подписка
Подписаться
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
02/03/2022

Маркировка товаров для маркетплейсов в 2022 году: что маркируется, какие требования на разных площадках

Маркировка товаров для маркетплейсов в 2022 году: что маркируется, какие требования на разных площадках

С необходимостью маркировать товар сталкивается все больше продавцов на маркетплейсах. А сам перечень товаров, подлежащих маркировке, расширяется. К 2024 году планируется завершить переход к маркировке всех категорий. 

 

 

Какие товары маркируются?

На настоящий момент обязательной маркировке подлежат:

  • молочные продукты, упакованная вода;
  • товары легкой, промышленности, шубы и обувь;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • лекарства и табачная продукция;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки. 

Во второй половине 2022 года и в 2023 году к перечню, вероятно,  добавятся:

  • ювелирные изделия— кресла-коляски
  • слабоалкогольная продукция и пиво
  • БАДы, антисептики и медицинские изделия.

С 2024 года будут, например, маркироваться ювелирные изделия. 

Как маркетплейсы работают с маркировкой?

Надо понимать, что продажа товара, подлежащего маркировке, без этой маркировки — это правонарушение. Согласно ст. 15.12 КоАП, продажа, перевозка и производство немаркированной продукции грозит штрафом от 5 до 10 тысяч рублей для ИП и  от 50 до 300 тыс. рублей для ЮЛ. Все немаркированные изделия будут изъяты.  Вместо административной ответственности наступает уголовная, если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 миллионов рублей. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, ответственность назначается в виде лишения свободы до 3 лет и штраф 80 тыс. рублей.

В зависимости от модели взаимодействия продавца и маркетплейса, формы распределения обязанностей и ответственности по маркировке будут разными. 

Модель FBS предполагает, что продавец хранит товары у себя на складе и заказе продает товары в доставку маркетплейса. 

Модель FBO означает, что продавец отгружает товар на склад маркетплейса, а дальнейшими организационными вопросами занимается именно площадка. Соответственно, будет несколько отличаться схема взаимодействия по поводу маркировки. Однако главное остается общим. В обоих случаях работу с маркировкой предваряет регистрация продавца в системе "Честный знак". Для этого вам нужна ЭЦП, что для 2022 года является общим правилом при ведении бизнеса. Затем для регистрации в "Честном знаке" вы подаете заявку по ссылке и там же регистрируете личный кабинет. На сайте вы можете узнать, в чем специфика маркировки и ЭДО по вашей группе товаров.

После этого, в зависимости от типа взаимойдействия с маркетплейсом, ему нужно будет определенным образом передавать сведения о маркированных товаров. Торговля на разных площадках может отличаться в некоторых деталях. 

Маркировка товара для Wildberries

Поскольку закон обязаны соблюдать все участники рынка, Wildberries не остается в стороне и обязан каким-то образом отправлять сведения о проданном товаре в систему "Честный знак" о товаре, который был передан площадке в собственность. Однако, Wildberries позиционирует себя как сторона агентского договора (FBS), поэтому ставит продавца перед фактом — до передачи на склад весь товар должен быть промаркирован. В таком случае без маркировок площадка товар просто не принимает к обороту. 

При продаже товара работник склада считывает его маркировку и передает сведения продавцу, чтобы тот мог самостоятельно вывести товар из оборота. В течение трех дней продавец обязан вывести продукцию из оборота через личный кабинет в системе "Честный знак." Для этого ему нужно создать документ "Вывод из оборота",  в качестве причины указав "Розничная продажа". Заполнить по графам:

  • вид первичного документа: "Кассовый чек";
  • номер первичного документа: "Номер чека";
  • дата первичного документа: "Дата чека". 

Затем указать коды проданного товара. Поскольку система не автоматизирована, многие продавцы прибегают к помощи сторонних организаций для автоматизации процессов.

Маркировка для OZON

Озон работает по обеим моделям взаимодействия с продавцами — и FBS, и FBО. Это означает, что и порядок работы с маркировкой для продавцов на этих схемах будет разным.

В первом случае все относительно просто для площадки: продавец указывает первый 31 символ из кода маркировки в личном кабинете при сборке заказа. Без передачи кодов маркировки уже с 20 апреля 2022 года продавец не сможет оформить поставку, так как площадка обязана указывать код маркировки в чеке для покупателя. Для вывода товара из оборота перед отгрузкой на пункте выдачи или сортировочном центре продавцу нужно будет самостоятельно вывести коды маркировки из оборота в системе "Честный ЗНАК", в пункте о причине пометив "Продажа по образцам, дистанционный способ продажи".

1

Один из правильных вариантов оформления этикетки. Источник: seller-edu.ozon.ru

Если речь идет о FBО, то процесс взаимодействия несколько меняется. 

В данном случае площадка выступает как полноправный участник товарооборота, то есть по сути обладает обязанностями участвовать в передаче данных о маркировках товара. 

Схема такая:

  1. Продавцу нужен универсальный передаточный документ (УПД) с кодами маркировок по ЭДО. При получении площадка будет сверять эти коды с маркировкой переданного товара.
  2. При обнаружении расхождений в маркировке, брака и т.д. эту часть продукции Озон не примет. 
  3. Будет сформирован акт расхождения ТОРГ-2 с указанием кодов маркировки принятых и непринятых товаров — его передадут через ЭДО. На этом основании продавец формирует универсальный корректировочный документ — УКД, который нужно отправить в течение 5 дней. 
  4. Озон отработает с УКД, акт приема товаров и ТОРГ-2, с которыми связан корректировочный документ, подпишет УКД. Оператор ЭДО автоматически передаст коды маркировки из этого документа в "Честный Знак", а затем они вернутся продавцу.

