подписка
Подписаться
25/11/2022

"Последняя миля" в 2022 году: ключевые тренды, тарифы на доставку, сотрудничество служб доставки с маркетплейсами

"Последняя миля" в 2022 году: ключевые тренды, тарифы на доставку, сотрудничество служб доставки с маркетплейсами

Аналитики компании Data Insight провели исследование об особенностях, трендах и игроках заключительного этапа логистической цепи. 

В 2022 году любой бизнес в стране работает в условиях неопределенности — это становится основополагающим тезисом и в организации последней мили. Себестоимость доставки выросла, маржинальность падает — как следствие, с начала года у большинства логистических компаний повышаются тарифы. Значительное подорожание или полное отсутствие комплектующих, потеря линейного персонала, поиск новых клиентов взамен ушедшим, необходимость постоянного внесения корректив в процессы и сокращенный горизонт планирования — все это создает большие риски для развития логистики.

Пять ключевых трендов

Запросы клиентов на высокое качество, усложнение процессов и быструю доставку, зародившиеся на фоне бурного роста eсommerce в 2020 году, остаются актуальными. eCommerce продолжает — хоть и медленнее — расти. В сентябре 2022 года количество заказов на российском рынке eсommerce (без учета кроссбордера) выросло по предварительным оценкам Data Insight на 3% по сравнению с августом и на 42% относительно сентября прошлого года.

Продолжающийся рост требует инвестиций в логистические процессы и может стать проблемой для тех, кто не успел расширить производственные мощности в начале года. Кроме того, разрастание крупных универсальных маркетплейсов заставляет логистические компании искать новые модели развития, чтобы удержаться на рынке и успешно конкурировать с eсommerce-гигантами.

1. Сокращение расходов и операционная эффективность

В 2022 году одним из важнейших приоритетов в работе множества компаний, в том числе и логистических служб, становится сокращение издержек и поддержание эффективности процессов. Прошлые периоды взрывного роста онлайн-заказов установили высокую планку в требованиях к качеству последней мили со стороны клиентов курьерских служб и конечных покупателей. Вместе с тем кризисные события этого года вынуждают компании оптимизировать расходы и учитывать множество рисков. В результате в 2022 году логистические компании стараются удержаться на плаву, сохраняя при этом высокое качество услуг, чтобы выдерживать конкуренцию.

Одним из ключевых решений для курьерских служб становятся инвестиции в совершенствование внутренних процессов. Отмечается необходимость развития автоматизации в логистике, без которой уже невозможно представить высокую производительность на каждом этапе доставки и экономию ресурсов в дальнейшем. Автоматизация, в свою очередь, требует финансов и времени. Поэтому те компании, которые не успели вложиться в IT ранее, сейчас могут испытывать дополнительные трудности.

Сегодня необходим более точный подход к бизнес-процессам: в текущих реалиях можно и нужно развиваться, масштабировать имеющиеся возможности, и в то же время корректно считать, оптимизировать и учитывать все риски.

Денис Смелов коммерческий директор Dalli

2. Приостановка экспериментальных проектов и узколокальных направлений работы

Сокращение расходов и необходимость экономить приводят к дальнейшей консолидации рынка. Сжатие инвестиционного рынка отрезает возможность развивать экспериментальные, рискованные направления работы. Это привело к тому, что некоторые стартапы, которые успели запустить, закрылись, а те, которые только задумали — встали на паузу.

Одним из наиболее заметных событий на отечественном рынке последней мили стало объявление о завершении работы логистического сервиса Ozon Rocket. Многие компании отмечают высокую значимость этого события для рынка, вместе с тем для структуры Ozon направление являлось именно экспериментальным сегментом работы

Отсутствие венчурного рынка повлияло скорее на маленькие компании, логистические стартапы. Отсутствие публичного рынка и просто доступа к свободному капиталу у крупных компаний тоже изменили общий настрой. Крупный бизнес стал меньше тратить на эксперименты и маркетинг и больше — на внутренние процессы.

Кирилл Евдаков СЕО "Чекбокс"

3. Поиск компромиссов

Большинство логистических компаний отметили неминуемое повышение тарифов, которое началось еще в начале года и продолжается сейчас. Игроки были вынуждены поднять цены или сократить предложение, чтобы сделать операции прибыльными.

Вместе с тем кризис заставил партнеров двигаться в своих требованиях друг к другу и находить компромиссы в уровне и стоимости услуг ради сохранения надежного партнерства. Например, некоторые крупные заказчики идут навстречу логистическому оператору, соглашаясь на повышения тарифа ради поддержания качества услуг. Или, наоборот, курьерская компания, проводя индексацию расценок, делает исключение для некоторых клиентов для сохранения их, как правило, высокой доли, в своем портфеле.

