подписка
Подписаться
08/12/2021

Как "Черная пятница-2021" повлияла на логистику. И как компании справляются с нагрузками. Круглый стол с экспертами

"Черная пятница" осталась позади, и пора подводить итоги. Как компании справляются с увеличением нагрузки на сотрудников и складские системы во время больших распродаж? Как меняется время доставки и объемы отправок? Какие еще возникают трудности? Для получения ответов на эти и другие вопросы мы обратились к экспертам в сфере логистики. 

 

 

Вопросы

  1. Какие категории товаров оказались самыми востребованными у россиян в "Черную пятницу-2021"? Появились ли новые в этом перечне (по данным вашей компании и партнеров)?
  2. Есть ли данные по размеру среднего чека покупок в "Черную пятницу-2021"? Как он изменился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года?
  3. Насколько выросла нагрузка у вашей компании в данный период — на склады, транспортные подразделения, курьеров и т.д.? Как изменилось время доставки и объем отправок в сравнении с "Черной пятницей-2020"?
  4. С какими трудностями сталкивается бизнес во время подобных акций? (возвраты, повышенная нагрузка на курьерские службы, сложности складской обработки и т.д.)
  5. Скажите, привлекаете ли вы внештатных сотрудников и если да, то возникают ли сложности с поиском? Берете ли в аренду дополнительные транспорт и технику
  6. Увеличиваете ли вы в предраспродажный период складские мощности? И как в целом меняется организация работы складов и система обработки заказов?

Екатерина Анциферова, директор по продажам Hermes Russia

Екатерина Анциферова

1. Какие категории товаров оказались самыми востребованными у россиян в "Черную пятницу-2021"? Появились ли новые в этом перечне (по данным вашей компании и партнеров)?

Мы проанализировали данные 10 наших самых крупных клиентов. Как и в прошлом году, лидерами по объемам продаж стали интернет-магазины, которые специализируются на товарах fashion-сегмента и для дома.

2. Есть ли данные по размеру среднего чека покупок в "Черную пятницу-2021"? Как он изменился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года?

Хочу отметить, что всплеска покупок именно в последнюю пятницу ноября мы не наблюдали. Увеличение объема онлайн-продаж происходило в течение всего месяца.Так, в ноябре этот показатель вырос по сравнению с октябрем примерно на 20-25%.

Средний чек в ноябре 2021 года составил 4186 рублей, с учетом заказов с маркетплейсов – 3801 рубль. В прошлом году была аналогичная ситуация, но средний чек был ниже на 8% и 4% соответственно.

3. Насколько выросла нагрузка у вашей компании в данный период — на склады, транспортные подразделения, курьеров и т.д.? Как изменилось время доставки и объем отправок в сравнении с "Черной пятницей-2020"?

Мы видим, что привычной практикой для наших клиентов стал период распродаж, который растянулся на весь месяц. Поэтому в режиме нашей работы ничего не изменилось. Время и сроки доставки товаров в ПВЗ мы соблюдаем. Такая же ситуация и по курьерской доставке, которую осуществляют наши партнеры.

4. С какими трудностями сталкивается бизнес во время подобных акций? (возвраты, повышенная нагрузка на курьерские службы, сложности складской обработки и т.д.)

Все участники рынка понимают, что сезон распродаж – напряженный период. Поэтому логистические компании готовятся к нему заранее: уточняют объемы у клиентов, расширяют складские мощности, готовят персонал. На протяжении последних лет существенных проблем в период с сентября до нового года не возникало.

Во время распродаж совершается много эмоциональных покупок, после которых возрастает количество возвратов. По нашим прогнозам, их доля увеличится в 2-3 раза: с привычных 6-8% до 15-18%. Однако более точные цифры по возвратам станут известны позднее – в ближайшие 1-2 недели.

5. Скажите, привлекаете ли вы внештатных сотрудников и если да, то возникают ли сложности с поиском? Берете ли в аренду дополнительные транспорт и технику?

В сезон распродаж закономерно возникают пиковые нагрузки на инфраструктуру, колл-центр, сортировочный центр, пункты выдачи заказов и, конечно, сотрудников.

В период с ноября по декабрь владельцы ПВЗ привлекают дополнительных операторов на выдачу, поскольку один сотрудник не справляется с потоком получателей.

