Data Insight и eBay: онлайн-экспорт вырос почти вдвое
Сегодня eBay и Data Insight представили исследование розничного экспорта товаров из России через Интернет. Эксперты сравнили объем экспорта за 2017 и 2018 год. Вот главные цифры.
Объем онлайн-экспорта вырос почти вдвое за два года. В 2016 году его оценивали в $430 млн, а в 2018 году ожидают уже $746 млн.
"Реальность превзошла ожидания экспертов и вместо 14% рынок розничного экспорта увеличился на 28% в 2017 и еще на 36% в 2018 году", – отметил генеральный директор eBay в России Илья Кретов.
Увеличилось и число посылок, и средний чек. Средний чек сейчас составляет $67. В 2017 году за рубеж отправились 8.5 млн посылок, а за 2018 год, по прогнозам, их число составит более 11,2 млн.
Малый бизнес пошел через маркетплейсы
Экспортеры все чаще предпочитают продажи через маркетплейсы. В 2018 году через них пройдет, по прогнозам, около 4 миллионов экспортных посылок.
Партнер Data Insight Федор Вирин, видит причину в том, что трасграничные продажи начал пробовать малый бизнес, а для него маркетплейсы – удобный канал экспорта
И цифры это доказывают. Доля посылок средних и мелких экспортеров, торгующих через маркетплейсы выросла за два года с 15% до 35%
Увидеть ближнее зарубежье
Российский бизнес понял: самый легкий и понятный для освоения рынок – это ближнее зарубежье. Доля отправок в страны СНГ выросла за два года с 32% до 40%. В первую очередь, это произошло за счет крупных fashion-ритейлеров: Wildberries, LaModa, KupiVip, которые разворачиваются в Беларуси, Украине и Казахстане. Продажи их "дочек" в странах ближнего зарубежья исследователи также считали экспортом.
На Беларусь приходится 18,9% , на Украину – 8,3%. По сравнению с 2016 годом экспорт в эти страны увеличился на 30-35%.
Следующий перспективный рынок, по мнению аналитиков – это Узбекистан. "Развивающаяся страна, у которой собственный рынок интернет-торговли не развит. Расширение соцсети Instagram свидетельствует о росте интернет аудитории. Большую ставку делаем также на Казахстан", – рассказал один из экспортеров.
Data Insight опросила экспортеров, какие национальные рынки они считают привлекательными и почему.
Плюсы, названные для Беларуси и Казахстана, в целом характерны для всех стран СНГ:
• Растущее число интернет-пользователей.
• Большая русскоязычная аудитория.
• Недостаточно развитый внутренний рынок ecommerce.
• Высокий спрос на российские товары
• Отсутствие таможенной очистки
Плюсы рынка США:
• Большой рынок.
• Платежеспособные и привыкшие покупать в онлайне пользователи.
• Низкая стоимость российских товаров в долларах.
• Относительно низкая стоимость доставки.
• Высокий порог беспошлинного ввоза – $800.
Что продают за рубеж?
Среди товарных категорий в экспорте, как и два года назад, лидирует fashion.
Однако быстрее других в общем объеме растут продажи электроники.
На eBay быстрее других категорий растут продажи одежды, обуви и коллекционных товаров.
Львиную долю товаров на eBay покупают американцы. В США отправляются более 40% посылок! Это не сравнимо с потоком ни в одну другую страну.
И США же – ключевой рынок конкретно для российских селлеров на eBay.
У подавляющего большинства экспортеров, торгующих на eBay, нет своего сайта. А у тех, у кого, есть, он часто не приносит экспортных заказов.
Самые активные российские экспортеры – в Северо-Западном и Центральном округах страны.
Что мешает экспортеру?
По мнению PR-директора OZON Марии Заикиной, сейчас главный барьер развития экспорта для малого и среднего бизнеса – невозможность предъявлять НДС к вычету.
"Сейчас для российских игроков экспорт — это скорее сопутствующее направление бизнеса. Специально это направление мы пока не продвигаем", – говорит она. Тем не менее, Заикина сообщает что за 10 месяцев 2018 года года экспортное направление в OZON выросло на 50% в деньгах.
Сооснователь "Ярмарки Мастеров" (Livemaster.ru) Денис Кочергин отмечает также проблемы с возвратом из-за рубежа.
"В случае устранения этих барьеров российский розничный экспорт имеет очень хороший потенциал роста, на порядок, а возможно и больше. В ином случае ожидается органический рост аналогично тому, как это происходит сейчас, в 2018 году", – считает он.
Впрочем, Кочергин отмечает и положительные сдвиги: "Активно работают логистические компании, всячески ускоряя международную доставку, упрощаются некоторые процедурные вопросы, особенно в 2018-м году здесь заметны усилия "Почты России". Такие улучшения благоприятно влияют на экспорт".
Проблемы и возможности
Заместитель генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке "Почты России" Сергей Малышев:
"Основные сложности связаны в основном с отсутствием необходимой валификации и опыта российских экспортеров, с наличием логистических барьеров, а также с отсутствием программ и ресурсов по развитию спроса на российские товары. Возможности главным образом базируются на наличии подобной компетенции и ресурсов у площадок экспортной электронной торговли. Они обладают и необходимыми знаниями, и инструментами для решения большинства бизнес-задач под ключ, вплоть до интегрированной в личный кабинет логистики "Почты России" из любого уголка страны".
Несмотря на все преграды, Илья Кретов высоко оценивает потенциал розничного онлайн-экспорта из России:
"За последний год мы видим динамическое развитие онлайн рынка розничного экспорта. И хотя барьеры все еще остаются, на их преодоление направлены совместные усилия. Так, вопрос возврата НДС российским экспортерам был поддержан Проектной мастерской РЭЦ по разработке национальной экспортной программы. "Почта России" запустила несколько пилотных проектов с ФТС по ускоренному и упрощенному таможенному оформлению и оплате пошлин. Мы видим заинтересованность глав регионов к розничному экспорту, как к альтернативному каналу развития экономики и предпринимательства. Сегодня на eBay торгуют на экспорт более 25000 продавцов из России и их число продолжает расти".
*Instagram признан экстремистской организацией на территории РФ.