подписка
Подписаться
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
25/05/2023

Контроль над маркетплейсами, реестр интернет-рекламы, онлайн-продажа лекарств. Какие изменения произошли в законодательстве с начала года (часть 1)

Контроль над маркетплейсами, реестр интернет-рекламы, онлайн-продажа лекарств. Какие изменения произошли в законодательстве с начала года (часть 1)

В 2023 году в сфере электронной торговли произошло много небольших изменений, которые с одной стороны не вносят ничего революционного в процесс, но в то же время заслуживают внимания. Так, государственные органы пытаются регулировать деятельность маркетплейсов, упрощена дистанционная продажа безрецептурных лекарств и т.д. 

Об этих и других законодательных изменениях, имеющих отношение к электронной торговле, рассказывает юрист. 

 

Торговля на маркетплейсах 

Здесь происходит постепенное ужесточение законодательства — госорганы пытаются сделать эту сферу более прозрачной для себя и покупателей, отрегулировав так, чтобы было удобно осуществлять контроль и надзор. В связи с этим уже вступили в силу и еще готовятся несколько изменений, который серьезно влияют на продажи в рамках электронных площадок, причем касаются они и отдельных продавцов, и маркетплейсов в целом.

С 1 марта 2023 года маркетплейсы несут ответственность за торговлю на своей площадке контрафактом и немаркированными товарами, подлежащими обязательной маркировке — исключение для них, имевшее место прежде, отменяется, а ответственность наступает даже тогда, когда юридическое лицо или ИП не является маркетплейсом в полной мере, но оказывает услуги предпродажной подготовки товара, сборки и упаковки для доставки потребителю.

При этом определена процедура торговли маркируемым товаром на маркетплейсах. Устанавливается момент, когда товар должен быть промаркирован (то есть введен в оборот): это можно сделать уже после того, как вы разместили информацию информацию о таких товарах (описание, изображение и стоимость) и "заключили договоры розничной купли-продажи товаров дистанционным способом с потребителями с принятием авансовых платежей или предоплаты за вышеуказанные товары". То есть каждый конкретный товар вводить в оборот можно после того, как заполнили карточку товара на маркетплейсе, заключили договор и провели процедуру оплаты с покупателем, но до того, как отправили его на доставку. Таким образом, в принципе можно торговать не введенным в оборот товаром при условии, что его введение произойдет до передачи покупателю. 

Однако в момент продажи товара его нужно вывести из оборота одним из следующих способов: 

  • с применением контрольно-кассовой техники;
  • самостоятельно в информационной системе мониторинга не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем отгрузки товаров со склада хранения и не позднее даты фактической доставки товаров потребителю.

Кроме того, предполагается внести изменения в Закон о защите прав потребителей в части дистанционной торговли — проект внесен в Госдуму. 

Инициаторы поправок предлагают закрепить обязанность маркетплейсов предоставлять в описании товара также ссылку на запись в реестре выданных сертификатов соответствия и деклараций. Этот реестр введен в 2020 году соответствующим Положением № 1856. С момента начала функционирования этого реестра указанные документы предоставляются в форме электронных записей и выписок. Законопроект предлагает сопровождать оформление карточек товаров ссылками, содержащими сведения о сертификате соответствия и (или) декларации о соответствии, а не предоставлять их только по запросам потребителей, как это делается сейчас. 

Продолжаются судебные тяжбы, касающиеся покупки товаров по ошибочно выставленной маркетплейсами и интернет-магазинами цене. По всей видимости, даже у самих судов нет ясности в этом вопросе. Речь идет о ситуациях, когда на маркетплейсах в результате системных сбоев цены на товары становятся экстремально низкими.

Например, еще в 2021 году потребитель попытался приобрести в сети "Связной" телевизор по цене 480 рублей, однако продавец аннулировал заказ и вернул покупателю деньги. Покупатель не согласился и отправился в суд с требованием все же доставить ему телевизор. Продавец при этом ссылался на два обстоятельства: в публичной оферте указано, что продавец может в одностороннем порядке расторгнуть договор при отсутствии товара на складе; на его складе товар в момент заключения договора отсутствовал.