Более подробную информацию вы можете найти на сайте маркетплейса. 

Маркировка для "Яндекс.Маркет" 

"Яндекс.Маркет" придерживается той же позиции в маркировке, что и "Вайлдберриз". При этом работа продавца с маркировкой построена технически несколько сложнее, чем на остальных площадках. Здесь продавец сам занимается вводом кодов при формировании товара и начале процесса его отгрузки. Без этих кодов "Маркет" не присвоит товару статус "Передан службе доставки". А чем дольше продавец занимается обработкой товара перед отгрузкой, тем ниже его рейтинг на площадке. 

2

Один из правильных вариантов оформления этикетки. Источник: yandex.ru

Более подробную информацию вы можете найти на сайте маркетплейса.  

Возврат маркированного товара

Причины возврата на склад продавца или площадки маркированного товара могут быть разными: товар не подошел и покупатель хочет заменить его на аналогичный другого размера или иных характеристик; товар бракованный; был отгружен, но покупатель его не забрал. При этом покупатель может вернуть товар в полной целости и сохранности (тогда коды маркировки сохранятся), либо с поврежденным кодом маркировки, который уже невозможно считать. В зависимости от ситуации возврат будет оформляться по-разному. 

Если оформлением занимается сам продавец, то у него есть несколько моделей оформления возврата:

1. Если покупатель возвращает товар за ненадобностью или для обмена (сам товар качественный), то сведения об этом нужно направить в "Честный знак". Для этого в личном кабинете оформить возврат товара в оборот. Подробно этот порядок изложен в официальном разъяснении. При этом, если товар просто возвращен, то оформляется один чек —   с признаком расчета (тег 1054) "возврат прихода". Если же покупатель одновременно хочет товар заменить (но обычно в таких случаях на маркетплейсах покупатель просто заказывает тот же товар другого размера, оформляя его новой отдельной покупкой), то оформляются два чека — "возврат прихода" и "приход" (тег 1054). 

2. Если покупатель возвращает товар надлежащего качества, но с поврежденной маркировкой, то следует осуществить перевыпуск кода маркировки. Для этого в разделе "Документы" нужно выбрать "Перемаркировка". 

3. Возврат товара по браку требует выведение его из оборота путем утилизации. На него также оформляется возвратный чек. Товар снова вводится в оборот, затем продавец или площадка (например, функцию утилизации может взять на себя в некоторых случаях "Озон") принимают решение об утилизации. Необходимо подать сведения о выводе из оборота товара напрямую в личном кабинете "Честного ЗНАКА" и указать реквизиты акта, по которому товар утилизирован. 

Прокомментировать
Читайте также
Михаил А.
Директор, Инвестиционный фонд (Инвестиционный фонд, крупная компания)
06/05/2022
Яндекс.Маркет решил самостоятельно импортировать продукцию известных зарубежных брендов - обсуждение 5
Перейти к исходному сообщению
уже просто смешно читать все это про ямаркет....когда они пытаются скопировать бизнес-медель то там то сям. но нихрена не выходит))))) почему то это не удивляет)) Еще...
уже просто смешно читать все это про ямаркет....когда они пытаются скопировать бизнес-медель то там то сям. но нихрена не выходит))))) почему то это не удивляет)) Свернуть
Алексей Митрофанов  Алексей Митрофанов Руководитель, ИП Митрофанов А.В.
Это как в старом советском анекдоте, купили разобранный истребитель, собрали, получился паровоз на дровах. Вот и Яндекс так же. Берет идею, думает что получится, а выходит паровоз. Всё дело в ТОП менеджменте и троечниках, которые там прочно засели. Мышление "если зуммер, то прогрессивный" критически отстало. Свернуть
уже просто смешно читать все это про ямаркет....когда они пытаются скопировать бизнес-медель то там то сям. но нихрена не выходит))))) почему то это не удивляет)) Еще...уже просто смеш Еще...
03/03/2022
Asos, Iditex, LLP и не только: крупные западные fashion-ритейлеры останавливают онлайн-продажи в России
Интернет-магазины крупных западных брендов один за другим сообщают, что останавливают отправки заказов в Россию из-за санкций, закрывается и традиционная розница. Кто на очереди?... Подробнее
01/03/2022
Россияне закупаются электроникой впрок
"Чек Индекс" представил результаты обзора обезличенных агрегированных данных за неделю с 21 по 27 февраля и с 1 по 27 февраля о купленных россиянами товарах в категории БТиЭ... Подробнее
18/02/2022
Маркетплейсы обвиняют в поддержке жестокого обращения с животными. Как отреагировали Ozon, Яндекс.Маркет и Wildberries?
Пользователи соцсетей обнаружили в открытой продаже на российских маркетплейсах бьющие током ошейники для кошек и собак ("АнтиМяу" и "АнтиЛай"). Ритейлеров обвинили в поддержке жестокого обращения с животными. Что отвечают площадки?... Подробнее
Станислав P.
Senior Project Manager, Торговля (Одежда, обувь, аксессуары, крупная компания)
25/01/2022
ТОП-10 самых популярных в России смартфонов по версии "Ситилинка": Xiaomi, Xiaomi, Xiaomi, Xiaomi... - обсуждение 2
Забавно, что если посмотреть позиции, которые раскупили и больше нет,  а желающие есть, то там в топах будет Samsung и даже Motorolla. Дефицит компонентов + сложности в логистике/производстве, отсюда уже повышенные продажи китайцев, которые успели сделать поставки и партии закупок были больше. Свернуть
Забавно, что если посмотреть позиции, которые раскупили и больше нет,  а желающие есть, то там в топах будет Samsung и даже Motorolla. Дефицит компонентов + сложности в логистике/производ Еще...