ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65
федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 – 2010 годы)"
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методамиРазвитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий (далее именуются – ИКТ) является глобальной тенденцией мирового развития и научно-технической революции последних десятилетий. Применение ИКТ имеет решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления. Важным результатом распространения ИКТ и проникновения их во все сферы общественной жизни является создание правовых, организационных и технологических условий для развития демократии за счет реального обеспечения прав граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации. Несмотря на высокие темпы развития ИКТ в последнее десятилетие, Россия не смогла сократить отставание от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества. Отчасти такое положение вызвано общеэкономическими причинами (длительный кризис в экономике, низкий уровень материального благосостояния большинства населения ). Вместе с тем недостаточное развитие ИКТ в России усугубляется целым рядом факторов, создающих препятствия для широкого внедрения и эффективного использования ИКТ в экономике, развития производства в сфере ИКТ. К числу таких негативных факторов относятся: использования ИКТ; Процессы информатизации уже активно идут на всех уровнях, многие мероприятия, направленные на развитие ИКТ, реализуются или планируются к реализации в рамках федеральных, региональных и ведомственных программ. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)" (далее именуется – Программа ) должна обеспечить формирование нормативной правовой базы в сфере ИКТ, развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, сформировать условия для подключения к открытым информационным системам (в том числе посредством сети Интернет ), а также обеспечить эффективное взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе широкого внедрения ИКТ. В процессе выполнения Программы будут определяться общие направления развития ИКТ (основные принципы, стандарты и типовые решения по реализации различных проектов) как одного из основных направлений социально-экономического развития страны. 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации ПрограммыОсновными целями Программы являются создание условий для развития демократии, повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления за счет внедрения и массового распространения ИКТ, обеспечения прав на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, расширения подготовки специалистов по ИКТ и квалифицированных пользователей. Реализация Программы позволит: Для достижения целей Программы необходимо решить следующие задачи: Цели и задачи Программы определены с учетом Стратегии социально-экономического развития России на период до 2010 года, основных положений Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой на совещании Группы восьми 22 июля 2000 г. на острове Окинава, Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. На первом этапе формируются предпосылки для реализации мероприятий Программы. Это предполагает проведение анализа нормативной правовой базы с целью выявления ключевых проблем, препятствующих широкому внедрению ИКТ, изучение уровня информатизации экономики, анализ эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на информатизацию, проведение полного учета государственных информационных ресурсов, анализ зарубежного опыта реализации подобных программ, изучение опыта работы в сфере ИКТ различных организаций. В ходе первого этапа должны быть сформированы системы мониторинга: Наряду с формированием предпосылок для реализации Программы на первом этапе будет подготовлен пакет законопроектов, направленных на решение проблем, связанных с созданием и распространением электронных документов, развитием электронной торговли, снижением административных барьеров, препятствующих выходу российских организаций на рынки ИКТ, гармонизацией законодательства Российской Федерации в сфере ИКТ с положениями международных конвенций и законодательством стран Европейского союза. Начнут реализовываться опытные проекты по переходу к электронному документообороту в органах государственной власти и органах местного самоуправления, развитию телекоммуникационной инфраструктуры и подключению к компьютерным сетям органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных организаций, развитию системы электронной торговли и поддержки рынка товаров (услуг), развитию системы подготовки специалистов для сферы ИКТ и квалифицированных пользователей. Будет осуществлена подготовительная работа и начато осуществление опытных проектов по подключению к компьютерным сетям органов государственной власти, органов местного самоуправления и бюджетных организаций, созданию общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам. Начнется разработка и реализация программы подготовки и переподготовки кадров по ИКТ для государственной и муниципальной службы, и прежде всего из числа работников бюджетных организаций, представителей средств массовой информации, безработных и социально не защищенных граждан. На втором этапе на основе проведенных исследований, разработанных концепций и сформированной нормативной правовой базы будут реализованы проекты, обеспечивающие взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и хозяйствующими субъектами в сфере налогообложения, по вопросам оформления таможенной документации, регистрации и ликвидации юридических лиц, выдачи лицензий и сертификатов, подготовки и представления отчетной документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации об акционерных обществах, рынке ценных бумаг и поставках продукции для федеральных государственных нужд. В рамках Программы намечена реализация комплекса мероприятий по внедрению ИКТ в организациях государственного сектора экономики с целью создания системы мониторинга их финансово-экономической деятельности, реализации опытных проектов по внедрению унифицированных информационных систем для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Будут созданы предпосылки для обеспечения передачи находящихся в государственной собственности передовых ИКТ организациям гражданской сферы, созданы технопарки как центры развития инновационного предпринимательства в сфере ИКТ. На этом этапе будет создана основа единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, системы электронной торговли в сфере поставок продукции для федеральных государственных нужд и для общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам. Будет создана современная материально-техническая база для подготовки в ведущих образовательных учреждениях страны специалистов в сфере ИКТ и существенно увеличено число их выпускников. Продолжится совершенствование нормативной правовой базы в сфере ИКТ. Будет развернута деятельность по продвижению российских товаров и услуг в сфере ИКТ на мировом рынке. На третьем этапе будут созданы предпосылки для массового распространения ИКТ во всех сферах общественной деятельности на основе единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и использования системы электронной торговли. Будет обеспечено комплексное внедрение системы электронной торговли в сфере поставок продукции для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, стандартизованного электронного документооборота и систем обеспечения информационной безопасности. На этом этапе будет завершено формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных и некоммерческих организаций, общественных пунктов подключения к общедоступным информационным системам. В результате создания эффективной системы правового регулирования, функционирования единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, совершенствования системы государственного управления и подготовки кадров в сфере ИКТ будут сформированы предпосылки для структурной перестройки экономики. 3. Система программных мероприятийВ Программе предусматривается реализация мероприятий по девяти основным направлениям. Целью мероприятий этого направления является создание правовых предпосылок для широкого использования ИКТ во всех сферах общественной жизни, в экономике, во взаимоотношениях органов государственной власти и местного самоуправления с гражданами и организациями. Основными задачами, реализуемыми в рамках данного направления, являются создание правовой базы для решения проблем, связанных с производством и распространением документов в электронной цифровой форме, снижением административных барьеров и ограничений, препятствующих выходу организаций России на рынки ИКТ, обеспечение равных прав на получение информации из всех общедоступных информационных систем, усиление контроля целесообразности любого расширения перечня требований к хозяйствующим субъектам со стороны государственных и местных органов исполнительной власти, применение средств криптографии в сфере гражданско-правовых отношений. Правовое регулирование ИКТ будет основываться на следующих Основными задачами этого направления являются расширение объема информации и перечня информационных услуг, предоставляемых гражданам и хозяйствующим субъектам органами государственной власти и органами местного самоуправления, формирование механизма общественного контроля их деятельности. Решение этих задач будет основано на следующих принципах: Использование ИКТ в работе органов государственной власти позволит расширить объем открытой информации о деятельности этих органов и обеспечить гражданам возможность ее оперативного получения из информационных систем, в том числе по таким важным вопросам, как законопроектная деятельность, бюджетный процесс, закупки продукции для федеральных государственных нужд, управление государственной собственностью, конкурсное замещение вакантных должностей. Основной задачей мероприятий данного направления является повышение эффективности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления путем обеспечения совместимости стандартов хранения информации и документооборота, подключения к компьютерным сетям органов государственной власти и органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, реализации отраслевых программ информатизации, создания межведомственных и местных информационных систем и баз данных. Использование ИКТ позволит обеспечить реализацию прав граждан России на свободное получение открытой