EHouse не выдержал 003
Старейший российский "электронно-коммерческий" холдинг eHouse прошел через серьезные потрясения, которые заканчиваются сменой собственника и радикальной реорганизацией. В новостях одного из ведущих магазинов холдинга Dostavka.ru сегодня появилось сообщение: "…согласно договору, являющемуся результатом длительных переговоров, бывший владелец магазина Dostavka.ru, компания eHouse, передала новому владельцу интернет-магазины Dostavka.ru, Megashop.ru и некоторые другие… Чтобы полноценно функционировать, принимать и выполнять заказы, администрации и команде поддержки магазина требуется в кратчайший срок арендовать новое помещение, телефонизировать его и обеспечить связью с Интернетом, перенести сервера и произвести еще множество других технических операций. Мы предполагаем, что перезапуск магазина состоится 1-10 апреля".
Кто именно выступил покупателем – официально не сообщается. Однако в качестве нового владельца доменов указано некое Ziramet Holdings Ltd., а электронные адреса и телефоны принадлежат "Веб-Медиа-Холдингу", контролирующему ряд сайтов развлекательной направленности: ранее приобретенные у eHouse InOut, Weekend.ru, Menu.ru, популярнейший фотохостинг Photosight.ru – а также несколько проектов деловой тематики. По данным газеты "КоммерсантЪ", контрольный пакет в этой структуре – у Сергея Калугина, бывшего генерального директора крупнейшего кабельного оператора "Национальные телекоммуникации". Сделка по приобретению контрольных пакетов компаний, которым принадлежат посещаемые ресурсы, оценивалась в $10 млн., а информация о них появилась в начале 2009 года. Тогда говорилось о монетизации трафика с помощью контекстной рекламы и платных сервисов. Видимо, владельцы eHouse убедили "Веб-Медиа-Холдинг" в том, что существует более эффективный способ монетизации, некогда опробованный ими самими. Ведь именно высокая посещаемость купленных по скромной цене некоммерческих проектов помогала eHouse оставаться в числе лидеров, благодаря бесплатному размещению рекламы на этих проектах.
Новому владельцу отошли наиболее интересные активы eHouse – все компьютерные магазины. Помимо Dostavka.ru и Megashop.ru, это такие домены, как Wstore.ru, 4pc.ru, Gelmut.ru, PCbox.ru. Впрочем, судя по тексту опубликованного на Dostavka.ru заявления, логистическую схему работы сохранить не удалось, и ее придется отстраивать заново. Не очень понятна ситуация и с кадрами – с начала этого года топ-менеджеры eHouse активно искали работу. Другие ресурсы: книжный магазин Bolero.ru, магазин парфюмерии Aromat.ru, недавно приобретенные у холдинга "Марта" магазины по торговле бытовой техникой, и ряд других сайтов – судя по всему, остались у прежних собственников.
Не лишним будет напомнить, что eHouse являлся объединением старейших успешных магазинов Рунета. Холдинг был создан в 2000 году на базе книжного Bolero.ru и компьютерных Dostavka.ru, Megashop.ru, Wstore.ru. Довольно долгое время холдинг занимал одни из лидирующих позиций в торговле компьютерной техникой, книгами, парфюмерией и игрушками через Интернет. Важную роль в этом играл бесплатный трафик с некоммерческих проектов, купленных холдингом. Хотя их развитие фактически остановилось, однако долгое время они давали очень неплохую посещаемость на сайты интернет-магазинов. Однако со временем проекты холдинга начали сдавать позиции, уступая более динамичным или более богатым конкурентам. Казалось, что "второе дыхание" пришло прошлой весной, когда просочились первые слухи о переходе интернет-магазинов бытовой техники, принадлежавших банкротившемуся холдингу "Марта", под контроль eHouse. Холдинг получил лидеров в сегменте бытовой техники (003.ru, m3x.ru, byttehnika.ru), однако… и связанные с ними проблемы. Магазины испытывали нехватку оборотных средств и средств на дальнейшее развитие; судя по всему, непростой стала и интеграция логистики – ведь существовавшая система не была адаптирована для торговли бытовой техникой. Тут как раз подоспел финансовый кризис, а вместе с ним – проблемы с кредитованием.
Увы, но приходится констатировать, что "старейший холдинг Рунета" прекращает свое существование в качестве претендента на роль лидера в электронной коммерции. Новые владельцы компьютерных магазинов eHouse, видимо, делают верные шаги в области "монетизации трафика", однако электронная торговля – это не только конвертирование аудитории. Посмотрим, какова будет судьба одних из самых "заслуженных" интернет-магазинов российского Интернета.1
Читайте также: Где продавать в интернете: от своего сайта до турбо страниц.