На протяжении последних двух лет суды разных уровней демонстрировали разные взгляды на законность требований покупателя. Наконец, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2023 N 49-КГ22-28-К6 отменило решения предыдущих инстанций и отправило дело на новое рассмотрение. Аргументировано решение следующим образом:  условие публичной оферты о праве продавца на односторонний отказ от договора купли-продажи при невозможности его исполнения противоречит действующему законодательству, ущемляет предусмотренное законом право покупателя на получение предварительно оплаченного товара. Кроме того, никаким образом не доказано, что телевизора на складе действительно не было и имелись доказательства того, что исполнение договора невозможно в будущем (например, что телевизоры этой модели сняты с производства), а сама оферта содержала все существенные условия договора, включая цену. Следовательно, оформление договора было вполне законным.

Понятно, что и эта позиция суда в будущем может быть пересмотрена, однако лучше "подстелить соломки": убрать из публичной оферты указание на то, что договор в одностороннем порядке может быть расторгнут при отсутствии товара на складе (лучше, конечно, своевременно убирать карточки отсутствующего товара или делать невозможным его покупку в автоматическом режиме); а если уж спор случился, озаботиться доказательствами того, что договор невозможно выполнить (не ссылаясь при этом на "неправильность цены").

В то же время ФНС дала разъяснения о том, как применять УСН по объекту "доходы", торгуя на маркетплейсах: выбор системы налогообложения -— право налогоплательщика. Он может выбрать объект "доходы" при продаже товаров через маркетплейсы. Однако есть ограничение: продавец включает в базу всю выручку, которая поступила от покупателя и не может уменьшить ее на сумму агентского вознаграждения маркетплейсу, а так же иные платежи и штрафы, удержанные на этой платформе.

Еще один законопроект предлагает урегулировать вопрос НДС при торговле с физлицами на маркетплейсах. Этим проектом предполагается определить порядок применения НДС по принципу страны назначения товара при его реализации через электронные торговые площадки в государствах-членах ЕАЭС — место будет определяться нахождением конечного потребителя товара. Законопроект кроме того закрепляет определение "электронной торговой площадки во взаимной электронной торговле товарами": на ней должны быть доступны сервисы, позволяющие покупателям заказать товар; размещены условия оплаты и (или) организации оплаты товаров покупателем; размещены условия доставки и оплаты товара. 

Торговля отдельными видами товаров

Получение разрешения на дистанционную торговлю безрецептурными лекарствами упрощено: продавцы смогут подать заявление на получение разрешений для онлайн-продажи препаратов в Росздравнадзор через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и там же получить уведомление об их готовности.

Для получения разрешения аптечная организация направляет заявление о получении разрешения с использованием личного кабинета на едином портале в автоматическом режиме с приложением:

  • копий документов (сведений), подтверждающих наличие оборудованных помещений (мест) для хранения сформированных заказов в соответствии с правилами надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации;
  • копий документов (сведений), подтверждающих наличие собственной курьерской службы, имеющей оборудование, обеспечивающее поддержание необходимого температурного режима для доставки термолабильных лекарственных препаратов, или договора с иными лицами, осуществляющими доставку с использованием такого оборудования;
  • копий документов (сведений), подтверждающих наличие электронной системы платежей и (или) мобильных платежных терминалов, предназначенных для проведения электронных платежей, в том числе с помощью банковских карт, непосредственно в месте оказания услуги.

По результатам рассмотрения заявления разрешение отправят в личный кабинет. Если договор с маркетплейсом изменится (или продавец решит продавать товар через другую площадку), то новое разрешение получать не нужно — достаточно в течение 3 рабочих дней уведомить об этом Росздрав через тот же личный кабинет с приложением копий документов. 