Помимо оптимизации в ее чистом виде, рынок продолжает увеличивать стоимость услуг доставки для интернет-магазинов. Для крупных интернет-магазинов стоимость растет несущественно, для мелких существенно. В общем-то на этой дельте достигается хорошая эффективность с точки зрения P&L.

Ольга Древаль коммерческий директор ГК КОМИТАС

4. Изменения на рынке труда

В 2020-м и 2021-м годах, когда спрос на доставку резко вырос, компании впервые столкнулись с дефицитом курьеров. Это привело к масштабным изменениям в условиях найма и профессии в целом. Компании стали прислушиваться к растущим требованиям сотрудников, создавать привлекательные условия работы и вкладываться в обучение курьеров.

В начале 2022 года проблема с наймом линейного персонала стала ослабевать из-за повышения безработицы и высвобождения сотрудников ушедших компаний. Однако уже в сентябре, ближе к объявлению в стране мобилизации, компании снова ощутили нехватку курьеров, потому что те уехали из страны или пошли в армию.

Вместе с тем, зарплатные ожидания линейного персонала, наметившиеся с пандемии, не снижались значительно даже в кратковременный период безработицы.

5. Повышение спроса на аутсорс логистики

Интернет-магазины продолжают использовать три стратегии развития логистики: собственная курьерская служба, аутсорс и комбинирование собственной службы и партнерских услуг.

При этом, если раньше крупные игроки чаще предпочитали развивать собственные полноценные логистические службы, то в последнее время со стороны маркетплейсов и крупных интернет-магазинов увеличился спрос на аутсорсинг "неудобной" логистики — рискованных направлений или покрытий, которые до этого пытались брать на себя.

С точки зрения интернет-магазинов, которые могут позволить собственную доставку, я ожидаю микс, так как интернет-магазины будут переносить риски на аутсорсинговых операторов. Инфляция издержек продолжается, соответственно, будет расти давление на расходы, при этом покупательная способность скорее всего снизится. Часть собственной доставки тоже останется, особенно у тех, у кого уже создана инфраструктура

Виталий Дырдасов управляющий директор 5Post

Логистические операторы: тарифы на доставку, модели ценообразования, сотрудничество с маркетплейсами

Доставка в пункты выдачи заказов и постаматы обходится дешевле, чем доставка до двери 

Разница в цене между доставкой в ПВЗ и постаматы незначительна — и все же, в ряде случаев доставка в постаматы обходится дороже, чем в ПВЗ. Вероятно, это связано с тем, что доставка в постамат требует дополнительных навыков и временных затрат представителя компании, например, чтобы расположить заказы в ячейках постамата. В пункте выдачи работу по сортировке заказов на себя берет сотрудник сети.

Цена доставки для крупных клиентов в большинстве случаев ниже цены для средних и мелких клиентов, вне зависимости от канала доставки, веса посылки и направления.

Сравнив тарифы на доставку в разные регионы, аналитики DataInsight пришли к следующим выводам:

1. Для доставки в пункты выдачи заказов большинства регионов крупному клиенту выгоднее всего воспользоваться услугами СберЛогистики, а также Dostavka Club. Для крупного клиента самой недорогой доставкой до двери по Москве и Московской области для посылок весом 1 кг является Почта России, а для посылок весом 10 кг — Л-Пост. Dostavka Club — наиболее выгодный выбор для доставки до двери в Санкт-Петербург и Ленинградскую область, а также в Южный, Северо-Кавказский и Уральский федеральные округа, Для доставки до двери в Центральный и Дальневосточный федеральные округа крупным интернет-магазинам дешевле обойдутся услуги Л-Пост, а для курьерской доставки в Северо-Западный и Приволжский федеральные округа — услуги Яндекс Доставки.

2. Dostavka Club — самый выгодный вариант для среднего клиента при доставке до двери в большинство регионов, за исключением Москвы и Московской области, где курьерская доставка дешевле у Почты России, и Урала, где выгоднее воспользоваться услугами Яндекс Доставки. Доставить в ПВЗ в большинство регионов среднему клиенту будет выгоднее всего с Dostavka Club, а также с 5Post, Почтой России, Л-Пост и Яндекс Доставкой. Исключением становится Дальник Восток — в местные ПВЗ среднему клиенту дешевле отправить легкую посылку со СДЭК, а посылку в 10 кг — с ПЭК Easyway. В постаматы по всей стране для среднего клиента по наиболее выгодным тарифам доставляет СДЭК — посылку весом 1 кг, и DPD — посылку весом 10 кг,

3. Яндекс Доставка предлагает самые выгодные тарифы на доставку до двери и в ПВЗ для мелких клиентов по большинству направлений, за исключением столицы и Дальнего Востока. По Москве и Московской области небольшим интернет-магазинам выгоднее доставлять с Почтой России и 5Post, а по Дальневосточному федеральному округу до двери — с Л-Пост, а до пунктов выдачи — с помощью СДЭК и DPD. 5Post — лидер по низким тарифам на доставку в постаматы для мелких клиентов. Кроме 5Post, выгодный тариф на доставку в постамат небольшим интернет-магазинам предлагают СДЭК, DRH и Boxberry.

