Иван Кургузов: кто и почему "мочит" Татьяну Бакальчук?
2Глава кластера ecommerce в РАЭК Иван Кургузов написал авторскую колонку о том самом видеообращении Татьяны Бакальчук, которое вызвало столько дискуссий в соцсетях – и в ритейле в целом.
В последние дни десятки людей, не связанных с ecommerce, спросили меня о видеообращении Татьяны Бакальчук, гендиректора Wildberries.
"Ваня, ты же в этом разбираешься, что там она такого "скандального" сказала?".
И я написал простое объяснение, что именно произошло.
К удивлению, оказалось, что и в профессиональной среде не везде есть понимание, что это на самом деле значило, и как нам дальше жить в условиях карантина. Постараюсь разложить всё по полочкам.
Для начала, оставим в стороне юридические сложности, обязан ли россиянин соблюдать карантинные меры безопасности или нет. Примем за данность, что обязан.
Разберём ситуацию для ecommerce
1. Как нередко бывает в России, одни постановления противоречат вторым постановлениям, изменяются третьими, и за ночь превращаются в четвёртые.
Вроде бы, дистанционная торговля непродовольственными товарами разрешена, но:
- Из списка товаров первой необходимости в постановлении Правительства за ночь исчезла электроника, техника и многое другое.
- Заметная часть региональной доставки – это ПВЗ. Они конкретными постановлениями вроде как разрешены, но в реальности местные правоохранительные органы не всегда в это верят.
Аналогичная ситуация со складами, с магистральной логистикой и так далее. В регионах особо активные власти начали закрывать ПВЗ, склады, не пропускать курьеров, не особо разбираясь, что там записано в постановлениях.
2. Иностранные поставщики не понимают, надо в Россию отгружать товар, или не надо. Плюс у них встречаются сложности с производством
Всё это вместе приводит к резкому падению продаж непродовольственных товаров, в том числе тогда, когда они по-прежнему нужны потребителю.
А мощности по продаже, в т.ч. дистанционным способом, у интернет-магазинов сохранились.
3. В связи с резким ростом ecommerce все Ассоциации (и я не исключение), а также кто угодно, похожий на ассоциацию, увидели для себя большие возможности, и побежали делать всему онлайн-ритейлу хорошо, демонстрируя это в публичной плоскости.
4. Напомню, что до середины 2019 года, Wildberries активно показывал в окружающую действительность свои достижения, руководство компании регулярно участвовало в интервью и вообще компания активно демонстрировала свою успешность миру.
5. В сложившейся непростой ситуации Татьяна Бакальчук с некоторой помощью АКИТ в субботу 28 марта, собирает в онлайн-совещание топ-менеджеров омниканального ритейла. В первую очередь, из сегментов fashion и БТИЭ. А также крупных логистов и руководителя профильного департамента Минпромторга.
6. С большим трудом за несколько часов они договариваются о единых принципах работы. Одни наступают на горло бесплатной примерке, другие – возможности допродажи при самовывозе.
Я надеюсь, что все понимают: участники совещания одновременно и мыслят как бизнесмены, и стремятся помочь, чем могут, медикам нашей страны. Подчеркну: они не только спасают жизни людей, но ещё и спасают свои бизнесы. Стараются сделать это одновременно.
7. Доля онлайн-торговли в непродовольственных товарах приближается к 10%, в мегаполисах она существенно выше. А вот в продовольственных не достигла ещё и 1%. При этом, логистика для FMCG должна соответствовать особым требованиям. Ее сложнее наладить, чем доставку непродовольственных товаров.
Ремарка. Да, тяжело развезти по Москве холодильники и диваны. Но их можно везти в одной температурной зоне, а не в четырех, как продукты.
8. Татьяна выпускает видеообращение, в котором профессионалу чётко видно одновременно бизнесмена и болеющего за страну человека.
У кого не закрывают магазины? У фуд-ритейлеров.
Кого не было на совещании? Фуд-ритейлеров.
К кому направлено самое жёсткое обращение? К фуд-ритейлерам.
Бакальчук говорит правильные вещи. Мы с вами знаем, что в большинстве магазинов продуктов ничего не изменилось, люди стоят вплотную друг другу, продавцы не везде носят маски и так далее.
Но видеообращении сознательно выбрана жесткая риторика. Это сделано для того, чтобы призвать к конкретным действиям – не только через доводы разума, но и через эмоции. Речь о действиях, которые с одной стороны правильные и спасут людей, а с другой стороны – действительно, выгодны непродовольственным омниканальным ритейлерам
9. Все, кто подписал соглашение об общих "правилах игры", – большие профессионалы. Они прекрасно понимают и озвученные мной факты, и сложности с государственной системой. Понимают и то, что вне мегаполисов перевести хотя бы 50% заказов продуктов в онлайн – невозможно. Но чем выше станет процент дистанционных покупок – тем лучше.