информации из информационных систем, а также на использование других услуг, предоставляемых этими системами. Использование ИКТ в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления будет осуществляться по следующим направлениям: документооборота; Реализация работ должна сопровождаться комплексом организационных мероприятий, обеспечивающих координацию деятельности органов власти в сфере информатизации, разработку и внедрение стандартных решений, эффективное использование выделяемых на эти цели бюджетных средств. Мероприятия этого направления предусматривают перевод в электронную цифровую форму большей части документооборота, осуществляемого между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для достижения данной задачи необходимо: В сфере содействия внедрению ИКТ в реальный сектор экономики основными задачами являются: В рамках данного направления реализуются задачи применения ИКТ в организациях государственного сектора, в том числе оборонно-промышленного комплекса, одним из результатов чего должно стать развитие системы электронной торговли. Важную роль в реализации данного направления будут играть технопарки, создаваемые как центры развития инновационного предпринимательства в сфере ИКТ. В рамках данного направления предполагается разработка и реализация комплекса мер по содействию внешнеэкономической деятельности, включающего финансирование части издержек российских предпринимателей в сфере ИКТ при выходе на мировые рынки, содействие продвижению продукции российских предприятий и других организаций на эти рынки, проведение мероприятий, популяризирующих Российскую Федерацию как поставщика продукции и услуг в сфере ИКТ, участие Российской Федерации в международных мероприятиях и программах развития ИКТ и стандартизации в сфере ИКТ, поддержка проведения конференций, симпозиумов, семинаров и других общественных мероприятий по актуальным вопросам развития сферы ИКТ. При разработке и реализации мер содействия внешнеэкономической деятельности предусматривается участие предпринимателей, деловых кругов и общественных организаций, входящих в сферу ИКТ. Мероприятия этого направления нацелены на совершенствование системы подготовки специалистов для работы с современными ИКТ, ее структурное изменение, обеспечение современного материально-технического оснащения учебного процесса. Мероприятия разработаны с Широкое развитие ИКТ и их проникновение во все сферы жизни общества требует подготовки не только соответствующих специалистов в рамках профессиональных образовательных программ, но и квалифицированных пользователей. При этом необходимо прогнозировать потребности общества в специалистах на 10-15 лет вперед и способствовать организации этой работы в настоящее время. Основными задачами данного направления являются: Начата разработка и реализация программ переподготовки кадров государственной и муниципальной службы, бюджетных организаций, развития среднего и высшего профессионального образования на базе ИКТ. В результате реализации указанных мероприятий будут сформированы профессиональные образовательные программы, созданы необходимые для их реализации аппаратные и программные средства. посредством внедрения ИКТ Содействие развитию независимых средств массовой информации предполагается осуществлять посредством: с современными средствами ИКТ; Использование ИКТ в средствах массовой информации будет осуществляться на основе конкурса проектов. При принятии решений о выделении средств из федерального бюджета для реализации подобных проектов будут учитываться профессиональный уровень творческих коллективов, наличие обоснованного проекта использования ИКТ и участие редакции в финансировании проекта. Конкурсы предполагается проводить на федеральном и региональном уровнях. При этом будет обеспечено тесное взаимодействие со сложившимися в данной сфере профессиональными объединениями. Одна из принципиальных проблем, которую необходимо решить при реализации Программы, -? отсутствие в ряде районов России необходимой телекоммуникационной инфраструктуры и высокие тарифы на подключение к компьютерным сетям (в том числе к сети Интернет ). Это делает открытые информационные системы недоступными для граждан с невысокими доходами, а также существенно ограничивает возможность их использования образовательными и научными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры, бюджетными организациями, местными средствами массовой информации, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Для решения этих задач Программой предусматриваются мероприятия по двум направлениям: Реализация мероприятий первого направления будет обеспечиваться преимущественно путем снижения административных барьеров и снятия ограничений для предпринимательской деятельности, повышения конкуренции и создания благоприятных условий для притока иностранных инвестиций в сферу ИКТ. Мероприятия второго направления планируется осуществлять путем финансирования (в том числе долевого ) за счет средств федерального бюджета развития пунктов подключения к общедоступным информационным системам органов государственной власти, бюджетных и некоммерческих организаций. За счет средств федерального бюджета предполагается финансировать подключение к