Тарифы по размеру городов:

1. Крупным интернет-магазинам выгоднее всего доставлять до двери с тарифами от Dostavka Club, а в пункты выдачи – со СберЛогистикой.

2. Средним клиентам дешевле всего обойдется курьерская доставка Dostavka Club, а еще их доставка легкой посылки в ПВЗ в городах с населением менее 800 тыс. жителей. В ПВЗ городов-миллионников дешевле доставить килограммовую посылку через 5Post. Доставка посылки весом 10 кг в ПВЗ для среднего клиента выгоднее всего через Почту России — в миллионники, и Яндекс Доставку – в остальные города. Для доставки в постаматы средним интернет-магазинам выгоднее всего обратиться за услугами СДЭК и DPD.

3. Небольшим интернет-магазинам выгодно отправлять посылки до двери и в пункты выдачи с Яндекс Доставкой во все города с населением менее 800 тыс. жителей. В миллионники по обоим каналам дешевле доставит Почта России. В постаматы для мелких клиентов дешевле всего доставляет заказы 5Post, вне зависимости от размера города и веса посылки.

Модели ценообразования 

Среди опрошенных компаний распространены несколько моделей ценообразования:

  • оплата за каждый доставленный заказ (с учетом ограничений по габаритам и весу),
  • оплата за один килограмм веса посылки,
  • пакетный тариф с фиксированной стоимостью определенного количества заказов,
  • комбинированные тарифные сетки, как с фиксированной стоимостью доставки, так и с оплатой за сложность и расстояние и скидками за количество заказов.

Сотрудничество с маркетплейсами

Маркетплейсы стремятся найти новые методы для оптимизации собственной работы, одной из важных составляющих этого является взаимовыгодное сотрудничество логистических операторов и маркетплейсов. Среди проанкетированных компаний наиболее интенсивное сотрудничество с Ozon — восемь из представленных компаний сотрудничают с данным маркетплейсом. Следующие по популярности — Яндекс Маркет, СберМегаМаркет, AliExpress и Lamoda. По сравнению с прошлым годом 5 логических операторов начали сотрудничать с новыми площадками, например, сейчас CDEK работает с Wildberries, Ozon, KazanExpress, Lamoda, Kaspi.kz, увеличив количество площадок партнеров с 3 до 8.

Screenshot_7

Дополнительные услуги

Самые распространенные дополнительные услуги — возможность поменять адрес, оплата при доставке, бесконтактная доставка и доставка в выходные. Наименее представленной дополнительной услугой является выбор точного времени доставки. Кроме того, логистические компании добавляли в анкету другие дополнительные услуги: смена типа доставки, возвратная логистика курьером и через ПВЗ/постамат, доставка с соблюдением температуры, фото документов, бесплатное продление срока хранения, получение, отправка и оплата по QR-коду,

Screenshot_9

Прокомментировать
Читайте также
28/11/2022
На маркетплейсах в два раза выросли продажи журналов. Что и почему покупают?
Самыми популярными журналами в январе – октябре у покупателей Wildberries стали издания с выкройками для шитья Burda и YaSew, а также детские издания по мотивам популярных мультфильмов и видеоигр... Подробнее
25/11/2022
У "Ленты" новый сайт для заказа товаров. Но старый пока тоже работает
По результатам тестового запуска средний чек вырос на 11%, а конверсия в покупку - в полтора раза. Но при этом прежняя версия онлайн-витрины продолжает работать по адресу lenta.com... Подробнее
25/11/2022
Склады Ozon в Подмосковье и Самарской области перешли из рук в руки. Кто новый владелец?
Компания Professional Logistics Technologies (PLT) выкупила у PNK Group 395 тыс. кв. м складов в Подмосковье и Самарской области. А знаете, кому она принадлежит?... Подробнее
Алексей Николаев
Управляющий, Стильная Штучка
21/11/2022
Ozon Rocket потерял заказы, не хочет нести за это ответственность и требует денег 3
Подскажите, пожалуйста, когда Вы подавали последние претензии?
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Модератор Oborot.ru
Модератор, Oborot.ru
17/11/2022
Ребята, хотел бы получить отзывы о транспортной компании Подорожник, скажите, пожалуйста, кто пользовался у неё услугами грузоперевозок? 3
Анонимные отзывы запрещены. В подобных сообщениях следует указывать координаты, позволяющие идентифицировать пользователя: работающий e-mail, номер заказа и т.д.  Свернуть
Анонимные отзывы запрещены. В подобных сообщениях следует указывать координаты, позволяющие идентифицировать пользователя: работающий e-mail, номер заказа и т.д.  Свернуть Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика