Как крупный интернет-магазин пережил кризис и запустил второй бизнес, влившись в перспективную нишу 2024 года. Кейс
Партнерский материал
С 2012 года компания продает непродовольственные товары через собственный сайт. С основания пережили и взлеты, и глобальные падения.
И если период ковида еще удалось пережить, то последствия экономического кризиса 2022 года обойти оказалось невозможно. В результате полностью переформатировали бизнес: были магазином, а стали еще и фулфилментом.
Что из этого вышло, рассказывают эксперты компании СкладПрофф.
Как все началось
Когда-то начинали с маленького помещения и принципа "все в одном": еще за 6 лет до эры маркетплейсов сняли помещение, разбили склад прямо в офисе, а первые 100 заказов отвозили в отделения почты самостоятельно.
Объем разового отправления был небольшой — почта принимает не так много, как сейчас пункты приема маркетплейсов, и каждый раз это были общие очереди с частниками, от руки заполненные документы и колоссальное количество впустую потраченного времени.
Работали по алгоритму "сегодня отправим столько, сколько сможем унести и сколько сможет принять отделение". Сейчас, после многих лет опыта, к нам по расписанию приезжает машина с сортировочного центра, а все оформление происходит автоматически благодаря интеграции между нашей системой и личным кабинетом "Почты России". Сразу отметим, что наш склад находится в Санкт-Петербурге, но доставляем по всей России.
За 12 лет работы мы не сворачивали бизнес в сложные периоды: финансовый кризис-2014, пандемию-2020, кризис-2022.
Когда начались проблемы
Очень скоро после дня Х все графики поползли вниз — из-за потрясений количество заказов сократилось на 70% (!). А у нас: огромное помещение более 2500 м2 кв.м., 100 сотрудников на складе, больше 50 в офисах и на аутсорсе.
Мы сразу увидели свое будущее через 3 месяца: урезаем все, а значит сокращаем штат минимум в 2 раза, отказываемся от аренды половины складского помещения. В цифрах это выглядело неутешительно:
- прогнозируемое сокращение штата = 50%
- потеря рабочей площади = 1500 кв.м.
Как родилась идея
По данным Тинькофф, с каждым годом на маркетплейсы выходит +30% новых продавцов — тенденция была очевидна. Мы понимали, что маркетплейсы — двигатель интернет-торговли и активно изучали это направление.
Тут и появилась идея разворота: у нас продажи падают, а на маркетплейсах, наоборот, растут. Что мы можем селлерам предложить в этой нише? Решение пришло быстро — мы предложим свои квадратные метры и понятную систему.
Мы не создали ничего нового: сами были себе фулфилментом, но теперь освободилось место для других клиентов
В итоге быстро сделали сайт, завели аккаунты в соцсетях, запустили первую рекламу. В короткие сроки наладили IT и интегрировались с amoCRM. При этом у нас уже была собственная система автоматизации серьезного фулфилмента, и при масштабировании она помогла отстроиться от некоторых конкурентов.
Уже на первом этапе работы поняли, что все складывается идеально — мы не арендуем дополнительное место и не нанимаем сотрудников, ведь они у нас уже были. Получилось сэкономить на открытии до нескольких миллионов рублей, а главное — мы на 100% знали, что делаем, поэтому особых проблем с тем, чтобы наладить безошибочную работу по доставке до маркетплейсов не было, ведь мы прошли этот путь ранее, работая на себя.
Если же рассуждать о финансовой стороне дела, то в сравнении с теми, кто начинает с нуля, мы по сути потратились только на рекламу и расширение ассортимента упаковки. Ничего строить заново не пришлось.
Что получилось в итоге
Комиссии Wildberries постоянно растут. При этом фактически большинство фулфилментов — просто владельцы помещений для хранения. Селлеры нуждаются в гораздо большем количестве настоящих фулфилментов, и мы можем дать им это.
Мы знали, что у нас есть то, что сейчас в тренде и мы давно оптимизировали процессы. Осталось только дать это людям
У нас есть уникальные возможности — многолетний опыт и простая, понятная система. Мы работаем уже 12 лет, и 5 из них — с маркетплейсами. За это время мы оптимизировали все процессы сборки, сортировки и упаковки товара, будь то поставки по системе FBO, по системе FBS или просто заказы интернет-магазина. Мы изучили всю схему работы, включая детали: сколько тратится на рутину и какие задачи больше всего съедают время сотрудников.
Автоматизация работы
В начале пути около 2 лет сортировка товаров в заказы происходила полностью вручную: нужно было сначала выставить товар на полки, далее по накладной найти каждую позицию и сложить в контейнер клиента, после чего повторить цикл.
Еще 10 лет назад мы решили эту популярную у складов проблему ручной сборки заказов — наняли кибернетиков. Команда из трех человек целый день ходили по пятам за нашими сотрудниками, выискивая недостатки в процессе работы. В итоге мы получили оптимизированную схему работы, при которой у нужного контейнера при сканировании товара загорается лампочка-идентификатор — теперь не нужно вчитываться в строчки в накладных и пытаться на глаз отличить почти одинаковый товар.
Ивану Иванову больше не нужно разбираться в женской косметике, чтобы оформить сборку заказа клиента
Мы сократили время на сборку заказа на треть, а также минимизировали риски ошибочной сборки и сортировки. А благодаря интеграции личного кабинета со службами доставки весь процесс оформления заказов полностью автоматизирован — сканируя штрихкод товара, мы сразу получаем этикетку транспортной компании, после чего заказ сразу готов к отгрузке курьеру.
Сейчас мы покрываем все потребности селлеров на маркетплейсах: принимаем любые товары и сотрудничаем с 4 основными площадкам: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет и Мегамаркет. Сервис предлагаем на уровне компании с многолетним опытом: видеофиксация приема и сборки товара, быстрая обработка заказов, отлаженная собственная система учета.
Почему мы уверены, что выбрали правильное направление
Тренд на покупки на маркетплейсах создают спрос не только на новых продавцов, но и на услуги продвижения магазина, оформление карточек и, конечно, логистику. И за последние 5 лет рынок фулфилмента стабильно растет: объем частных складов ежегодно увеличивается на 15%. Поэтому можем с уверенностью сказать, что перешли в перспективную нишу.
Не у всех операторов есть такие площади и оборудование, а главное — многолетний опыт и ресурсы. У нас налажены те процессы, которые являются точкой роста для конкурентов. Много лет у нас на потоке своя фотостудия, разрабатывается личный кабинет клиента, есть своя экспертиза в области. Мы можем себе позволить работать с клиентом индивидуально, например, с начинающими селлерами с маленькими объемами.
Мы знаем, что для селлеров выбор фулфилмент-оператора — ответственное дело, поэтому предлагаем посетить наш склад с мини-экскурсией. Если все понравится, то первая отгрузка бесплатно!
Реклама: ООО "КРАСОТКА ТРЕЙД", ИНН: 7805724591