Откуда управлять магазином?
К написанию этой заметки меня подвигла статья, недавно присланная для публикации сотрудником одной веб-студии. В материале делалась попытка сравнить преимущества и недостатки программ управления сайтом, работающих через браузер, и реализованных в виде отдельного Windows-приложения. Проглядев статью, я с удивлением обнаружил, что большая часть приведенных аргументов весьма спорна и, напротив, многие встречающиеся в реальной жизни преимущества и недостатки просто не упомянуты. Этой статьей хотелось бы раз и навсегда закрыть тему: "Какой тип CMS лучше".
История вопроса
Одним из критериев, по которым можно классифицировать системы управления сайтом (CMS) является то, как именно реализована программа управления. Все программы управления сайтами можно разделить на три подвида:
Рассмотрим преимущества каждого из подходов.
Онлайновый подход
Системы, позволяющие управлять сайтом через браузер, представлены значительно большим числом предложений, чем их офлайновые "коллеги". Объясняется это очень просто – здесь и в пользовательской части сайта, и в административном разделе используются одинаковые технологии. Соответственно, разрабатывать такие системы – проще, выпускается их больше, легче выбрать программу, наиболее точно соответствующую вашим требованиям.
Онлайновые системы обеспечивают большую оперативность обновления информации. Программа управления работает с базой данных в онлайновом режиме, поэтому администратор сайта сразу видит информацию о поступлении нового заказа или новую реплику форума; внесенные им изменения сразу отображаются на сайте.
Как правило, в таких системах проще организовать многопользовательскую работу нескольких операторов, гибкое распределение прав доступа к различным функциям управления.
Чаще всего, онлайновые скрипты, в отличие от клиентских программ, поставляются с открытым кодом, что позволяет вашим программистам доработать их до нужной функциональности.
Важным преимуществом управления через браузер является то, что доступ к административному интерфейсу можно получить с любого компьютера, а не только с того, на котором установлено специальное программное обеспечение.
Офлайновый подход
Основным преимуществом клиентских программ управления обычно называется экономия средств на доступ в Интернет – ведь сеансовые соединения занимают меньше времени (важно, если офис до сих пор подключен по дайл-апу) и потребляют меньше трафика, чем при онлайновой работе.
Важным является и более высокая скорость работы оператора. Каким бы быстрым ни был Интернет, работать с Windows-программой все равно быстрее, чем с веб-приложением. Тем более, когда требуется выполнять рутинные, повторяющиеся операции.
"Гибриды"
Как уже было сказано выше, "гибридные" решения сочетают достоинства первого и второго подходов: оперативность обновления информации онлайновых CMS с экономией времени и денег, которые обеспечивают офлайновые системы.
К сожалению, эти системы не свободны от недостатков: "офлайновая" часть поставляется, как правило, в закрытом коде, и модифицировать ее своими силами не получится; для работы с некоторыми функциями программы придется устанавливать на компьютер специальное программное обеспечение.
Выводы
Подытожим перечисленные выше особенности разных видов систем:
Тип системы / Особенность | Онлайновые | Офлайновые | Гибридные |
Широкий выбор систем | + | – | – |
Высокая оперативность обновления информации на сайте | + | – | + / – (оперативно изменяется лишь часть информации) |
Как правило, гибкое распределение административных прав доступа к различным функциям системы управления | + (разумеется, не во всех системах) | – | + (не во всех системах) |
Преимущественно, открытый код всех модулей | + | – | – |
Доступ к административному разделу с любого компьютера | + | – | + / – |
Экономия на доступе в Интернет | – | + | + |
Экономия рабочего времени оператора | – | + | + |
Если суммировать все "плюсики", онлайновые и гибридные системы превосходят своих "чисто офлайновых" собратьев. Этим, а также сравнительной простотой и оперативностью разработки – и объясняется большой выбор CMS, работающих в режиме онлайн. Тем более, некогда существенное преимущество экономии на Интернете сейчас понемногу уходит в прошлое.
Но эта статья написана вовсе не для того, чтобы показать, что клиентские программы управления однозначно хуже онлайновых. Просто, при выборе CMS необходимо четко сформулировать свои требования к функциональности и стоимости, проанализировать насколько конкретная система этим требованиям соответствует, и в ходе принятия решения – обращать особое внимание на недостатки, присущие большинству (а вовсе не всем) представителей того или иного класса систем.