Как изменения на рынке маркетплейсов влияют на организацию доставки. Мнения экспертов
На рынке маркетплейсов постоянно происходят изменения, вводятся новые схемы работы и условия взаимодействия с продавцами. Все это оказывает непосредственное влияние на организацию доставки.
Чтобы получить представление о том, как сейчас обстоят дела с логистикой при работе с маркетплейсами, экспертам было задано несколько вопросов.
- Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом?
- Изменили ли маркетплейсы условия работы с продавцами в 2021 году? Это как-то отразилось на работе транспортно-логистических компаний?
- По какой схеме продавцам лучше работать с маркетплейсами? Если говорить про доставку, то как и при каких вариантах задействованы логистические компании?
- Как вы считаете, каким продавцам выгоднее работать через маркетплейс, а каким – через собственный интернет-магазин, и почему (в целом и с точки зрения логистики – хранение, сборка, перевозка, возвраты)?
- Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?
Александр Митюков, координатор Межрегиональной ассоциации курьерских служб
1. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом?
Взрывной рост прошлого года несколько замедлился и сейчас наблюдается явная тенденция к стабилизации. Несмотря на появление множества маркетплейсов на рынке, большую его часть делят 5-6 игроков. Укрупнение площадок продолжится за счет увеличения количества поставщиков внутри платформ. Значительные финансовые ресурсы крупнейших маркетплейсов позволят им еще больше увеличить долю рынка и эффективнее привлекать как заказчиков, так и поставщиков товаров и услуг. Курьерским компаниям это прибавит работы с поставщиками на крупных маркетплейсах. Качество отработки "последней мили" будет определяющим при выборе поставщика услуг курьерской доставки.
2. Изменили ли маркетплейсы условия работы в 2021 году? Это как-то отразилось на работе транспортно-логистических компаний?
На крупных маркетплейсах, где присутствует большое количество поставщиков, правила для транспортно-логистических компаний не изменились. Изменились условия: сроки, стоимость, качество доставки. Поставщики заинтересованы в том, чтобы товар доставлялся заказчику быстрее, дешевле, в целости и сохранности, улыбающимся курьером и желательно понятно изъясняющимся на русском языке.
3. По какой схеме продавцам лучше работать с маркетплейсами? Если говорить про доставку, то какие нюансы важно учитывать при разных вариантах взаимодействия с маркетплейсами?
Данный вопрос лежит исключительно в плоскости договорных отношений поставщика (продавца) и витрины (маркетплейса).
4. Как вы считаете, каким продавцам выгоднее работать через маркетплейс, а каким – через собственный интернет-магазин, и почему (в целом и с точки зрения логистики – хранение, сборка, перевозка, возвраты)?
Работая и через маркетплейс, и через собственный магазин, продавец всегда должен решать одни и те же задачи: предлагать покупателю товар самого высокого качества, по самой выгодной цене, осуществлять доставку в заявленные сроки на выгодных условиях (платно/бесплатно).
Работая от своего интернет-магазина, продавец вправе самостоятельно регулировать стоимость доставки, договариваясь с логистической компанией. Работая с маркетплейсом, он будет вынужден принимать условия и требования витрины относительно средней цены на товар и сроков доставки. Чтобы соответствовать требованиям маркетплейса, продавец будет вынужден привлекать курьерскую службу с высоким качеством доставки, высокими KPI, способную полностью удовлетворить требования витрины. С другой стороны, размещение его товаров на крупном маркетплейсе позволит существенно увеличить количество реализуемой продукции и соответственно доставки, что на больших объемах может быть значительно выгоднее, нежели торговать от своего магазина, с существенными вложениями в продвижение собственной витрины.
5. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?
По моему мнению, в ближайшее время остановится рост количества вновь создаваемых маркетплейсов и продолжится тенденция к укрупнению площадок – основных игроков рынка. Это неизбежно и вполне логично.
Алексей Шулев, генеральный директор HermesRussia
1. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом?
В прошлом году мы наблюдали значительное увеличение объемов доставки, и до сих пор количество заказов остается на высоком уровне. Очевидно, люди оценили удобство и безопасность онлайн-торговли. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что эта тенденция продолжится в 2021 году. Ключевым драйвером роста бизнеса Hermes в России на ближайшие несколько лет будет дальнейшее развитие сегментае-commerce.
Многие компании начали продавать через маркетплейсы в 2020 году. При этом кто-то закрыл свои магазины, кто-то не стал это делать. У всех разные стратегии, но однозначно мы наблюдаем, что маркетплейсы занимают сейчас большую долю в продажах.
Для потребителей – это экономия времени и возможность приобретать разные категории товаров на одной площадке, а для интернет-магазинов – драйвер продаж. Следовательно, развитие маркетплейсов расширяет возможности совершения покупок в интернете.
Логистические операторы одни из первых почувствовали перераспределение каналов продаж. Наша общая цель состоит в том, чтобы доставить клиенту его заказ, где бы он ни находился, и независимо от способа приобретения товара: на маркетплейсе или напрямую в интернет-магазине.
5. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?
Как правило, продавцы, представленные намаркетплейсах из первой десятки, работают в мультиформатном режиме. То есть, они обеспечивают комплектацию заказов как для собственных интернет-магазинов, так и для маркетплейсов. Причем для последнихэто делается в двух форматах: либо доставки партии товаров до площадки, либо поставки уже собранных заказов.
Хотелось бы отметить, что те продавцы, которые начинают работать с одним маркетплейсом, через некоторое время интересуются работой и с другими площадками. Сегодня складская инфраструктура маркетплейсов очень разнообразна – каждая площадка избрала для себя тот или иной способ работы. Мы считаем, что в среднесрочной перспективе (3-5 лет) форматы работы намаркетплейсах постепенно будут стандартизироваться. А главным драйвером развития станет выстраивание эффективной логистики и увеличение географии присутствия, в том числе за счет увеличения сети пунктов выдачи заказов и числа постаматов. На сегодняшний день это самый популярный способ получения заказа у покупателей. За последний год им пользовались около 68% онлайн-покупателей. В планах Hermes продолжать увеличивать сеть пунктов выдачи.
Также мы наблюдаем большой интерес со стороны маркетплейсов к логистическим операторам. Регулярно получаем от них запросы на сотрудничество. Мы видим себя неотъемлемой частью процесса взаимодействия между онлайн-площадками и клиентами и, следовательно, активно идем в эту нишу. Сегодня мы ведем переговоры о сотрудничестве и синергии с ТОП-10 маркетплейсов.
Алексей Вайсберг, директор по развитию логистического оператора Logsis
1. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом?
Мы как курьерская компания, естественно, видим определенное перетекание объемов продаж из самостоятельных интернет-магазинов в торговые площадки. Некоторые небольшие бизнесы даже закрываются, передавая весь объем своих интернет-продаж в маркетплейсы. Также мы отмечаем развитие нишевых торговых площадок с достаточно специфичными запросами к логистам: и в части оформления документации, и ИТ-интеграции, и обработки заказов. У нас сейчас существует пул клиентов, которые продают товары как от своего имени, так и продукцию мерчантов от имени продавцов. Это крупные нишевые магазины в категориях товаров для детей, DIY и т.д. Очевидно, что этот тренд сохранится – крупные игроки, имеющие развитую собственную клиентскую базу и мощные маркетинговые инструменты, будут оптимизировать работу с товарами и больше внимания уделять продажам сторонних товарных предложений в рамках той ниши, в которой работают. При этом маркетплейсы с огромным ассортиментом, разумеется, продолжат собственное развитие.
2. Изменили ли маркетплейсы условия работы с продавцами в 2021 году? Это как-то отразилось на работе транспортно-логистических компаний?
Существенное изменение, которое сейчас формирует определенный тренд на рынке, – это доставка силами продавца (DBS – DeliverybySeller). Пока такое предложение еще не апробировано большинством ритейлеров: многие просто не понимают, как с этим работать. Но мы видим интересную перспективу оказания комплексной услуги для небольших интернет-магазиновв части как доставки заказов в распределительные центры торговых площадок, так и поддержки программы DBS для таких клиентов нашей компании.
3. По какой схеме продавцам лучше работать с маркетплейсами? Если говорить про доставку, то как и при каких вариантах задействованы логистические компании?
Не может быть "правильного" ответа на этот вопрос. Давайте не предполагать за покупателя, что лучше – он способен выбрать свое персональное удобство.
Доставка силами торговой площадки – это низкая стоимость и доступ к кросс-категорийному ассортименту, но и длительный срок. Доставка силами продавца – это, в первую очередь, скорость. Но в таком случае предложение ограничивается ассортиментом конкретного продавца, а стоимость неизбежно растет.
Рынок уже сейчас способен предложить покупателю выбор.
4. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?
Как и во всем мире, маркетплейсы в России будут расти еще длительное время. Рынок еще далеко не поделен, гонка бюджетов пока не прекратилась.
Маркетплейс – это огромный и самый разнообразный набор маркетинговых инструментов, логистических преимуществ, привлекательных ценовых предложений. Думаю, что доля продаж через торговые площадки в скором будущем достигнет 75-80% от всего объема онлайн-продаж, если этот показатель уже не достигнут.
Денис Гладкий, директор по электронной коммерции FM Logistic в России
1 и 3. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом? И по какой схеме продавцам лучше работать с маркетплейсами? Если говорить про доставку, то как и при каких вариантах задействованы логистические компании?
На рынке маркетплейсов существует тенденция к развитию системы fulfillment by seller (фулфилмент силами продавца). В прошлом году она только набирала обороты, а сейчас стала устойчивым трендом. Связано это с тем, что маркетплейсы по мере своего роста стараются найти методы оптимизации логистики. Продавец в таком случае задействует собственные логистические схемы, что добавляет гибкости в решениях по фулфилменту и доставке. Он также сможет управлять своими расходами и оптимизировать потоки, а также осуществлять упаковку по своим стандартам.
4. Как вы считаете, каким продавцам выгоднее работать через маркетплейс, а каким – через собственный интернет-магазин, и почему (в целом и с точки зрения логистики – хранение, сборка, перевозка, возвраты)?
Крупные игроки совмещают использование собственных сайтов и маркетплейсов, поскольку у последних есть преимущество в виде большого трафика, который при грамотном маркетинге конвертируется в рост продаж. По этой причине торговые площадки по-прежнему очень востребованы. Мы предлагаем решения как для маркетплейсов, так и для отдельных продавцов.
5. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?
По нашим прогнозам, в течение трех-пяти лет рынок e-commerce будет расти, как и маркетплейсы, которые пока не достигли пределов своего развития.
аудиторской компании "Интерэкспертиза" и ведущей
рассылок "Основы финансового анализа" и
"Как бухгалтер бухгалтеру..."... Подробнее