Интернет-аптеки "на низком старте"
Онлайн-продажи лекарств в России за прошлый год выросли на 72% в деньгах и на 78% в заказах, выяснили в агентстве Data Insight. Спрос на медпрепараты в интернете есть, и он постоянно растет, отмечают эксперты.
Аналитики Data Insight изучили сегмент медпрепаратов, включив в свое исследование интернет-площадки, специализирующиеся на продаже лекарств и входящие в топ-1000 крупнейших торговых сайтов России. Вне поля зрения остались продавцы оптики, БАДов, медоборудования. Также не учитывались продажи лекарств и других товаров для здоровья универсальными интернет-магазинами.
Под эти требования попали 54 интернет-аптеки, с нижним порогом в 50 заказов в день. За прошлый год эти ресурсы обработали 24,9 миллионов заказов на сумму 40,8 миллиарда рублей. Средний чек составил 1 640 рублей, и это на 4% ниже, чем в 2017 году.
Пока не внесены поправки в ФЗ "Об обращении лекарственных средств" этот сегмент не развивается так быстро, как мог бы. Ритейлеры не могут доставлять заказы на дом или подключить онлайн-оплату заказов, поясняют в агентстве Data Insight. В то же время, россияне заинтересованы в том, чтобы заказывать через Интернет как обычные медпрепараты, так и редкие или дорогие лекарства. Последнее особенно актуально для покупателей из глубинки. В ответ на этот спрос аптеки и маркетплейсы начинают развивать опцию онлайн-заказов в том или ином виде. Как только требования законодательства смягчатся, этот рынок начнет развиваться, считают эксперты.
Уже сейчас в этом сегменте очень высокий показатель конверсии – 12,1%. Впереди оказались только доставка готовых блюд и зоомагазины.
Лидер сегмента – Apteka.ru. На этот ресурс в прошлом году пришлось 31% всех заказов. Половина всех игроков зарегистрирована в Москве. 9% ресурсов – в Санкт-Петербурге, 30% в регионах Урала и азиатской части России и еще 9% в других регионах.
В категории высока доля мобильного трафика (55%). Самое популярное приложение у лидера рынка "Аптека.ру". Однако большинство площадок пока "не тратят силы" на программы для смартфонов и планшетов. Приложения для Android есть только у каждого четвертого ресурса, для iOS – у каждого пятого.
Больше половины переходов (57%) интернет-аптек приходится на органический поиск, а еще четверть – на прямые переходы. Роль других инструментов пока незначительна.
Пик активности размещения на "Яндекс.Маркете" пришелся на 2017 год, хотя в целом, аптеки на этом ресурсе держатся достаточно ровно последние семь лет.
Самая популярная социальная сеть в секторе – "ВКонтакте". В ней ведут свои сообщества 61% интернет-аптек, 15% из которых имеет более 10 000 подписчиков, что достаточно скромно по меркам нашего рынка. В категориях продуктов, универсальных магазинов и спорттоваров есть хотя бы один игрок, у которого в группе насчитывается более 100 тысяч участников.
Каждый третий магазин построен на CMS собственной разработки. Bitrix используют 43% интернет-аптек, 23% выбрали другие платформы. Почтовые рассылки использует только каждая третья площадка.
Маркетинговыми инструментами пользуется большинство аптечных ритейлеров. Все освоили "Яндекс.Метрику" и Google Analitycs и достаточно активно используют другие способы отслеживания трафика и поведения клиентов.
Данные по аффилированным онлайн-магазинам не суммировались, за исключением сайтов одного бренда (например, apteka-ifk.ru и aptekaifk.ru) или сайтов брендов-"клонов" (например, apteka02plus.ru и аналогичные сайты в других регионах). Для определения сервисов, используемых интернет-магазинами, анализировались данные автоматического мониторинга с дополнительной ручной проверкой.
Николай Степыкин Директор (руководитель), trading |
Я так понял, пожарная безопасность только предлог, но в целом понятно. Спасибо. Свернуть
Думаю, они не имеют доступа к самим данным