подписка
Подписаться
20/05/2021
Как изменения на рынке маркетплейсов влияют на организацию доставки. Мнения экспертов

На рынке маркетплейсов постоянно происходят изменения, вводятся новые схемы работы и условия взаимодействия с продавцами. Все это оказывает непосредственное влияние на организацию доставки. 

Чтобы получить представление о том, как сейчас обстоят дела с логистикой при работе с маркетплейсами, экспертам было задано несколько вопросов.

 

 

  1. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом?
  2. Изменили ли маркетплейсы условия работы с продавцами в 2021 году? Это как-то отразилось на работе транспортно-логистических компаний?
  3. По какой схеме продавцам лучше работать с маркетплейсами? Если говорить про доставку, то как и при каких вариантах задействованы логистические компании?
  4. Как вы считаете, каким продавцам выгоднее работать через маркетплейс, а каким – через собственный интернет-магазин, и почему (в целом и с точки зрения логистики – хранение, сборка, перевозка, возвраты)?
  5. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?

Александр Митюков, координатор Межрегиональной ассоциации курьерских служб

Александр Митюков (1)

1. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом?

Взрывной рост прошлого года несколько замедлился и сейчас наблюдается явная тенденция к стабилизации. Несмотря на появление множества маркетплейсов на рынке, большую его часть делят 5-6 игроков. Укрупнение площадок продолжится за счет увеличения количества поставщиков внутри платформ. Значительные финансовые ресурсы крупнейших маркетплейсов позволят им еще больше увеличить долю рынка и эффективнее привлекать как заказчиков, так и поставщиков товаров и услуг. Курьерским компаниям это прибавит работы с поставщиками на крупных маркетплейсах. Качество отработки "последней мили" будет определяющим при выборе поставщика услуг курьерской доставки.

2. Изменили ли маркетплейсы условия работы в 2021 году? Это как-то отразилось на работе транспортно-логистических компаний?

На крупных маркетплейсах, где присутствует большое количество поставщиков, правила для транспортно-логистических компаний не изменились. Изменились условия: сроки, стоимость, качество доставки. Поставщики заинтересованы в том, чтобы товар доставлялся заказчику быстрее, дешевле, в целости и сохранности, улыбающимся курьером и желательно понятно изъясняющимся на русском языке.

3. По какой схеме продавцам лучше работать с маркетплейсами? Если говорить про доставку, то какие нюансы важно учитывать при разных вариантах взаимодействия с маркетплейсами?

Данный вопрос лежит исключительно в плоскости договорных отношений поставщика (продавца) и витрины (маркетплейса).

4. Как вы считаете, каким продавцам выгоднее работать через маркетплейс, а каким – через собственный интернет-магазин, и почему (в целом и с точки зрения логистики – хранение, сборка, перевозка, возвраты)?

Работая и через маркетплейс, и через собственный магазин, продавец всегда должен решать одни и те же задачи: предлагать покупателю товар самого высокого качества, по самой выгодной цене, осуществлять доставку в заявленные сроки на выгодных условиях (платно/бесплатно).

Работая от своего интернет-магазина, продавец вправе самостоятельно регулировать стоимость доставки, договариваясь с логистической компанией. Работая с маркетплейсом, он будет вынужден принимать условия и требования витрины относительно средней цены на товар и сроков доставки. Чтобы соответствовать требованиям маркетплейса, продавец будет вынужден привлекать курьерскую службу с высоким качеством доставки, высокими KPI, способную полностью удовлетворить требования витрины. С другой стороны, размещение его товаров на крупном маркетплейсе позволит существенно увеличить количество реализуемой продукции и соответственно доставки, что на больших объемах может быть значительно выгоднее, нежели торговать от своего магазина, с существенными вложениями в продвижение собственной витрины.

5. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?

По моему мнению, в ближайшее время остановится рост количества вновь создаваемых маркетплейсов и продолжится тенденция к укрупнению площадок – основных игроков рынка. Это неизбежно и вполне логично.

 

Алексей Шулев, генеральный директор HermesRussia

Алексей Шулев

1. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом?

В прошлом году мы наблюдали значительное увеличение объемов доставки, и до сих пор количество заказов остается на высоком уровне. Очевидно, люди оценили удобство и безопасность онлайн-торговли. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что эта тенденция продолжится в 2021 году. Ключевым драйвером роста бизнеса Hermes в России на ближайшие несколько лет будет дальнейшее развитие сегментае-commerce.

