GfK: Онлайн-рынку БТиЭ не стоит бояться коронавируса
Онлайн-ритейлу БТиЭ не стоит бояться коронавируса, говорят аналитики международного агентства GfK. События в Китае показывают, что интернет-магазины, торгующие техникой, не испытали особенных потрясений даже в самые тяжелые дни карантина. Люди продолжали заказывать товары и интересоваться новинками даже когда трафик в офлайне рухнул.
Китай
После объявления карантина в Ухане люди стали меньше появляться на улице, и в последующие три недели падение продаж в традиционных магазинах в ключевых категориях БТиЭ (смартфоны, ноутбуки, телевизоры и холодильники) достигало 80%. Это означает, скорее всего, что в обычных розничных магазинах в закрытых из-за карантина районах Китая продажи вообще не осуществлялись, утверждают эксперты. Оборот генерировали точки в регионах, не затронутых эпидемией.
Зато интернет-магазины торговали вовсю. Основной "урожай" собрали площадки, специализирующиеся на электронной технике. Бытовую технику людям часто нужно потрогать руками, а вот новые ноутбуки и смартфоны при дистанционной продаже пользовались даже большим спросом, чем обычно.
"Теперь мы знаем, что для ряда категорий необходимость личного контакта – ключевой момент", – делают вывод в GfK. Если покупателю не требуется срочно заменить сломавшуюся стиральную машину, он лучше отложит покупку новой, пока не появится возможность лично прийти в магазин. И никакими рассказами про "захватывающие новые опции" его не завлечешь в онлайн.
Наблюдая за ситуацией в Китае, можно сказать, что влияния коронавируса на глобальный рынок бытовой техники и электроники избежать не удастся, считают в GfK. Как в силу значимости Китая для глобальных продаж, так и из-за того, что рынок Китая теперь не единственный, где на карантин закрылись большие территории.
Первая половина 2020 года принесет снижение продаж крупной бытовой техники на 18%, а во второй половине будет заметен отскок на уровне 6%, говорится в отчете.
Нас также ждет повышение цен, предупреждают эксперты. Как только засуха в цепях поставок начнет сказываться на ритейлерах, компании неминуемо поднимут стоимость продукции, чтобы выжать максимум из имеющегося товарного запаса. И скидок будут предлагать меньше, чтобы не потерять маржу и минимизировать влияние эпидемиологической ситуации на годовую прибыль.
Западная Европа
Пока что у поставщиков достаточно накопленных запасов, но все же приостановка производств и логистики, например, невозможность выгрузить товары или отмена рейсов, уже сказывается на ритейле. Так, за февраль объемы дистрибуции на глобальном уровне сократились на -5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И особенно это заметно в странах Западной Европы, где за тот же период падение составило -8% в деньгах и 10,4 млн единиц в штуках. В то же время цены на глобальном уровне выросли в среднем примерно на 19%.
Одна из самых пострадавших стран в Европе, Италия, демонстрирует заметное сокращение объемов поставок техники. С конца января по начало марта этот рынок в стране сократился в среднем на 9%, что привело к снижению продаж на 828 600 единиц по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В других европейских странах, таких как Великобритания и Франция, видна та же тенденция, но в меньшем масштабе: -4% и -2% соответственно.
Однако и европейская розница пока не чувствует заметного проседания. Поэтому главный вопрос сейчас: когда эта "засуха" достигнет ритейл-рынка и отразиться на спросе, как это произошло в Китае?
Тренды российского рынка
В России по состоянию на начало марта 2020 года в отличие от европейских и азиатских рынков не происходило заметных аномалий в трендах развития дистрибьюторского и розничного каналов сбыта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорят эксперты.
Пока что отгрузки товаров идут в привычном режиме, а в рознице ключевые продуктовые группы бытовой техники и электроники с начала года даже выросли на 7,5% в штучном выражении. Впрочем, такая динамика объясняется также слабыми показателями прошлого года, на которые повлияло изменение ставки НДС 20%.
Также, пока что в России не фиксируется резкого смещения баланса между онлайном и офлайном – происходит ожидаемый плавный рост интернет-продаж. Если взглянуть, например, на долю онлайн-продаж в ключевых продуктовых группах рынка ИТ, то за первые два месяца 2020 года она составила 33% против 31% в 2019 году.
На сегодняшний день влияние COVID-19 на цепочку поставок отечественного рынка бытовой техники и электроники незначительно. Но это не значит, что так будет продолжаться и дальше. Следующие две недели могут внести свои коррективы.
Аналитики рекомендуют быть готовыми очень быстро принимать решения по оптимизации ассортимента и продуктовой матрице, поскольку с каждой неделей будут появляться новые факторы, зависящие от брендов, сегментов и различных цепей поставок.