А вот вейпы и никотинсодержащую продукцию, а также жидкости для вейпов, не содержащие никотин, дистанционно и с помощью автоматов продавать больше нельзя: с 1 июня вся подобная продукция будет объектом законодательства об обороте табачной и никотинсодержащей продукции и перестанет продаваться иначе как в магазинах и павильонах.

Кроме того, продолжается расширение категорий товаров, подлежащих маркировке: с весны в списке детская бутилированная вода, велосипеды и велосипедные рамы, БАДы. С 1 июня маркируются товары легкой промышленности,  а с 1 сентября добавятся кресла-коляски.

Реклама

С прошлого года постепенно вводятся изменения, добавившие рекламодателям работы: теперь вся реклама должна быть зарегистрирована в Едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР), а с января этого года распространители рекламы к тому же должны присоединять ее идентификатор в формате "https://site.ru/?erid=base58(protobuf)" к странице сайта. При этом "site.ru" — название сайта, а "erid" — наименование идентификатора рекламы. Рекламу без присвоенных идентификаторов распространять нельзя. 

Введены ограничения по содержанию рекламы: с января нельзя распространять рекламу, содержащую информацию, пропагандирующую, либо демонстрирующую нетрадиционные  сексуальные отношения и (или) предпочтения, педофилию, смену пола, а с апреля — рекламировать и демонстрировать вейпы.

Также законодатели ввели дополнительные составы административных правонарушений для владельцев информационных ресурсов, включенных в перечень тех, объем аудитории которых подлежит исследованию: отныне они обязаны размещать у себя соответствующие программы. Если они этого не делают, то обязаны заплатить штрафы: на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 

Кроме того, в Законе "О рекламе" закреплено понятие "социальная реклама". На такие объявления распространители теперь обязаны выделять до 5% рекламной площади. Эта норма действует с 2021 года, однако теперь предусмотрено наказание за ее неисполнение. Это штраф — на граждан в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Прокомментировать
Читайте также
Алексей Ю.
ИП, Торговля (Одежда, обувь, аксессуары, мини-компания)
27/05/2023
Оплата после примерки на Озон 30
Отличное предложение для ОЗОН. Введение оплаты заказа после тестового срока, скажем 14 дней для одежды, 3 месяца для бытовой техники. Заказы рванут вверх. Все покупатели уйдут на Озон, ну а селлеры в противоположном направлении.  Свернуть
Отличное предложение для ОЗОН. Введение оплаты заказа после тестового срока, скажем 14 дней для одежды, 3 месяца для бытовой техники. Заказы рванут вверх. Все покупатели уйдут на Озон, ну Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
25/05/2023
Как депутаты отреагировали на желание "Почты России" получить 0,5% выручки всех маркетплейсов
Предложение федерального почтового оператора покрыть свои убытки за счет маркетплейсов вызвало крайне резкую реакцию и у отраслевых ассоциаций, и у парламентариев из Госдумы. И это аргументированное возмущение... Подробнее
24/05/2023
Госдума занялась электронной коммерцией 1
Речь идет о специальном отраслевом законе, обсуждении отношений Wildberries с его партнерами и условном "налоге с маркетплейсов" в пользу "Почты России". Парламент активизировал работу по этим направлениям... Подробнее
23/05/2023
Зачем селлеры Wildberries сегодня опять пришли толпой в офис маркетплейса?
Не менее 70 человек сегодня вновь пришли к штаб-квартире маркетплейса. Что случилось? Это продолжение истории с нелегальной рекламой на Wildberries. Селлеры требуют разморозить их личные кабинеты и вернуть деньги на счета... Подробнее
Игорь А.
ИП, Торговля (Детские товары, небольшая компания)
17/05/2023
Параллельный импорт продлят еще на год, но список товаров сократится - обсуждение 2
«…критически важные для потребительского рынка…» - «…Jaguar, Porsche, Rolls-Royce, Bentley и другие)!!! Свернуть
«…критически важные для потребительского рынка…» - «…Jaguar, Porsche, Rolls-Royce, Bentley и другие)!!! Свернуть Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы