подписка
Подписаться
20/12/2021

Маркировка в 2022 году: каких товаров коснется и что делать предпринимателям

Маркировка в 2022 году: каких товаров коснется и что делать предпринимателям

В 2022 году к списку товаров, подлежащих обязательной маркировке, прибавятся велосипеды, велосипедные рамы и питьевая вода. Продавцам молочных продуктов нужно будет отмечать в системе маркировки поступления, продажи и списания. А еще все, кто торгует обувью, товарами легпрома, шинами, покрышками, парфюмерией и фототехникой, с 1 января 2022 года должны подключиться к электронному документообороту. Рассказываем по шагам, как продавать маркированные товары в 2022 году.

Маркировка — это нанесение на товар специального кода, по которому можно узнать название, состав, дату и место производства, а также другие данные о товаре. 

Обязательная маркировка вводится постепенно: каждый год под нее попадают новые категории товаров. По планам, к 2024 году маркированными будут почти все товары — от продуктов питания до одежды и бытовой техники. 

image1

С помощью кодов производители и продавцы маркированной продукции должны передавать в систему маркировки "Честный ЗНАК" данные обо всем, что происходит с товаром. Так государство следит, чтобы до покупателей доходили оригиналы, а не подделки. А потребитель может сам убедиться, что получил легальный и качественный товар — если отсканирует код в приложении "Честный ЗНАК" на смартфоне. 

image2

Код маркировки в формате DataMatrix наносится на этикетку, упаковку или сам товар. В нем хранятся данные о товаре и защита, которая гарантирует подлинность кода маркировки. Создать уникальный код может только "Честный ЗНАК". 

Какие товары будут подлежать обязательной маркировке в 2022 году

Уже подлежат обязательной маркировке:

  • шубы;
  • лекарства;
  • обувь;
  • табак;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • одежда, постельное белье и полотенца;
  • молочная продукция: до 2022 года требования касались только производителей и импортеров. 

Screenshot_1

Screenshot_2

Скачать таблицу можно по ссылке

1 декабря 2021 года началась обязательная маркировка упакованной минеральной воды. Пока требования касаются только производителей и импортеров. До 1 сентября 2022 года розничные магазины могут продавать минеральную воду как обычный товар без маркировки.

Какие товары попадут под маркировку в 2022 году:

Screenshot_3

Скачать таблицу можно по ссылке

Какие системы налогообложения подходят для работы с маркировкой

Упрощенная и общая системы налогообложения подходят для торговли любыми маркированными товарами. Для патентной системы налогообложения (ПСН) есть ограничения. 

По закону 325-ФЗ патент запрещено использовать тем, кто торгует маркированными товарами:

  • лекарствами,
  • обувью,
  • одеждой из натурального меха.

Предприниматели, которые продают одежду не из натурального меха, сигареты, туалетную воду, шины, фотоаппараты и другие маркированные товары по-прежнему могут работать на патенте. Для них нет ограничений по выбору системы налогообложения. 

Те, кто продает лекарства, обувь и одежду из натурального меха, должны работать на упрощенной или на общей системе налогообложения.  

Как подготовиться к маркировке

1. Получите электронную подпись

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — это аналог вашей обычной подписи, но в электронном виде. УКЭП подтверждает, что электронный документ подписали именно вы, а не кто-то другой. Она понадобится, чтобы зарегистрироваться в системе маркировки и работать в системе электронного документооборота.

Раньше получить УКЭП можно было только платно в аккредитованном удостоверяющем центре. С 1 июля 2021 года налоговая тоже выдает подписи — бесплатно. 

С 1 января 2022 года индивидуальные предприниматели и владельцы компаний смогут получать электронные подписи только в налоговой и ее доверенных удостоверяющих центрах. Как получить УКЭП бесплатно, читайте в инструкции ФНС

2. Заключите договор с оператором фискальных данных (ОФД)

Он уже есть у всех предпринимателей, которые работают по 54-ФЗ. Убедитесь, что ваш ОФД работает с системой маркировки и готов передавать в налоговую данные о ваших товарах.

3. Зарегистрируйтесь в системе маркировки "Честный ЗНАК"

Это можно сделать уже сейчас. 

Если вы собираетесь продавать молочную продукцию, вам также необходимо зарегистрироваться в системе "Меркурий". Через нее проходят проверку все продукты животного происхождения. Подробнее о маркировке молочной продукции — в статье Обязательная маркировка молочных продуктов: что и когда делать предпринимателям.

4. Подключитесь к электронному документообороту (ЭДО)

Он нужен, чтобы обмениваться с поставщиками электронными документами на товар и законно проводить приемку.  

Если у вас "Эвотор", установите приложение "Маркировка". Он поможет зарегистрироваться во всех необходимых системах и начать продавать маркированные товары. В стоимость сервиса входит подключение к ЭДО — вам не придется платить за него отдельно.