10. В адрес онлайн-ритейла звучат упреки, что на складах, ПВЗ и при работе с курьерами тоже не соблюдаются санитарные нормы, а следовательно, нет никакой разницы с офлайновыми супермаркетами с точки зрения безопасности.
Можно ли организовать складскую, ПВЗ и курьерскую работу более-менее с соблюдением санитарных норм? Можно
Но в некоторых системах сложно, т.к. курьер – не только низкооплачиваемый сотрудник, но часто он ещё и работает как ИП. Больше того, нередко он работает через третьи руки – партнёра или агрегатора.
Часть ПВЗ можно с помощью двух палок и ткани/плёнки оснастить выдачей через окошко, часть нельзя.
С другой стороны- как вы думаете, какая часть юридически существующих таксопарков в современных реалиях меряет температуру водителям перед выездом? Какая часть супермаркетов и магазинов у дома каждый день проверяет состояние здоровья всех сотрудников?
Наконец, однозначно понятно, что даже с помощью доставки от маркетплейсов и нонфуд-ритейлеров резко нарастить в 100 раз возможности продажи еды онлайн не получится.
То есть: к закрытию продовольственных супермаркетов никто не призывает: это и невозможно, и бессмысленно. Но призывают к резкому увеличению дистанционки в фуд-ритейле. И это, с одной стороны, поможет бороться с инфекцией – а с другой стороны, загрузит мощности нон-фуда
11. Ситуация за окном – на неопределённое время. Сейчас люди напуганы, им нужен антисептик, аспирин, хлеб и пиво. Но постепенно им будут всё больше нужны обычные товары, от дрели до раскладушки. Даже дома, в самоизоляции.
А значит, действительно придется выработать общие "правила игры" для ecommerce: придумать, что делать с ПВЗ и курьерами, как максимально обезопасить покупателя.
Надеюсь, теперь вы понимаете, по чьему заказу и зачем мочат в соцсетях и телеграм-каналах Татьяну Бакальчук, которая мыслит, как опытный бизнесмен, но одновременно старается спасти людей в нашей с вами стране.
Не то, чтобы везде ничего личного, только бизнес. Нет.
Личного много. Но я надеюсь, что бизнес-часть этого сложного вопроса вы увидели.
"Мы предлагаем вам присоединиться к нам и перевести все ваши магазины в режим пунктов выдачи заказов. У вас у всех есть онлайн-витрины. Пусть ваши покупатели заказывают и оплачивают продукты там и приходят в магазины только для того, чтобы забрать свои продукты".
Под этот шаг должна была быть готова инфраструктура. А нам с центральных каналов ещё неделю назад все спикеры хором уверяли, что коронавирус - это искуственно нагнетаемая паника. Любой, кто руководил оффлайн-розницей, понимает, что это перестроить бизнес-процессы по щелчку пальцев (уважаемой госпожи Бокальчук) невозможно. Также это предложение не учитывает ЦА покупателей фуд.ритейла. В "Пятёрочке" и "Магните", которые занимают самую значительную совокупную долю, где еду покупают те самые люди, которые живут еле сводя концы с концами, а зачастую с мизерным уровнем компьютерной грамотности. В условиях сложившейся стрессовой ситуации им предлагается "выйти из зоны комфорта", и поломать свои привычки ходить в магазин. Это потенциальный источник конфликтов и социальной напряжённости. Ибо даже субъпремиальный "Перекрёсток" умудряется в интернет-заказы упаковывать просрочку и некондицию. А каково будем людям, может быть, отдавших предпоследние 500 рублей, получить в итоге прокисшее молоко, попахивающие куриные бёдра и просыпавшийся пакет сахара.
А что уж говорить, про продуктовый частные магазинчики, у которых и в недавние "сытые" времена очереди у прилавков случались лишь раз в день.
"Мыши! Станьте ежами!" - как говорится в бородатом анекдоте про Сову стратега.
UPD: не начнись "мочилово"... (ой, извините!)
Не начнись отрицательная обратная связь на выступление уважаемой г-жи Бокальчук - кто может дать гарантию, что это не легло бы в основу очередной властной инициативы, которое бы, опираясь на предложения бизнеса, погубило бы окончально мелкий частный фуд-ритейл?
"Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовётся..."
Вайлберриз похоже придется поставить крест на международной экспансии, а продажи одежды и обуви восстановятся в лучшем случае к осени. Так что закрытых пунктов выдачи Вайлберриз с надписью Аренда очевидно будет больше, хотя и сейчас их не так мало.
Мы сокращаем это время до 2 недель.