления логистикой: так ли это просто и как с ним справляются компании

Многие российские компании и ранее использовали отечественные программы для транспортной логистики, однако есть и те, которые вынуждены переходить на них в связи с уходом с российского рынка таких IT-гигантов, как SAP или Oracle. Но так ли хороши отечественные аналоги зарубежных продуктов? И в чем сложности перехода? 

О том, что происходит с IT-инфраструктурой в логистической отрасли, рассказали технический директор Flexcore Александр Мариков, директор департамента информационных технологий компании "Курьер Сервис Экспресс" Александр Трошкин, генеральный директор компании "Грузовичкоф" Рафаиль Купаев и президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.

Начнем с того, что текущая ситуация создала множество проблем разным сферам бизнеса и IT-рынок — не исключение. Особенно сильный удар пришелся на Enterprise-сегмент, который работает с полностью платными продуктами, такими как SAP (ABAP). То есть, если созданные и запущенные модули продолжают работать, то их техподдержка и написание новых попросту невозможны после ухода компаний-разработчиков.

С такими проблемами уже столкнулись некоторые компании из сферы доставки. Поскольку они частично потеряли свой технический сервис, то вынуждены быстро искать замену и переходить на российские продукты, никак не зависящие от зарубежных разработчиков. Но даже если такой софт найден, то проблем меньше не становится.

Так, например, компания "Курьер Сервис Экспресс" использует логистическую информационную систему "1С" — АБ.КАРГО. Данный продукт функциональный и ничуть не уступает западным аналогам, но есть ряд "но".

В данной системе недостает инструмента взаимодействия на всех участках доставки груза со всеми соисполнителями в рамках единого информационного пространства. Кроме того, мы испытываем трудности с набором персонала, хотя платформа "1С" и считается  самой популярной. Связано это с отсутствием на рынке специалистов нужной квалификации. Подобная проблема существует и у самого разработчика АБ.КАРГО.

Директор департамента информационных технологий компании "Курьер Сервис Экспресс" Александр Трошкин.

Также компании должны не просто заменить неработающие сегменты процесса, но и решить ряд технических моментов из-за различий в стек-технологиях.

Для этого бизнесу важно определиться, по какому пути он пойдет — будет ли оставлять работоспособную часть системы на невыгодном (санкционном) стеке и заменять только неработоспособные элементы, например, блок маршрутизации последней мили, полностью перейдет на новую платформу или же заменит только определенные микросервисы. Рассмотрим подробнее каждый вариант.

Вариант №1 – частичная замена элементов системы

Если компания решила оставить часть системы на зарубежном стеке и заменить только неработающие элементы, то это на первый взгляд действительно наиболее экономичный сценарий развития ситуации. В этом случае предстоит соединить по средствам API и микросервисов две разработки и таким образом решить проблему. Временно.

В дальнейшем большую часть затрат, как физических, так и материальных, придется выкинуть и переводить технический процесс на новую программу. Опасность кроется еще и в том, что выбранный софт не закроет весь бизнес-процесс и полностью перейти на него невозможно. В этом случае компании придется подбирать недостающее компоненты у других продуктов и интегрировать их. Однако для разработчиков ПО такой вариант является отличной практикой, ведь, отработав переход на каком-то клиенте, у следующего он будет происходить уже значительно проще.

Технический директор Flexcore Александр Мариков.

В настоящее время именно этот метод подключения практикуется чаще всего.

Вариант №2 – полный переход на новую платформу

Это очень сложный сценарий для крупных компаний с отлаженными механизмами, но самый верный для работы на перспективу. В этом варианте все зависит от того, сможет ли компания довольно продолжительное время работать с текущим софтом и параллельно настраивать новые процессы. "Для таких полноценных переходов требуется примерно 6 месяцев. Если бизнес готов работать в таком режиме, то определенно этот вариант выгоднее", — говорит Мариков.

Вариант №3 – замена только определенных микросервисов

Данный метод позволяет поменять используемый внешний сервис, например, запросы геокодирования и прокладки маршрутов. При помощи своих программных решений можно полностью адаптироваться к виду и формату запросов-ответов, с которыми работал санкционный сервис, и заменить его без каких-либо доработок текущего ПО. Такой вариант имеет низкий порог вхождения и быстро внедряется. 

Заменить такие высокотехнологичные системы как SAP, Microsoft и Oracle достаточно непросто, но вариантов нет

Screenshot 2

Поделиться мнением относительно ситуации в целом мы попросили Александра Митюкова. 

SAP, Microsoft, Oracle уходят из России, но в логистике, в ecommerce и отчасти в ритейле сложилась уникальная ситуация, когда все основные системные IT-разработки — это собственные программные решения. И риски ухода западных компаний не несут значительных рисков и тем более инфраструктурного коллапса. Wildberries, Ozon, DPD, X5, "Сбер", "Грузовичкоф" и многие другие — работают на собственных программных решениях.

Что касается тех компаний, кто использует в своих системах программные продукты вышеперечисленных компаний, то и тут есть решение и все достаточно оптимистично, хоть и требует включения дополнительных ресурсов компаний.

В России достаточно сервисных компаний и специалистов с достаточным опытом работы с SAP, Microsoft, Oracle и приложениями на их основе, они смогут обеспечивать поддержку действующих IT-систем. С помощью интеграторов использовать собственные системы в стабильно работающем состоянии можно будет еще долгие годы. Поддержка ПО без самих компаний (SAP, Microsoft, Oracle) может продолжаться.

Но, конечно же бесконечно это продолжаться не может, поскольку необходимо получать обновления и постоянно "латать" уязвимости — путь тупиковый. При изменении бизнес-процессов есть риск того, что системы перестанут работать корректно, плюс можно потерять доступ к системам и данным, расположенным в облаке.

Заменить такие высокотехнологичные системы как SAP, Microsoft, Oracle достаточно непросто, но вариантов нет. Необходимо как можно быстрее внедрять  продукты отечественных производителей, чтобы совместно с ними и желательно при поддержке государства разрабатывать и дорабатывать аналоги. Работа над альтернативными решениями должна быть начата незамедлительно. В России отличная база и сильные IT-компании.

На рынке промышленного ПО в 2021 г. лидером была компания "1С" с долей в 45%, на втором месте — Microsoft с 14,5%, на третьем "Галактика" — с 12%. Доля SAP –  11%.

Многие интернет-магазины применяют свой софт

По словам Александра Трошкина, возникшая ситуация дает толчок к развитию российских IT-решений и изменению подходов к построению инфраструктуры современного предприятия:

Сейчас проводится активное импортозамещение как в части "железа", так и "софта", заключаются новые контракты на производство комплектующих для серверов. Возможно, в иной ситуации быстрый переход на отечественное ПО не позволил бы местным логистическим и курьерским компаниям на равных конкурировать с представителями зарубежных гигантов, таких как DHL, FeDex. Однако в связи с уходом с рынка нерезидентов, появилась реальная возможность на деле отработать российские решения.

Так, он приводит в пример свою компанию, где производительность от смены ПО не пострадала, а даже наоборот: статистические тесты показали ее увеличение на 5-30% только за счет оптимизации конфигурации СУБД. На некоторых операциях прирост составил более 200% из-за того, что Postgre использует систему версионирования вместо блокировок.

Важно помнить и о том, что независимые транспортно-логистические операторы, интернет-магазины и маркетплейсы уже успешно применяют логистическое программное обеспечение, разработанное либо собственными силами, либо с привлечением сторонних организаций. Подобные решения есть у OZON, DPD, "СберМаркета", "Мастер Деливери", "Грузовичкоф" и многих других игроков отрасли. Это позволяет оставаться устойчивыми в условиях санкций. 

Президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб Александр Митюков.

Генеральный директор "Грузовичкоф Рафаиль Купаев сообщил, что разработчики компании создали универсальную информационную систему для управления бизнесом пассажирских и грузовых перевозок, которая стала следующим этапом оптимизации процессов предыдущего ПО. Платформа помогает наладить работу водителей, логистов и операторов, и проект уже получил одобрение экспертного совета инновационного центра "Сколково". 

Данная программа позволяет распределять заказы грузового такси (как автоматически, так и вручную), планировать нахождение водителей и автомобилей на линии, отслеживать онлайн их движение, а также статистику и историю по заказам, сведения об автопарках, автомобилях, водителях, производить расчет заработной платы водителей. Благодаря собственной IT-разработке сервис "Грузовичкоф" оптимизировал ценовую политику и логистические процессы, а уменьшение пробегов сэкономило 210 тонн топлива.

Бесплатно  не значит плохо

Но не только значительная экономия сил и времени стоит за отказом от иностранного ПО – компании берегут денежные ресурсы. Так, например, "Курьер Сервис Экспресс" перешел с платного импортного ПО Microsoft SQL Server на бесплатную СУБД Postgre с большим российским сообществом для конфигурации "1С: Бухгалтерия предприятия", "Зарплата и управление персоналом", "Управление автотранспортом".

Использование СУБД PostgreSQL для развертывания на нем 1С является приемлемым решением в условиях ограниченного бюджета. База будет работать не так быстро как на MSSQL, но зато не нужно платить за лицензии.

Мы также отказались от лицензий MS Windows Server и MSSQL Server. Вторая, например, для проектов 1С КСЭ обходилась в 3600 долларов на 2 ядра. В рабочем контуре использовалось 18 до 24 ядер. Рабочих серверов БД – три, то есть общая стоимость составляла порядка 130 000 долларов. Плюс обязательная покупка лицензии для резервных серверов. Использование СУБД Postgre полностью бесплатно, как и применяемые под его установку операционные системы  Ubuntu и CentOS.

Директор департамента информационных технологий компании "Курьер Сервис Экспресс" Александр Трошкин.

Внимание со стороны правительства

Государство тоже не осталось в стороне  в течение ближайшего года, как отметил представитель "Курьер Сервис Экспресс", на высшем уровне планируется принятие ряда правовых актов, направленных на усиление суверенитета российского бизнеса, его стимулирование посредством полного отказа от использования импортного ПО и предоставления субсидий на покупку отечественных программ для ряда компаний, в том числе логистических.

"Недавно мы получили разъяснения от ФНС России о том, что логистические компании могут выделить свои IT-департаменты в отдельный бизнес (другое юридическое лицо). Это не будет расценено налоговыми органами как применение схемы уклонения от налогообложения. Данная реорганизация позволит получить меры поддержки IT-отрасли для сотрудников", – рассказал президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб.

Прокомментировать
Читайте также
Александр Караваев
Руководитель по коммерции, Логистический оператор федерального значения TopDelivery
16/09/2022
TopDelivery предлагает новый продукт для маркетплейсов. Что такое CrossDelivery и как это работает? - обсуждение 3
Здравствуйте, Леонид!

Разумеется, ничего нового мы не изобретали — во всяком случае, для мира логистики, в котором понятие и процесс кросс-докинга давно известны. Этот процесс новый (или, скорее, был новым на момент написания статьи) прежде всего для нас самих. Единственное, что здесь можно считать нашим собственным изобретением — название услуги: CrossDelivery. Это — да, это прям наше.

Ответ на второй Ваш вопрос — да, плюс один день на кросс-докинг, но (!) только для тех случаев, когда требуется, собственно, кросс-докинг. Если Вы знаете, что это такое (а Вы, я уверен, знаете) — вам прекрасно известно, почему это всегда + 1 день и почему именно «+1 день» — это даже хорошо.
Но кросс-докинг — не единственное, о чём написано в статье. И даже не главное, если хотите.
Главное — в том, что мы смогли объединить в одну услугу процессы по заборной логистике, кросс-докингу, сортировке и доставке до конечного получателя.

С удовольствием отвечу на любой Ваш (и не только Ваш) следующий вопрос по данной услуге, как в рамках данного форума, так и в личной беседе. Вам и вообще любому желающему я готов сообщить свои личные контакты, достаточно просто написать мне в ЛС.
Хорошего дня! Свернуть
Здравствуйте, Леонид! Разумеется, ничего нового мы не изобретали — во всяком случае, для мира логистики, в котором понятие и процесс кросс-докинга давно известны. Этот процесс новый (или Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Константин Якунин
сео, фулфилмент-оператор ExpressRMS
26/08/2022
Ищу склад с доставкой по России 2
В СберЛогистику постучитесь - у них был фф-склад в Екб.
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
11/08/2022
Что "Яндекс" говорит по поводу вероятного переезда своего подразделения беспилотников и роботов-доставщиков в Израиль?
Такую миграцию компания отрицает, даже акцентирует внимание, что эти технологии точно останутся в РФ. Но при этом признает, что вынуждена выполнять требования законодательства других государств. И что же в итоге они делают?... Подробнее
09/08/2022
"Лента" продает все, что осталось от лишней доставки еды в регионе. Вы бы купили?
Мы все же не уверены, что продавцом выступает именно сама сеть. Возможно это уже посредник. Тем более, что товар специфичный. Бренд уже не работающего сервиса оценили в 550 тыс. рублей. Что еще предлагают покупателю?... Подробнее
08/08/2022
Таблица умножения, наклейки на соски и еще 18 товаров: в Екатеринбурге совершено самое бессмысленное преступление в истории российского ecom'а (ВИДЕО)
В кадре - ограбление ПВЗ KazanExpress. Нападавшие явно рассчитывали на более ценную добычу. Но вместо этого попали на камеры, порезались, уволокли большой мешок наполнителя для кошачьего туалета и очень странный набор вещей... Подробнее