Каким должен быть сайт для франчайзинговой торговой сети. Единый, но уникальный для каждого
Управление сетью торговых точек — сложная задача. Особенно, если это сеть франчайзи — отдельных ИП или ООО, каждый из которых норовит использовать свои ИТ-решения или работать со своими поставщиками и партнерами. Очень часто разброд виден даже в версиях сайта. О тонкостях разработки сайтов для франчайзинговых сетей рассказывает Владимир Завертайлов, основатель scrum-студии "Сибирикс".
Многие владельцы франшизы идут по самому простому пути — создают для каждого региона отдельную копию сайта и отдают ее администрирование на откуп местному партнеру. Тем самым франчайзер получает головную боль и лишние расходы на поддержку сайта — при таком походе о централизованных обновлениях сложно даже говорить. Придется работать с каждым сайтом отдельно, с учетом всех его особенностей и подключенных систем.
Более рациональный подход — создание единого сайта и его интеграция с ИТ-решениями на местах — изначально кажется сложным, но на самом деле это не так.
Задача разработать и запустить сайт для торговой сети по сути делится на два больших блока — разработать сам сайт, а затем унифицировать процесс интеграции с локальными системами франчайзи.
Создаем сайт: единый для всех, но уникальный для каждого
У сети (не важно, федеральной или франчайзинговой) должна быть одна, единая версия сайта, учитывающая особенности каждого региона или представителя.
Региональные настройки
Мы рекомендуем разрабатывать единую структуру ключевых страниц и дизайн, но большую часть "начинки" оставить кастомизируемой. Чаще всего общих, регионально-независимых разделов на сайтах торговых сетей меньше, чем тех, которые приходится настраивать под каждого франчайзи.
Так, у региональных партнеров сети может быть своя интеграция с ERP, собственные подключения к платежным системам и службе фискализации, собственные склады товаров, свои системы лояльности и маркетинговые инструменты, например, сервисы рассылок. Кроме того, на местах вероятнее всего будут работать локальные службы доставки со своими собственными интеграциями.
Региональным представителям нужно предоставить возможность редактировать свою часть контента — это и новости, и акционные баннеры, и блоки главной страницы, и настройка видимости товаров в каталоге, лейблы в списке товаров и т. д.
Для Москвы задан один баннер – реклама мобильного приложения сети
Для Барнаула заданы баннеры, которые выводятся в виде слайдера с предложениями продукции
И, конечно, важно разграничить права доступа: каждый региональный франчайзи может просматривать только свои заказы и ни в коем случае не видеть заказы других регионов.
Администрирование сайта
Сайты для распределенных торговых сетей или маркетплейсов мы рекомендуем разрабатывать на фреймворках, например – открытой платформе Laravel. Популярный в России Битрикс, безусловно, хорош для интернет-магазинов, но изолировать доступ к заказам каждого региона с помощью этой CMS не получится. Можно лишь настроить фильтрацию заказов по регионам, но закрыть региональным админам доступ к заказам и пользователям других регионов — нельзя.
В админ-панели для сайтов крупных торговых сетей мы рекомендуем создавать как минимум две роли пользователей:
- Суперадмин — это человек, у которого полный карт-бланш на управление админкой. Он может редактировать товары: менять картинки, описания. Его изменения будут распространяться на все регионы.
- Региональный админ, который может управлять контентом в рамках своего региона, менять цены и наличие товаров, добавлять к товарам значки — бестселлер, хит, новинка. Региональный админ должен иметь доступ к данным только по своему региону.
С таким разделением система становится более устойчивой: если один регион что-то у себя сломает, у остальных все будет в порядке.
Подключаем локальные ERP
Эта задача едва ли не сложнее разработки самого сайта — у региональных франчайзи могут быть не просто разные версии 1С, но и совсем уж экзотические ERP. Или таковых может не быть вообще — всегда находится хоть один партнер, который управляет товарами через админку сайта.
В нашей практике были проекты, в которых нужно было интегрировать более 40 систем. Делать это в лоб дорого и долго. Но всегда можно унифицировать обмен данными между ERP и сайтом.
Например, можно использовать одну мастер-базу товаров, откуда будут браться все характеристики, описания и изображения. Она ведется на сайте (товары создаются и редактируются только суперадминистратором), или в головной ERP-системе. В свою очередь, каждый регион может задавать цены, остатки и активность товара в своем каталоге. Это снимает с франчайзи нагрузку по заполнению контентом товарной базы и обеспечивает высокую гибкость управления каталогом.
Артикулы в базе данных региональной ERP должны совпадать с артикулами на сайте. Об этом должны позаботиться сами регионы, но для них можно завести на сайте специальную страницу с быстрым поиском по каталогу — так товар можно будет найти по названию и сверить артикул.
Подключать сразу всех франчайзи не нужно. Выберите одну ERP, из наиболее часто используемых партнерами. Отладьте все импорты и соберите все изменения на стороне франчайзи — их применят у себя все остальные пользователи. Фактически они подключатся по согласованному протоколу, без участия программиста на стороне сайта.
Для тех регионов, которые не работают с ERP, все управление товарами, остатками, заказами будет осуществляться на стороне сайта.
Система лояльности: даем право выбора
Во франчайзинговой сети у каждого региона скорее всего будет своя система лояльности, поэтому важно дать партнерам возможность выбора. Разрешите настраивать ее прямо на сайте или на стороне ERP-партнера.
Подобное решение мы реализовали для сети магазинов спортивного питания Fitness Formula, представленных в 50 регионах. Система лояльности на сайте описывает скидки, бонусы и промокоды. Их можно редактировать в админ-панели. При этом они могут распространяться как на один регион, так и на все сразу.
Если у регионального представителя система лояльности находится в 1С, то при открытии пользователем любой страницы с товарами сайт сделает запрос в 1С текущего региона и получит в ответ либо скидку на товар, либо сумму бонусов, которые начисляются пользователю при покупке товара.
Аналогично система работает и в корзине, при оформлении заказа. Если пользователь введет промокод в корзине, этот промокод сначала будет искаться на сайте. Если в базе данных сайта его нет, тогда сайт обратится в 1С соответствующего региона.
Доставка
Реализуйте на сайте "умные" доставки. Когда пользователь выбирает дату — сайт должен учесть дни недели, режим работы конкретного магазина в конкретном регионе и время, в которое совершается заказ. По всем этим параметрам он рассчитает ближайшую дату доставки, доступную для пользователя.
Продвижение
Франчайзи чаще всего сами занимаются поисковым продвижением своих сайтов. Если вы заменяете новым решением старую структуру с кучей региональных копий, позаботьтесь о том, чтобы сайты не потеряли позиции в поиске. Важно аккуратно импортировать все мета-теги для каталога и прописать 301 редиректы со старых адресов страниц на новые. А региональным администратором дать возможность гибко редактировать метатеги разделов, которым они управляют.