Кто сильнее всех в Рунете?
Журнал "Коммерсантъ Секрет Фирмы" подвел итоги исследования Топ-100 крупнейших интернет-продавцов Рунета на 2013 год.
Кто на вершине?
С учетом того, что в этом рейтинге к интернет-ритейлерам добавились компании из сегмента "Туризм", именно последним и достались первые два места: это RZD.RU и AEROFLOT.RU (оборот за месяц 3,8 млрд рублей и 3,1 млрд рублей соответственно). Тройку лидеров замыкает ULMART.RU с показателем 2 млрд.
- сегмент БТиЭ (бытовая техника и электроника) – 30 онлайн-магазинов;
- сегмент "Одежда и обувь" – 12 ритейлеров;
- сегмент "Туризм" – 13 компаний.
Самый "дорогой" сегмент из ритейла – БТиЭ, на который приходится 10,5 млрд рублей месячного оборота. Для сравнения: это примерно треть от общего оборота всех участников рейтинга, который в сумме составляет примерно 37 млрд. Компании из категории "одежда и обувь" внесли куда меньший вклад – около 10%.
Что изменилось за год?
Из глобальных тенденций можно отметить, что интернет-магазины сегмента БТиЭ продолжают понемногу терять позиции абсолютных лидеров на рынке онлайн-ритейла. Если на их долю два года назад приходилось 62% компаний из ТОП-100, то год назад их стало уже 44, а теперь – только 30. Виной тому – сравнительно низкие темпы роста отрасли (примерно 15% за год), хотя отдельные представители сегмента, такие как "Юлмарт", "Ситилинк", "Связной", "М.Видео" и Enter демонстрируют рост до 50%.
На втором месте среди интернет-ритейлеров прочно обосновались продавцы одежды, обуви и аксессуаров. Некоторые, такие как KupiVIP и Lamoda, смогли "раскрутиться" за счет привлеченных инвестиций, другие (Quelle, Otto, La Redoute и Bonprix) сумели быстро перестроиться с торговли по каталогам на онлайн-продажи.
Максимальная динамика наблюдается в сегменте "Туризм". Несмотря на жесткий прессинг со стороны монополистов рынка: "РЖД", "Аэрофлот", "Сибирь" и "Трансаэро" – независимые коммерческие проекты находят силы успешно развиваться. Среди таких компаний можно отметить попавшие в сотню лучших OneTwoTrip и Anywayanyday. Этот сегмент, как считает исполнительный директор Agent.ru Андрей Чудаков, вырос почти на 50% за прошедший год.
Что в перспективе?
Конкуренция в большинстве существующих ниш еще значительнее возросла по сравнению с прошлым годом – теперь стартовать в традиционных сегментах вроде БТиЭ молодым компаниям стало еще сложнее.
По-прежнему "перспективными" остаются несколько категорий, относительно открытых для стартапов. Это главным образом "товары для детей", "ювелирные изделия ", а также "спорт и отдых". В частности, в последней категории, согласно информации Олега Атаманюка, управляющего директора Activizm.ru, за последний год рост объема продаж составил 27,1% (до 8,3 млрд рублей), тогда как в ней среди компаний из ТОП-100 представлены только 2 магазина: Velosite и интернет-представительство "Спортмастер".
Инвестиции текли и продолжают течь в сторону интернет-магазинов одежды, обуви и аксессуаров. Из крупных вложений в компании этого сегмента можно отметить привлечение $55-80 млн для Lamoda; $54 для KupiVIP и $25 млн для Obuv.
Также можно отметить, что купонный бизнес, несмотря на все свои недостатки и критику, отнюдь не торопиться умирать. Девятое место рейтинга вполне уверенно занимает BIGLION.RU с оборотом в 890 млн.
Как подсчитывали?
Места в рейтинге распределялись на основе среднемесячного оборота компании.
В этом году были включены новые категории: "Туризм", "Купоны" и "Агрегаторы". Компании, участвовавшие в исследовании, отбирались по трем критериям: в него попали те, что упоминался в предыдущих рейтингах за 2011 и 2012 годы; кто присутствовал в списке 1500 наиболее посещаемых сайтов Рунета по данным LiveInternet; а также не имеющие счетчика LiveInternet онлайн-компании, признанные экспертами рынка.
Важно понимать, что в исследовании приводятся показатели отдельных компаний, а не холдингов. Если бы рассматривались интернет-холдинги, расстановка сил получилась бы совершенно другой. Так, OZON оказался бы на девятом месте с показателем примерно 1,2 млрд рублей, если считать суммарно оборот Ozon Travel, Sapato и других компаний, которые входят в его структуру. Следом за ним шла бы компания IQ One Holdings (1 млрд), которой принадлежат интернет-магазины Sotmarket, E96 и Utinet.
Помимо составления основного рейтинга по среднемесячному обороту в рамках исследования были рассчитаны и сравнены индексы юзабилити сайтов. При этом учитывалось удобство размещения корзины и контактных данных, наличие информации о доставке, оплате и т. п. Любопытно, что прямой зависимости между "покупабельностью" сайта и оборотом компании не было выявлено. Однако практически у всех участников ТОПа качество юзабилити сайтов оказалось выше, чем в среднем по сегменту.
Уже сейчас есть Питерский АСЦ. Еще несколько строятся.
Реально пока еще ничего не строится. На уровне передачи и оформления земли. А может, и строить в таком виде(8 АСЦ по стране по 3-4 млрд.руб.) не надо.
Поскольку по факту такие зональные АСЦ на 5-10 регионов и становятся "бутылочным горлышком"(на примере Московского АСЦ), ухудшая сроки пересылки почты. Вообще, начальная концепция сети АСЦ образца 2005 года, то, как это реализовано на сегодня в Московском и Питерском АСЦ, и то, что планируется, вроде бы, в новой Стратегии Почты - разные вещи.
Экономическая эффективность таких АСЦ - вообще отдельный вопрос.
А по тарифам, на мой взгляд, лучше принять "нулевой вариант" - заморозить на з года, к примеру. Свернуть
Доклад был впервые прочитан на конференции "Электронная торговля 2013". С разрешения автора выкладываем его, как и обещали, в открытый доступ... Подробнее