5. Купите 2D-сканер

Он понадобится, чтобы сканировать код маркировки при приемке и продаже. Обычный 1D-сканер не подойдет: он не умеет считывать коды DataMatrix. 

6. Убедитесь, что ваша касса готова работать с маркировкой

Касса должна "понимать", что товар, который вы продаете, маркированный. Иначе она не сможет отправлять в ОФД чеки с нужными пометками и передавать данные в "Честный ЗНАК". Узнайте у производителя вашей кассы, какое программное обеспечение необходимо для работы с маркировкой и установите его, если нужно.

Как подключить ЭДО для работы с маркировкой

ЭДО — это система, через которую предприниматели отправляют, получают и подписывают электронные документы. Чтобы работать в системе, нужно подключиться к одному из операторов ЭДО.

Продавцам товаров с маркировкой необходимо подключаться к электронному документообороту, чтобы оформлять поступления в электронном виде, иначе с 1 января законно принять товары не получится. Оператор ЭДО сам сообщает в "Честный ЗНАК", кто и кому передал документы на товар — участникам товарного оборота не нужно делать это вручную. 

Раньше продавцы маркированных товаров, кроме тех, кто торгует табаком, могли обходиться без ЭДО. Они передавали данные напрямую в "Честный ЗНАК". 

С 1 января 2022 года это запрещено тем, кто продает обувь, товары легпрома, шины и покрышки, фототехнику, духи и туалетную воду. Передавать данные напрямую больше не получится — этот способ просто отключат. 

С 1 сентября 2022 продавцы молочных продуктов также должны будут использовать электронный документооборот в работе с поставщиками. Для остальных категорий товаров, подлежащих обязательной маркировке, точных сроков перехода на ЭДО пока нет. Но даже если вашего товара еще не коснулись новые требования, подключиться все равно придется. К 2024 году налоговая планирует перевести в электронный вид большинство документов. Поэтому в ближайшие годы на ЭДО перейдут все предприниматели.

Как подключиться к ЭДО:

  1. Получите электронную подпись. Если вы зарегистрировались в "Честном ЗНАКе", она у вас уже есть.
  2. Выберите оператора ЭДО и зарегистрируйтесь на его сайте. Список операторов ЭДО, которые работают с маркировкой
  3. Получите идентификатор участника ЭДО — уникальный код компании или предпринимателя. Оператор ЭДО выдает один идентификатор на один ИНН или на комбинацию ИНН и КПП. 

Готово! Чтобы начать работать с контрагентами по ЭДО, отправьте им приглашение или примите приглашения от них. Как это сделать, подскажет служба поддержки вашего оператора ЭДО.

Как принимать маркированные товары

Принимать товары нужно вместе с электронными накладными — УПД.

Поставщик отправляет вместе с товаром электронную накладную — универсальный передаточный документ (УПД). В нем указаны все товары и их коды маркировки. Вы получаете УПД в личном кабинете вашего оператора электронного документооборота (ЭДО) и подписываете электронной подписью.

Как принять УПД:

1. Во время приемки сверьте коды на товарах с кодами в накладной — они должны совпадать. Для этого отсканируйте коды на товарах 2D-сканером. Если кода не будет в документе, вы сразу об этом узнаете и сможете вернуть товар поставщику. Проверять не обязательно, но если после приемки окажется, что кодов не хватает, то вам будут грозить штрафы.

2. Если все в порядке, подпишите УПД электронной подписью — так вы подтвердите в системе ЭДО, что получили товар. "Честный ЗНАК" автоматически получит данные о том, что товар теперь у вас. 

Если у вас "Эвотор", вы можете получать и подписывать УПД прямо в приложении "Маркировка" на кассе или в личном кабинете системы на компьютере. Когда вы подпишете УПД, "Эвотор" сам обновит остатки в вашей товароучетной системе. Вручную делать этого не нужно. 

Как принять УПД на Эвоторе

Готово! Можете продавать маркированные товары. 

Порядок продажи маркированных товаров

При любом движении товара код маркировки нужно сканировать и передавать данные в "Честный ЗНАК". 

Во время продажи кассир должен отсканировать код маркировки на товаре. Когда он пробьет чек, касса передаст информацию о продаже в "Честный ЗНАК". Так система узнает, что товар вышел из оборота.

Если покупатель захочет вернуть товар, продавцу нужно будет отсканировать код снова, чтобы оформить возврат. Код автоматически вернется в оборот, и товар можно будет продавать снова. 

Если код маркировки потерялся вместе с этикеткой или стерся, и его невозможно отсканировать при продаже, то необходимо сделать перемаркировку. Для этого нужно заказать новый код на "Честном ЗНАКе", распечатать его и наклеить на товар. Как это сделать, читайте в инструкции.

