подписка
Подписаться
Андрей Трубицин и Елена Варламова
30/10/2002

Современные стандарты сайтостроения

Источник: «Компьютерные и информационные технологии»

Развитие интернет-индустрии, начавшееся в период бурного роста Сети, на первых этапах характеризовалось стремлением наиболее активных и прогрессивных представителей бизнеса реализовать свое присутствие в Интернете за счет создания и продвижения собственных онлайновых проектов. Но беспрецедентная новизна Интернета как среды для построения бизнес-решений не позволила сразу адекватно оценить весь диапазон открывшихся возможностей, что привело к появлению множества тщательно спроектированных сайтов и порталов, по сути выполнявших функцию рекламных буклетов компаний и отраслевых объединений. Вполне закономерно, что при всей своей, казалось бы, ориентированности на экономику даже лучших образцов этих ресурсов, модель получения дохода у них практиковалась одинаковая и незамысловатая – привлечение максимального числа посетителей с целью продажи рекламы на своих страницах. Возникшая при этом индустрия сервисов – рейтинги, счетчики, баннерные сети – служит именно такой экономической модели интернет-проекта.


Очевидно, что эта модель, хотя и имеет право на существование, очень слабо связана с экономикой, что, собственно, и подтверждается нынешним положением вещей – большинству экспериментов в области порталостроения так и не удалось достичь окупаемости. И многие шумно стартовавшие проекты, среди которых можно вспомнить информационную систему www.Extra.ru, службу www.Port.ru, портал www.e-start.ru и т. д., к настоящему времени либо закрыты, либо заморожены в ожидании новых инвесторов, в появление которых создатели ресурсов уже не слишком верят.


К слову сказать, не верят совершенно напрасно. Именно сейчас у владельцев сайтов есть возможность в кратчайшие сроки и без лишних формальностей получить необходимое им инвестирование, причем получить непосредственно в Сети. Но к этой теме мы вернемся позже. А сейчас – несколько слов об изменениях, происходящих на рынке онлайн-технологий.


Суть этих изменений заключается в зарождении и постепенном становлении в Сети полноценной и продуктивной онлайн-экономики, ориентированной на создание и реализацию товаров и услуг с использованием ключевых особенностей интернет-среды, таких как широта охвата аудитории, отсутствие привычных географических границ, возможность мгновенного получения доступа к информации, представленной в Сети. И сегодня естественным ожиданием от внедрения интернет-решений в бизнесе является качественное влияние на способы оказания услуг и продажи товаров, которое может выражаться в реализации следующих функций и процессов:


– разъяснение клиентам основных свойств предлагаемых товаров и услуг, способов их применения и условий получения;


– оказание консультативной помощи клиентам, желательно без участия человека-оператора;


– прием и оформление заказов, связь с бухгалтерской системой компании;


– оформление и доставка выбранного посетителем товара или услуги;


– прием оплаты за товары и услуги;


– контроль за наличием продукции на складах, автоматический заказ недостающего у поставщиков;


– получение онлайн-статистики по продажам, внешний аудит деятельности;


– накопление статистических данных о посетителях с целью получения маркетинговых выводов;


– создание базы клиентов и маркетинговая работа с базой, в том числе оповещение о распродажах и скидках;


– реализация механизмов аукционной продажи и коллективных инвестиций;


– создание автомата для построения дилерских сетей;


– создание автомата для продажи рекламных площадей сайта.


Тем не менее, говорить о реализации этих функций на большинстве ныне существующих сайтов пока не приходиться. Причина этого в том, что сайтостроительством занимаются, в основном, специализированные дизайнерские коллективы, не готовые к созданию экономически обоснованных, результативных проектов. И как следствие этого – миллионы бесполезных, связанных баннерным обменом интернет-страниц, раздражение инвесторов и списание на убытки средств, потраченных на создание "представительства в Сети" или "электронного магазина".


Как будут развиваться события? Здесь возможны два пути. С одной стороны – должны появиться (И уже существуют – прим. Ред.) разработчики, способные реализовать приведенные выше функции, с тем, чтобы вновь создаваемые проекты соответствовали требованиям рынка. С другой – наследие экстенсивного роста Сети встроит в уже имеющееся содержание функции и сервисы, отвечающие требованиям реальной экономики.


Предоставим разработчикам заказных систем возможность отличиться самостоятельно. Сейчас же хочется рассмотреть реализованные сетевые технологии, позволяющие существующим и вновь создаваемым "обычным" сайтам стать более "рыночными".


Ключевым моментом становления интернет-экономики является появление большого числа способов приема платежей в Сети (что само по себе могло бы стать объемной темой для повествования). В это же время на рынке появились доступные любому технологические решения для конструирования сайтов (www.Usite.ru, www.Narod.ru), рассылки новостей (www.maillist.ru, www.Subscribe.ru), продажи рекламы, создания магазинов и т. д. И сегодня в Рунете есть все необходимое для того чтобы любой интернет-ресурс, будь-то домашняя страничка, портал или информационный проект, стал активным участником рынка онлайн-торговли, был востребован аудиторией и приносил реальную прибыль своим владельцам.