6. Увеличиваете ли вы в предраспродажный период складские мощности? И как в целом меняется организация работы складов и система обработки заказов?

Наши складские мощности – это в первую очередь сортировочный центр. Мы предусматриваем пиковые нагрузки в период распродаж и заранее готовим площади, оборудование и штат, чтобы при необходимости увеличить пропускную способность.

В нашем случае возможность расширения площади склада предусмотрена договором аренды и мощностями складского комплекса. Дополнительный персонал предоставляется собственником склада.

Однако хочу отметить, что сеть ПВЗ в целом – более устойчивый формат по сравнению с постаматами, которые в высокий сезон переполняются и в результате у покупателей интернет-магазинов возникают сложности с оформлением доставки в удобный постамат.

Наталья Жукова, руководитель отдела маркетинга RedExpress

1. Какие категории товаров оказались самыми востребованными у россиян в "Черную пятницу-2021"? Появились ли новые в этом перечне?

За период проведения акции в 2021 году количество заказов в нашей компании увеличилось в два раза. По нашим данным, кратный рост в первые же дни распродажи произошел в сегменте электроники, на втором месте оказались одежда и обувь. По отношению к аналогичному периоду прошлого года количество доставок данных категорий выросло на 46% и 41% соответственно.

2. Есть ли данные по среднему чеку покупок в "Черную пятницу-2021"? Как он изменился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года?

Сумма среднего чека увеличилась на 13% ― с 5,5 тыс. рублей в 2020 году до 6,3 тыс. рублей в 2021-м. Наибольший его рост наблюдается в категории "одежда и обувь" ― он составил 32%. Отмечу, что в период распродажи на 8% возросло количество предоплаченных заказов.

3. Насколько выросла нагрузка у вашей компании в данный период — на склады, транспортные подразделения, курьеров и т.д.? Как изменилось время доставки и объем отправок в сравнении с "Черной пятницей-2020"?

Безусловно, период распродаж ― это настоящее испытание для логистов. Если "Черная пятница – 2021" закончилась 28 ноября, то наша работа по доставке товаров, купленных в последний день, продолжалась еще в понедельник. Мы готовились к "высокому сезону" заранее, набирая дополнительный персонал. Некоторые наши представительства в регионах испытывали небольшие трудности. Фактический рост заказов превзошел наши планы. Так, в Ростове-на-Дону количество отправок выросло в 1,5 раза. Предполагаем, что регионы станут одним из драйверов роста общих итогов "Черной пятницы – 2021" в денежном выражении и по количеству заказов по отношению к аналогичному периоду в 2020-м.

4. С какими трудностями сталкивается бизнес во время подобных акций? (возвраты, повышенная нагрузка на курьерские службы, сложности складской обработки и т.д.)

К сезону распродаж и ритейлеры, и курьерские компании готовятся заранее. Но всегда есть риск не рассчитать и просто "захлебнуться" в заказах в пик распродаж. Самая непростая задача для логистов ― соблюсти заявленные сроки доставки в "высокий сезон".

5. Скажите, привлекаете ли вы внештатных сотрудников и если да, то возникают ли сложности с поиском? Берете ли в аренду дополнительные транспорт и технику?

У нас есть партнеры, у которых мы брали дополнительный грузовой транспорт. Курьеры у нас свои, мы легко набрали в штат дополнительных сотрудников, что позволило нам оказывать курьерские услуги большему количеству интернет-магазинов.

В регионах привлекали дополнительно внештатных сотрудников. Спрос был высоким, поэтому мы предлагали повышенную по сравнению с обычным периодом компенсацию.

6. Увеличиваете ли вы в предраспродажный период складские мощности? И как в целом меняется организация работы складов и система обработки заказов?

В сентябре начал работать наш второй склад в Москве. В целом схема работы осталась прежней: мы осуществляем забор заказов от клиентов и их обработку в ночное время. Утром курьер выходит на рейс и развозит заказы конечным покупателям.

Денис Гладкий, директор по электронной коммерции FM Logistic в России

Денис Гладкий, директор по электронной коммерции FM Logistic в России

1. Какие категории товаров оказались самыми востребованными у россиян в "Черную пятницу-2021"? Появились ли новые в этом перечне?