компьютерным сетям и текущие расходы на их использование территориальными органами и подразделениями федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений федерального подчинения. На условиях долевого финансирования предусматривается реализовать проекты по подключению к компьютерным сетям и оплате текущих расходов государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений, образовательных и научных учреждений, учреждений здравоохранения и культуры, местных средств массовой информации, общественных пунктов подключения к компьютерным сетям, а также технопарков, действующих и создаваемых при университетах и научно-технических центрах. Для обеспечения подключения к открытым информационным системам будет максимально использоваться действующая инфраструктура телекоммуникационных сетей России, в том числе сеть связи общего пользования, ведомственные сети связи, а также сети, созданные в системе образования и для научных целей. Мероприятия этого направления предусматривают создание системы электронной торговли, в том числе для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд. Такая система существенно повысит эффективность использования средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при осуществлении государственных закупок, а также создаст предпосылки для широкого использования ИКТ в процессе взаимодействия органов государственной власти и хозяйствующих субъектов. Для внедрения методов и технологий электронной торговли потребуется уточнить и дополнить существующую нормативную правовую базу с учетом международных норм и принятых Россией международных обязательств в сфере торговли. Для достижения этих целей необходимо создать: Создание системы электронной торговли для осуществления закупок продукции для федеральных государственных нужд позволит автоматизировать эти процессы во всех федеральных органах исполнительной власти, значительно уменьшить издержки государственных заказчиков при проведении конкурсов, сократить потери и злоупотребления. При этом для государственных заказчиков будут созданы типовые комплексы аппаратных и программных средств, необходимые для проведения электронной торговли при осуществлении закупок продукции для федеральных государственных нужд. Ожидается, что экономия бюджетных средств после внедрения системы составит примерно 15 процентов. Система информационно – центров создается для решения следующих задач: В рамках данного направления планируется осуществить следующие мероприятия: сфере. По их результатам будут составляться рекомендации по внедрению принятых международным сообществом решений в области развития ИКТ, определяться основные перспективы и проблемы развития ИКТ в России; массовой информации; 4. Ресурсное обеспечение ПрограммыОбщий объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составляет 77179,1 млн. рублей (в ценах 2002 года ), в том числе средства федерального бюджета – 39383 млн. рублей, средства бюджетов субъектов Российской Федерации – 22610,1 млн. рублей (2003-2004 годы), внебюджетные источники – 15186 млн. рублей. Объем финансирования реализации первого этапа Программы (2002 год) составит 2604,4 млн. рублей, второго этапа (2003-2004 годы ) – 25480,5 млн. рублей, третьего этапа (2005-2010 годы ) – 49094,2 млн. рублей. Для реализации первого этапа Программы за счет средств федерального бюджета будет выделено 350 млн. рублей, что составляет 13,4 процента общего планируемого объема финансирования этого этапа. Предполагается, что из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет выделено 1259,7 млн. рублей (или 48,4 процента ) и из внебюджетных источников – 994,8 млн. рублей (или 38,2 процента ). На первом этапе Программы инвестиции составят 50 млн. рублей (или 14,3 процента ), расходы на научно- и опытно-технические работы – 100 млн. рублей ( 28,6 процента ) и на прочие нужды – 200 млн. рублей (или 57,2 процента). По результатам реализации первого этапа Программы будут уточнены мероприятия второго этапа и объемы внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Предполагается, что из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет выделено 7501,9 млн. рублей (или 29,4 процента ) и из внебюджетных источников -4004, 8 млн. рублей (или 15,7 процента). На втором этапе Программы инвестиции составят 7987,6 млн. рублей (или 57,2 процента ), расходы на научно- и опытно-технические работы – 1327,6 млн. рублей (или 9,5 процента ) и на прочие нужды – 4658,6 млн. рублей (или 33,3 процента). Для реализации третьего этапа Программы за счет средств федерального бюджета будет выделено 25059,3 млн. рублей, что составляет 51 процент общего планируемого объема финансирования этого этапа. Предполагается, что из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет выделено 13848,5 млн. рублей (или 28,2 процента ) и из внебюджетных источников – 10186,4 млн. рублей (или 20,7 процента). На третьем этапе Программы инвестиции составят 13380,3 млн. рублей (или 53,4 процента), расходы на научно- и опытно-технические работы – 1765,5 млн. рублей (или 7 процентов ) и на прочие нужды – 9913,45 млн. рублей (или 39,6 процента). |
Перейти ко второй части ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "Электронная Россия"