Многие компании начали продавать через маркетплейсы в 2020 году. При этом кто-то закрыл свои магазины, кто-то не стал это делать. У всех разные стратегии, но однозначно мы наблюдаем, что маркетплейсы занимают сейчас большую долю в продажах.

Для потребителей – это экономия времени и возможность приобретать разные категории товаров на одной площадке, а для интернет-магазинов – драйвер продаж. Следовательно, развитие маркетплейсов расширяет возможности совершения покупок в интернете.

Логистические операторы одни из первых почувствовали перераспределение каналов продаж. Наша общая цель состоит в том, чтобы доставить клиенту его заказ, где бы он ни находился, и независимо от способа приобретения товара: на маркетплейсе или напрямую в интернет-магазине.

5. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?

Как правило, продавцы, представленные намаркетплейсах из первой десятки, работают в мультиформатном режиме. То есть, они обеспечивают комплектацию заказов как для собственных интернет-магазинов, так и для маркетплейсов. Причем для последнихэто делается в двух форматах: либо доставки партии товаров до площадки, либо поставки уже собранных заказов.

Хотелось бы отметить, что те продавцы, которые начинают работать с одним маркетплейсом, через некоторое время интересуются работой и с другими площадками. Сегодня складская инфраструктура маркетплейсов очень разнообразна –  каждая площадка избрала для себя тот или иной способ работы. Мы считаем, что в среднесрочной перспективе (3-5 лет) форматы работы намаркетплейсах постепенно будут стандартизироваться. А главным драйвером развития станет выстраивание эффективной логистики и увеличение географии присутствия, в том числе за счет увеличения сети пунктов выдачи заказов и числа постаматов. На сегодняшний день это самый популярный способ получения заказа у покупателей. За последний год им пользовались около 68% онлайн-покупателей. В планах Hermes продолжать увеличивать сеть пунктов выдачи.

Также мы наблюдаем большой интерес со стороны маркетплейсов к логистическим операторам. Регулярно получаем от них запросы на сотрудничество. Мы видим себя неотъемлемой частью процесса взаимодействия между онлайн-площадками и клиентами и, следовательно, активно идем в эту нишу. Сегодня мы ведем переговоры о сотрудничестве и синергии с ТОП-10 маркетплейсов.

 

Алексей Вайсберг, директор по развитию логистического оператора Logsis

А. Вайсберг

1. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом?

Мы как курьерская компания, естественно, видим определенное перетекание объемов продаж из самостоятельных интернет-магазинов в торговые площадки. Некоторые небольшие бизнесы даже закрываются, передавая весь объем своих интернет-продаж в маркетплейсы. Также мы отмечаем развитие нишевых торговых площадок с достаточно специфичными запросами к логистам: и в части оформления документации, и ИТ-интеграции, и обработки заказов. У нас сейчас существует пул клиентов, которые продают товары как от своего имени, так и продукцию мерчантов от имени продавцов. Это крупные нишевые магазины в категориях товаров для детей, DIY и т.д. Очевидно, что этот тренд сохранится – крупные игроки, имеющие развитую собственную клиентскую базу и мощные маркетинговые инструменты, будут оптимизировать работу с товарами и больше внимания уделять продажам сторонних товарных предложений в рамках той ниши, в которой работают. При этом маркетплейсы с огромным ассортиментом, разумеется, продолжат собственное развитие.

2. Изменили ли маркетплейсы условия работы с продавцами в 2021 году? Это как-то отразилось на работе транспортно-логистических компаний?

Существенное изменение, которое сейчас формирует определенный тренд на рынке, – это доставка силами продавца (DBS – DeliverybySeller). Пока такое предложение еще не апробировано большинством ритейлеров: многие просто не понимают, как с этим работать. Но мы видим интересную перспективу оказания комплексной услуги для небольших интернет-магазиновв части как доставки заказов в распределительные центры торговых площадок, так и поддержки программы DBS для таких клиентов нашей компании.

3. По какой схеме продавцам лучше работать с маркетплейсами? Если говорить про доставку, то как и при каких вариантах задействованы логистические компании?

Не может быть "правильного" ответа на этот вопрос. Давайте не предполагать за покупателя, что лучше – он способен выбрать свое персональное удобство.

