Маркетплейсы расплатятся за опоздавших с доставкой продавцов?
Вчера комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении давно обсуждаемый законопроект о товарных интернет-агрегаторах.
Редакция Oborot.ru изучила актуальный вариант закона, по которому предлагается жить маркетплейсам (№ 126869-7 от 06.07).
Первая версия поправок Закон о защите прав потребителей, регулирующих деятельность онлайн-агрегаторов, была внесена в Госдуму еще в марте прошлого года. Она вызвала резко негативную реакцию в отрасли. Все согласны с тем, что ввести деятельность маркетплейсов в правовое поле рано или поздно придется. Дьявол, как всегда, в деталях.
Всего к второму чтению законопроекта поступили 22 поправки – 10 рекомендуются комитетом к принятию, 12 – к отклонению.
Что отклонили?
Не прошла попытка прописать права общественных объединений обращаться в суды в пользу неопределенного круга лиц, в том числе с требованиями остановить деятельность проштрафившихся продавцов.
Также остались непрописанными права органов муниципального самоуправления защищать права потребителей.
Комитет забраковал идею ограничить сумму, которую потребитель может потребовать с продавца. Депутаты хотели уточнить, что размер пени не может превышать оплаченную стоимость товара. Как известно, одна из разновидностей потребительского терроризма именно такова: покупатель нарочно игнорирует выяснение отношений с продавцом, чтобы рос размер пени.
А что появилось нового?
Возврат ложится на маркетплейс
Комитет одобрил поправку, согласно которой, клиент может потребовать возврата денег за товар от маркетплейса, если заказ ему не доставили в оговоренный срок. При этом закон не делает различия, доставляла заказ собственная логистическая служба продавца, сторонняя компания или подразделение самого агрегатора.
Маркетплейс должен будет вернуть покупателю предоплату в течение 10 календарных дней, но только если выполняются одновременно два условия. 1) Товар действительно не доставлен в срок. 2) Потребитель направил продавцу уведомление об отказе от покупки товара или услуги в связи с нарушением срока доставки. И подтверждение этого же отказа предоставил маркетплейсу.
Кто за что отвечает?
Одним из камней преткновения было разграничение ответственности между продавцом и агрегатором – в том числе, за неполную или недостоверную информацию, предоставленную покупателю или за невыполнение условий договора купли продажи.
Этот тонкий момент в текущей версии закона прописан так.
В пункте 2.1 сказано:
"Владелец агрегатора предоставивший потребителю недостоверную или неполную информацию о товаре (услуге) или продавце (исполнителе), на основании которой потребителем был заключен договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг) с продавцом (исполнителем), несет ответственность за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему такой информации".
Но тут же сделана оговорка, что агрегатор не отвечает за убытки, причиненные потребителю из-за недостоверной или неполной информации от товаре (услуги) в случае, если владелец агрегатора никак не менял ту информацию , которую ему предоставил продавец.
Эта поправка, теоретически, снимает с маркетплейсов часть ответственности – за информацию, которую предоставляют интернет-магазины и которую технически невозможно проверить для всех 160 миллионов SKU того же Яндекс.Маркета.
А ты кто такой?
Дополнительно закрепляется обязанность продавца передавать агрегатору и размещать на собственном сайте достоверную информации о себе. Прописано и то, что она должна содержать:
- фирменное наименование,
- адрес,
- режим работы,
- регистрационный номер записи о создании юридического лица,
- фамилия, имя, отчество (если есть), государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Если что-то из этих данных меняется, то продавец в течение одного рабочего дня должен оповестить об этом владельца агрегатора, а агрегатор за это же время должен внести соответствующие изменения на сайте.
И наконец, среди одобренных поправок – само определение понятия "владелец агрегатора":
"Это организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин или владельцами сайта или его страницы в интернете, которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи, заключить его с продавцом, а также произвести предварительную оплату товара путем перевода денег владельцу агрегатора в соответствии с законом".
Предполагается, что поправки к Закону вступят в силу с 1 января 2019 года.
"Зеленый свет" потребительскому террору?
Представители ecomerce указывают, что в этой редакции законопроект дает предпосылки к потребительскому терроризму. Ведь покупатель в случае несвоевременной доставки товара может потребовать возмещение и с продавца, и с агрегатора.
Такого же мнения придерживаются и в "Яндекс.Маркете", пресс-служба которого дала комментарий Оборот.ру:
– Несмотря на противоречие данного положения остальным нормам законопроекта, на агрегаторов возлагается ответственность не только за информацию, но и за исполнение сделок продавцами. В случае нарушения продавцом обязательства по своевременной поставке товара, агрегатор должен вернуть деньги потребителю, даже если он их уже перечислил продавцу.
Новая версия законопроекта создает предпосылки для злоупотребления потребителем своими правами, так как теперь он может получить возмещение и с продавца, и с агрегатора. Обязательство агрегатора по возврату денег покупателю не ставится в зависимость от того обстоятельства, вернул ли деньги покупателю продавец, и наоборот.По нашему мнению, законопроект об ответственности товарных агрегаторов должен быть сбалансирован с точки зрения соблюдения прав и законных интересов всех игроков, а распределение ответственности должно соответствовать текущим принципам гражданского законодательства и степени участия игроков в процессе реализации товара потребителю. Агрегаторы работают над тем, чтобы сделать покупки максимально удобными для потребителя, обеспечивают высокий уровень защищенности при заказе товаров и услуг на своих площадках и способствуют развитию конкуренции. Законопроект в большей степени направлен на установление необоснованно жестких обязательств и ответственности агрегаторов за действия третьих лиц, чем на защиту прав потребителей.