Далее мы остановимся на возможностях одной из платежных систем – WebMoney Transfer. Наш выбор определяется следующими соображениями:


– WebMoney Transfer достаточно популярна в Рунете (более 300 тысяч активных пользователей);


– она доступна (для ее использования достаточно заключения онлайновых соглашений);


– в ней реализованы автоматизированные интерфейсы для приема платежей, идентификации клиентов, разрешения конфликтов;


– она имеет многочисленные, работающие сервисы, такие как биржа кредитов, фондовая биржа, трастовый сервис и другие.


Итак, для того чтобы онлайн-ресурс стал жизнеспособным и инвестиционно привлекательным, он должен пройти несколько этапов "автоматической сборки", определяющих соответствие получаемого в результате продукта современным стандартам электронной коммерции. Ниже приведены основные требования к интернет-проекту, выполнение которых не составит сложности тем, кто заинтересован в прибыльности своего ресурса.


Первое, сайт должен быть интерактивным, то есть должен обеспечивать взаимодействие администрации ресурса и его пользователей. Для этого на сайте необходимо поддерживать форум и раздел новостей, который предусматривал бы публикацию и модерацию поступающей информации привилегированными (прошедшими специальную регистрацию) пользователями. Будет не лишним предложить посетителям ресурса подписаться на новости, чтобы в дальнейшем они могли, не заходя на сайт, регулярно получать их на свой почтовый ящик. Открытие и ведение подобной новостной рассылки – стандартная процедура, выполняемая за несколько минут на сервисе типа Subscribe.ru. Элементы интерактивности повышают интерес посетителей к проекту, влияют на формирование постоянной аудитории.


Второе, у сайта должен быть администратор, который будет назначать права доступа к различным разделам, следить за своевременным обновлением ресурса и удалять с сайта посторонней, недостоверной или устаревшей информации. Ежедневное администрирование и поддержка сайта в актуальном состоянии способствуют формированию положительного имиджа ресурса.


Третье, желательно публиковать на сайте статистику по количеству посетителей, регистрациям, операциям и т.п.. Дополнительный плюс – оформление статистики в виде графиков и диаграмм, облегчающих визуальное восприятие. Максимальная открытость информации способствует повышению доверия к проекту. Даже если публикуемые показатели пока не слишком высоки, посетитель сайта оценит вашу честность, а в дальнейшем – и положительную динамику развития проекта.


Четвертое, навигация должна быть предельно простой и удобной, с тем чтобы пользователь оперативно получал ответы, на любые вопросы по тематике сайта. Не найдя нужной информации, посетитель может просто уйти, так и не получив четкого представления о вашем ресурсе. Между тем, навигационная задача легко решается размещением на главной странице функции "поиск по сайту", предлагаемой большинством поисковых систем: google.com.ru, finds.ru и другими.


Пятое, любой сайт, а в особенности отвечающий перечисленным выше требованиям – это эффективная рекламная площадка, места на которой должны продаваться в автоматическом режиме, например, через торговый сервис Express Access, реализованный на базе технологии WebMoney Transfer. Владельцу сайта достаточно однократно разместить код сервиса в тех местах, где предполагается продавать рекламу, и он может забыть о проблеме обслуживания рекламодателей. Рекламные места будут продаваться автоматически и мгновенно, без какого-либо личного вмешательства. Предусмотренная сервисом возможность оптовой покупки мест на множестве низко и средне посещаемых ресурсов, позволяет продавать рекламу практически на любом сайте.


Шестое, современный сайт должен иметь как минимум одну страницу, отведенную под онлайн-магазин, создание которого теперь не требует разработки собственного программного обеспечения. Решения от Express Access позволяют вести успешную торговлю всем, у кого есть собственные товары, а также тем, кто еще не пробовал продавать в Сети. Регистрируясь продавцом в одном из разделов сайта Exaccess.ru, поставщик online-товаров и услуг получает в свое распоряжение полностью автоматизированный сервис, обеспечивающий мгновенную гарантированную оплату и доставку цифровых товаров, а также учет отзывов, ведение собственной бухгалтерии и многое другое. Размещение на сайте продавца ссылки на его персональный раздел торговой площадки Express Access равносильно открытию на сайте собственного сервиса продаж.


Как говорилось выше, отсутствие опыта продаж – не препятствие для открытия на вашем сайте магазина, например, агентского. Для этого достаточно разместить на одной из страниц сайта стандартную таблицу ссылок на продаваемые через сервис Express Access товары, содержащую информацию о наиболее интересных предложениях. Покупатели отмеченных товаров, пришедшие на ExAccess.ru по ссылке с агентского сайта, будут приносить агенту стабильный процент с каждой совершаемой ими покупки.


И, наконец, завершающий и наиболее ответственный этап работы над сайтом – инвестирование и создание сетевого предприятия. Мы уже упоминали о том, что в Интернете можно найти инвесторов, готовых вкладывать средства в развивающиеся проекты. Главное – правильно искать. Уже несколько лет в Сети существует уникальный ресурс, реализующий программу венчурного финансирования интернет-проектов. Это биржа INDX.ru. Владельцы самых различных ресурсов могут получить здесь стартовый капитал для дальнейшего развития бизнеса за счет продажи проекта на открытом биржевом аукционе, обеспечивающем долевое участие в финансировании. На сегодняшний день на бирже зарегистрировано более 7 тысяч трейдеров (потенциальных инвесторов), высокая активность которых обусловлена распределением финансовых рисков между множеством вкладчиков. Все трейдеры являются участниками системы WebMoney Transfer, поскольку большинство биржевых операций осуществляется с использованием ее технологии.


На практике создание сетевого предприятия выглядит следующим образом. Владелец сайта публикует на INDX.ru свой бизнес-план, в котором указывается оценочная стоимость ресурса, а также сумма, необходимая в качестве стартового вложения в его дальнейшее развитие. Назначается управляющий создаваемого венчура и проводится online-аукцион по первичному размещению долей проекта. Каждый зарегистрированный на бирже участник может выставить заявку на покупку любого количества долей (как правило, спрос значительно превышает предложение). В ходе аукциона формируется венчурный капитал, поступающий в распоряжение владельца сайта. В дальнейшем держатели выкупленных на аукционе (либо на вторичных торгах) долей участвуют в голосованиях, определяющих стратегию развития сетевого предприятия, получают дивиденды от приносимой проектом прибыли.


В заключение, приведем несколько практических примеров использования перечисленных технологических решений для встраивания интернет-ресурсов в рыночную инфраструктуру Сети. Один из наиболее доступных вариантов коммерческого проекта – агентский магазин с мгновенной доставкой Intershop. Здесь продаются различные товары, размещенные в сервисе Express Access. Простая навигация, наличие форума и раздела новостей, легкие для восприятия тексты производят хорошее впечатление на клиентов. Еще один успешный проект – сервис конструирования аудитории Visiting.ru. Он стал первым зарегистрированным на бирже INDX.ru интернет-предприятием и за 3 года работы выплатил держателям долей несколько десятков тысяч долларов дивидендов (подробнее о сервисе вы можете прочитать в обозрении Cnews.ru "Рынок онлайновой торговли"). Удачный пример воплощения бизнес-идеи – учебно-консультационный проект Referatonline.ru, созданный с нуля группой преподавателей за счет средств, собранных трейдерами биржи INDX. Правильная стратегия развития выбрана игровым порталом Gnomes.ru, на котором все желающие могут делать ставки и получать выигрыши на WebMoney-кошельки.


Можно было и дальше продолжать этот список, состоящий из совершенно различных по тематике, функциональности и посещаемости сайтов, владельцев которых объединяют две общие черты – это способность адекватно оценить возможности интернет-рынка и готовность использовать коммерческий потенциал своих онлайн-ресурсов.

Прокомментировать
Читайте также
Олег Краюшкин
28/10/2004
PCHome - еще один любитель грязной рекламы 18
А можно его оставить, но изучить и поправить настройки в разделе Параметры. И все будет нормально.

Хотя, конечно, варварский способ "вламываться" без разрешения хозяина на его ПК, нормальной рекламой и чистым бизнесом назвать нельзя. Свернуть
А можно его оставить, но изучить и поправить настройки в разделе Параметры. И все будет нормально. Хотя, конечно, варварский способ "вламываться" без разрешения хозяина на его ПК, нормаль Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции
30/10/2002
"Финмаркет" об электронной коммерции
«Финмаркет-Бизнес» представляет собой интернет-журнал, в котором читатели смогут найти актуальную информацию о событиях российского делового сообщества. Отдельные рубрики освещают события экономики и финансовых рынков, электронной торговли, промышленности... Подробнее
Главная Новости Привлечение клиентов Продвижение бренда
29/10/2002
Штраф за использование товарных знаков на сайте
В соответствии с текстом документа, правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать его использование другими лицами, причем нарушением права признается несанкционированное использование товарного знака на товарах, этикетках и упаковках при выполнении работ и оказании услуг в сети Интернет... Подробнее
28/10/2002
Государственным поставщикам придется снизить цены и освоить новые технологии
Система позволяет организовывать торгово-закупочную деятельность государственных учреждений на основе технологий для электронной коммерции с использованием международных стандартов управления информацией. 9 октября состоялись первые торги по закупке лекарственных сред в рамках работы торговой площадки «Госзаказ», созданной на базе системы... Подробнее
Andre
25/06/2002
Закрытие магазина бытовой техники на всем.ру 8
Вот! А я о чем говорил? Причем здесь клиенты? Или, извиняюсь, покупатели? Так же см.статью "Home-club и 003 – друзья-конкуренты" на этом сайте.
Форум Тенденции развития Российские тенденции