Чем грозит нарушение требований маркировки

С 1 декабря 2021 года ужесточаются наказания за нарушение правил маркировки (законы 204-ФЗ и 293-ФЗ). Штрафов становится больше, а за некоторые нарушения предпринимателям будут грозить принудительные работы и лишение свободы. 

За что можно получить штраф или другое наказание:

  • производство, покупка, продажа или хранение товаров без маркировки или с поддельными кодами;
  • продажа товаров в розницу без передачи сведений в "Честный ЗНАК";
  • несвоевременная передача данных о продаже;
  • отсутствие регистрации в системе маркировки в установленный законом срок;
  • продажа товаров с кодами, которые не введены в оборот в системе маркировки;
  • ввод в оборот товаров с неверными сведениями в разрешительной документации или без нее;
  • возврат в оборот товара, который вам не принадлежал;
  • передача товаров юрлицу без отправки УПД и передачи данных в "Честный ЗНАК";
  • превышение максимальной розничной цены табачной продукции.

Screenshot_4

Screenshot_5

Скачать таблицу можно по ссылке

Что делать с остатками и другие сложные вопросы

В 2022 году с 20 января предприниматели должны сообщать в "Честный ЗНАК" о продаже сыров и мороженого со сроком хранения 40 суток и менее. С 31 марта — о продаже остальных молочных продуктов с тем же сроком хранения, а с 1 июня требование распространится на  товары со сроком годности более 40 суток. 1 сентября настанет черед тех, кто продает питьевую воду. 

Если к этим датам у вас на складе останутся товары без маркировки, например, сгущенное молоко или вода в пластиковых бутылках, маркировать их самостоятельно не придется.

Молочные продукты и воду можно продавать до окончания срока годности, если они были произведены до того, как маркировка стала обязательной:

  • молочные продукты — до 1 сентября 2021 года;
  • минеральная вода — до 1 декабря 2022 года;
  • питьевая вода — до 1 марта 2022 года.

Если товары произведены после этих дат и на них нет кодов маркировки, скорее всего, это нелегальные товары и продавать их нельзя. 

Информация о том, что нужно будет делать с велосипедами, появится позже на сайте "Честного ЗНАКа". Возможно, их придется маркировать самостоятельно. Как это сделать, вы сможете узнать из инструкции.

Ответы на другие сложные вопросы о маркировке товаров мы собрали для вас в разделе FAQ

Подытожим

1 .В 2022 году обязательной маркировке будут подлежать: шубы, лекарства, обувь, табак, фотоаппараты и лампы-вспышки, духи и туалетная вода, шины и покрышки, одежда, постельное белье и полотенца, молочная продукция, упакованная минеральная и обычная питьевая вода, а также велосипеды и велосипедные рамы. 

2. На УСН и ОСНО можно торговать любыми маркированными товарами. На ПСН — всеми, кроме лекарств, обуви и шуб.

3, Чтобы принимать и продавать маркированные товары, предпринимателям нужно: 

  • получить квалифицированную электронную подпись;
  • подключиться к ОФД;
  • зарегистрироваться в "Честном ЗНАКе", а для торговли молочными товарами — также в системе "Меркурий";
  • купить 2D-сканер;
  • установить на смарт-терминал программное обеспечение для работы с маркировкой;
  • подключиться к ЭДО.

4. Немаркированные остатки молочной продукции и питьевой воды можно продавать до окончания срока годности. Что делать с велосипедами, станет известно позже.

5. С 1 января 2022 года передавать в "Честный ЗНАК" данные о перемещении товаров между участниками оборота можно будет только через ЭДО. Все, кто раньше передавал данные в систему маркировки напрямую, должны подключить электронный документооборот.

6. За нарушение требований маркировки предпринимателям могут грозить штрафы, принудительные работы и лишение свободы. 

Прокомментировать
Читайте также
20/12/2021
"Яндекс.Лавка" доставит всё-всё новогоднее: ёлки, сладости и подарки
В приложении сервиса появился тематический раздел с товарами для Нового года. Однако, похоже, завезти товары по этому предложению успели не во все дарксторы компании: некоторые позиции помечены как требующие дополнительного времени ожидания... Подробнее
16/12/2021
Их опять скупают: ТОП-5 самых популярных в России видеокарт по версии AliExpress
Российско-китайский маркетплейс сообщил об удвоившемся год к году осенью спросе на компоненты для мощных ПК. И есть все основания полагать, что виноваты в этом не только майнеры... Подробнее
Юлия З.
Директор по работе с ключевыми партнерами, Торговля (Детские товары, мини-компания)
06/12/2021
Работа с китаем 1
Всем привет,  подскажите пожалуйста кто работал три работает с Китаем, как документацию оформляете, сертификаты на товар?

Популярные рубрики