Доставка силами торговой площадки – это низкая стоимость и доступ к кросс-категорийному ассортименту, но и длительный срок. Доставка силами продавца – это, в первую очередь, скорость. Но в таком случае предложение ограничивается ассортиментом конкретного продавца, а стоимость неизбежно растет.

Рынок уже сейчас способен предложить покупателю выбор.

4. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?

Как и во всем мире, маркетплейсы в России будут расти еще длительное время. Рынок еще далеко не поделен, гонка бюджетов пока не прекратилась.

Маркетплейс – это огромный и самый разнообразный набор маркетинговых инструментов, логистических преимуществ, привлекательных ценовых предложений. Думаю, что доля продаж через торговые площадки в скором будущем достигнет 75-80% от всего объема онлайн-продаж, если этот показатель уже не достигнут.

 

Денис Гладкий, директор по электронной коммерции FM Logistic в России

Денис Гладкий (2)

1 и 3. Как в России сейчас развивается рынок маркетплейсов? Есть ли отличия по сравнению с предыдущим годом? И по какой схеме продавцам лучше работать с маркетплейсами? Если говорить про доставку, то как и при каких вариантах задействованы логистические компании? 

На рынке маркетплейсов существует тенденция к развитию системы fulfillment by seller (фулфилмент силами продавца). В прошлом году она только набирала обороты, а сейчас стала устойчивым трендом. Связано это с тем, что маркетплейсы по мере своего роста стараются найти методы оптимизации логистики. Продавец в таком случае задействует собственные логистические схемы, что добавляет гибкости в решениях по фулфилменту и доставке. Он также сможет управлять своими расходами и оптимизировать потоки, а также осуществлять упаковку по своим стандартам.

4. Как вы считаете, каким продавцам выгоднее работать через маркетплейс, а каким – через собственный интернет-магазин, и почему (в целом и с точки зрения логистики – хранение, сборка, перевозка, возвраты)? 

Крупные игроки совмещают использование собственных сайтов и маркетплейсов, поскольку у последних есть преимущество в виде большого трафика, который при грамотном маркетинге конвертируется в рост продаж. По этой причине торговые площадки по-прежнему очень востребованы. Мы предлагаем решения как для маркетплейсов, так и для отдельных продавцов.

5. Как вы оцениваете перспективы дальнейшего развития маркетплейсов в нашей стране?

По нашим прогнозам, в течение трех-пяти лет рынок e-commerce будет расти, как и маркетплейсы, которые пока не достигли пределов своего развития.

Прокомментировать
Читайте также
Людмила Харитонова
управляющий партнер, "Зарцын и партнеры"
01/07/2021
Как интернет-магазину правильно оформить договор с курьерской службой
Многие интернет-магазины пользуются услугами сторонних курьерских компаний. Это может быть разовое обращение в пиковый сезон или постоянное сотрудничество. Но независимо от схемы работы важно грамотно подойти к заключению договора. ... Подробнее
Илья Кирик
Предприниматель, эксперт в области цифровых и телекоммуникаций, а также в сфере онлайн-ритейла, Shopping Live
17/12/2020
Как изменился рынок маркетплейсов в 2020 году: показатели и источники трафика
Поговорим об аналитике рынка и о том, как площадки привлекают клиентов... Подробнее
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
19/11/2020
Что должно быть в договоре поставки товара. Отвечает юрист
Довольно много споров в предпринимательской практике возникает в вопросе поставки товара. Что должно быть в договоре? Разбираемся с экспертом... Подробнее
15/12/2015
"Почта" создает региональный маркетплейс
Представитель "Почты России" рассказал об основных требованиях для тех, кто хочет попасть на новую торговую площадку... Подробнее
Главная Новости Открытие бизнеса Первые шаги
Анастасия Титаева, главный бухгалтер аудиторской компании 'Интерэкспертиза' и ведущая рассылок
19/12/2001
Доставка товара как составляющая договора поставки
Предлагаемая вашему вниманию статья – это своего рода мини-справочник для бухгалтера и юриста, где подробно разбираются все вопросы, так или иначе связанные с доставкой товара от поставщика продавцу и от продавца покупателю. Статья была написана специально для Oborot.ru Анастасией Титаевой, главным бухгалтером
аудиторской компании "Интерэкспертиза" и ведущей
рассылок "Основы финансового анализа" и
"Как бухгалтер бухгалтеру..."... Подробнее

Популярные рубрики