Фулфилмент: встречают по цене, провожают по KPI
Рынок фулфилмента в России переживает еще только этап становления. Как отмечали в своем недавнем исследовании эксперты Data Insight, интернет-магазины зачастую плохо представляют себе плюсы и минусы отдачи на сторону этой части бизнес-процессов.
Опираясь на данные фулфилмент-оператора Arvato Россия мы подготовили обзор этого рынка с точки зрения интернет-магазинов: как бизнесы выбирают себе контрагентов, почему расстаются с ними и сколько платят за фулфилмент-услуги.
На сегодняшний день в России по разным оценкам услуги фулфилмента предоставляют от 50 до 100 компаний. Более точно оценить сложно. Только для трети из них фулфилмент — профильный вид деятельности. Остальные – это 3pl операторы, курьерские службы и крупные ecommerce-компании, для которых услуги фулфилмента – одно из направлений бизнеса.
37% интернет-ритейлеров уже сейчас частично или полностью передают фулфилмент на аутсорсинг.
При этом пока никто из фулфилмент-провайдеров не создал специльных программ для привлечения мелких интернет-магазинщиков. Впрочем, некоторые крупные компании уже обратили внимание и пытаются адаптировать свои схемы для работы с малым бизнесом. Для этого им приходится запускать новую для себя модель крос-докинга, чтобы комплектовать заказы "с колес".
Сейчас наблюдаются два противоположных тренда. С одной стороны растет количество интернет-магазинов, желающих сотрудничать только с одним оператором, предоставляющим полный пакет услуг (от таможенной очистки до "последней мили"). С другой — появляется сравнимое число компаний ecommerce, желающих диверсифицировать риски и доверить отдельные процессы большему числу различных провайдеров.
Попытка сэкономить или отсутствие склада?
Почти половина (47%) магазинов, по данным Arvato, отдают фулфилмент на сторону, пытаясь сократить свои расходы. 28% в качестве основной причины назвали отсутствие собственных складов.
Только пятая часть всех компаний изначально готовы искать полный аутсорсинг всех процессов, связанных с хранением, комплектованием и доставкой.
Чаще других передают логистические процессы на сторону интернет-магазины в сегментах "Fashion" и "Детские товары".
Нередко к услугами фулфилмента прибегают и ритейлеры бытовой техники и электроники. Хотя число компаний, поступающих так, велико за счет общего числа интернет-магазинов, занимающихся БТиЭ. Но крупные ритейлеры в этом сегменте, как правило, выстраивают собственную инфраструктуру. Так же поступают и маркетплейсы.
Дорогое удовольствие: почему интернет-магазины не спешат отдать фулфилмент в чужие руки
40% ритейлеров, осуществляющих логистические процессы своими силами, не отдают их на сторону, потому что у них уже есть вся нужная инфраструктура, и в нее вложены деньги.
18% отказываются от такого решения, потому что не видят подходящих предложений по цене/качеству.
12% – боятся потерять контроль над процессом.
Как выбирать контрагента: встречают по расценкам, провожают по KPI
Для 72% опрошенных бизнесов самый важный фактор при выборе фулфилмент-оператора – цена услуг. По 41% учитывают набор предлагаемых услуг и опыт компании. Интернет-магазинщики "устали" от фирм-однодневок и не доверяют провайдерам без "истории".
Почему они расстаются?
В Arvato отмечают такую особенность отечественного рынка фулфилмента, как недолговечность аутсорсинговых контрактов. Три четверти всех договоренностей заключается на срок до 3х лет.
Почти половина интернет-магазинов (30% из 63%), полностью самостоятельно занимающихся своей логистикой, в прошлом пробовали работы с фулфилмент-операторами.
В 40% случаев ритейлеры отказывались от сотрудничества из-за несоблюдения оператором KPI (сроки отгрузки заказов, предоставления отчетности, допустимого процента ошибок при работе с товарами).
У трети возникали проблемы интеграции и функционирования IT-систем.
Негативный опыт общения с менеджерами и трудности в администрировании работы отпугнул 26% респондентов.
И пятая часть – чудовищно много – искали нового фулфилмент-провайдера из-за прекращения деятельности предыдущего.
Всего около половины компаний, передающих фулфилмент на аутсорс, имеют опыт смены провайдеров.
Больше, еще больше услуг
Помимо логистики, интернет-магазины чаще всего используют услуги "последней мили", обработки платежей и контакт-центра.
Что? Где? Почем?
На рынке действуют три основных принципа формирования стоимости услуг аутсорсингового фулфилмента:
- по операциям,
- установленный процент от стоимости отправления,
- фиксированная стоимость/абонентская плата.
Как правило, средние и большие интернет-магазины, в стремлении контролировать все расходы, выбирают вариант оплаты по операциям.
Мелкие ритейлеры часто платят фиксированную стоимость в месяц в зависимости от количества заказов.
Независимо от способа формирования цены, в среднем, обслуживание у фулфилмент-провайдеров обходится интернет-магазинам в 6-20% от суммы всех операционных затрат.