В период проведения "Черной пятницы – 2021" нами наблюдался увеличенный спрос на ряд товаров в сравнении с постоянными ежедневными объемами отгрузок. Так, востребованность продовольственной продукции выросла вчетверо, парфюмерных и косметических изделий ― втрое, а ювелирных украшений ― в 2,2 раза. В 2020 году эти товарные группы также пользовались наибольшим спросом.

2. Есть ли данные по среднему чеку покупок в "Черную пятницу-2021"? Как он изменился по сравнению с аналогичным периодом 2020 года?

Средний чек в РФ увеличился на 15%. Количество заказов, реализованных FM Logistic в дни проведения "Черной пятницы – 2021", выросло от 30 до 40% в зависимости от категории товара по отношению к аналогичному периоду прошлого года. С конца октября по ноябрь 2021 года логистический оператор начал сотрудничать с новыми компаниями из сегментов food и beauty, что также способствовало возросшим показателям в период акции.

Отмечу, что в 2021 году наметилась тенденция к широкому применению различных вариантов доставки ― "до двери", в почтоматы, а самым популярным стало получение заказов в пунктах выдачи. Доставки "точно в срок" также пользовалась спросом у российских потребителей. Во время проведения подобных акций совершаются импульсивные покупки, однако в связи с возросшей долей предоплаченных заказов количество возвратов находится на традиционном стабильном уровне.

3. Насколько выросла нагрузка у вашей компании в данный период — на склады, транспортные подразделения, курьеров и т.д.? Как изменилось время доставки и объем отправок в сравнении с "Черной пятницей-2020"?

Нагрузка на логистическую инфраструктуру в период "Черной пятницы" и других подобных акций кратно возрастает. FM Logistic готовится к пиковым объемам заказов заранее и имеет большой опыт работы в таком режиме. Операции по фулфилменту, сборке и упаковке проходили без нарушений и с высокой производительностью. Существенных задержек при доставке на "последней миле" не отмечалось.

Во время проведения подобных акций основной задачей бизнеса становится поиск технических и кадровых ресурсов для прохождения пиковых нагрузок. "Черная пятница" оказывает положительное влияние на рынок ритейла в целом и популяризацию электронной коммерции в частности, так как на протяжении многих лет она является драйвером увеличения продаж. В условиях пандемии растущая популярность доставки товаров делает шопинг безопасным.

Прокомментировать
Читайте также
09/12/2021
Офисные сотрудники Delivery Club будут работать курьерами
Весь персонал офисов этого сервиса доставки еды с будущего года будет время от времени развозить пиццу, суши и другие блюда из ресторанов-партнеров. При чем это касается даже тех, кто работает на удалёнке... Подробнее
08/12/2021
Яндекс.Маркет вернул доставку для региональных продавцов на FBS по всей России. И еще начал тестировать заказы только по предоплате
С 21 декабря заказы из всех сортировочных центров и пунктов приёма снова будут доставляться в другие регионы. А товары в Дальневосточный и Сибирский федеральные округа будут продаваться только по предоплате... Подробнее
08/12/2021
Ozon открыл службу доставки и ПВЗ для детей
Юные посетители научатся клеить этикетки со штрих-кодами и данными получателей на упаковки с заказами, вносить информацию о посылках в электронную базу компании. В ПВЗ, который является точной копией реального предприятия, детям объяснят, как выдать заказ, как помочь распаковать коробки, как принять возврат ... Подробнее
Умед Гафоров
Менеджер, ООО РУПАКО
04/12/2021
Разобьют или нет? “Почта России” провела тестовую доставку вина (ФОТО) - обсуждение 2
Неэколичная упаковка. Нужно отказаться, и найти другой вариант вместо полистирола
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Екатерина Дмитревская, директор проекта Digitalshop.ru
25/09/2008
Организация службы доставки интернет-магазина: практический опыт
Для получения теоретических знаний в области логистики можно без труда найти какую-то литературу, какие-то источники. Но некоторые выводы, которые очень помогают работать, возникают после набивания большого количества шишек. Поэтому мне бы хотелось поделиться практическими, может быть кажущимися на первый взгляд незначительными, выводами, которые мы сделали примерно за четыре года работы, по эффективному функционированию курьерской службы... Подробнее