Что "Яндекс.Маркет" нам готовит?
В октябре 2013 года "Яндекс.Маркет" выкатил CPA-модель размещения, в ноябре добавил единую корзину для заказов прямо из Маркета, а в конце января 2014 купил ПО и разработчиков логистического агрегатора MultiShip.
И это только начало. На 2014 год запланирован запуск сразу нескольких новшеств. О том, для чего "Яндексу" MultiShip и что еще изменится в ближайшее время на Маркете, главный редактор Oborot.ru Дарья Костенко поговорила с сооснователем MultiShip Бадмой Будаевым и руководителем "Яндекс.Маркета" Алексеем Авдеем.
Миллион за идею
Multiship разработан бывшими магазинщиками. У одного из сооснователей был свой интернет-магазин, по словам Бадмы Будаева, «такой же средний, как и несколько тысяч других в России, с 70-80 заказами в день». Мерчант видел перспективы роста своего бизнеса именно в региональных продажах. Но как только пошли заказы из регионов – возникли проблемы с доставкой. Так в 2012 году у партнеров впервые возникла идея создать агрегатор логистических сервисов, накрывающий всю территорию России свой сетью доставки. Среди услуг Multiship – единый договор со всеми перевозчиками, виджеты с информацией по доставке, встраиваемые на сайт ИМ, автоматизация оформления заказов и передачи данных в курьерскую службу.
Д.К.: Сколько собственных средств было вложено в создание сервиса?
Б.Б.: Скажем так – до 1 млн долларов. И наше время, силы и здоровье. Идею мы оформили в конце 2012 года. А мае 2013 года запустили бета-версию сервиса.
Д.К.: А дальше в вашей деловой жизни появился "Яндекс". Тут у меня вопрос к Алексею Авдею. То, что "Яндекс.Маркет" будет делать что-то с логистикой, анонсировалось уже давно. Почему в качестве партнера выбрали именно Multiship и были ли другие варианты?
А.А.: Еще в 2012 году мы начали обсуждать возможное сотрудничество с похожим польским проектом – Sheepla. Проект хорошо развивался в Польше, там подключилось много магазинов. Потом Sheepla стала продвигаться и в России.
Однако мы столкнулись с коммуникативной проблемой: основная команда разработчиков сидит в Польше. Кроме того, Sheepla является все-таки брокером: они делают только SaaS-решение, а магазин все равно должен с каждым доставщиком подписывать отдельный договор. Тогда мы посмотрели в сторону других игроков. И увидели Multiship – задорный стартап, который развивается в первую очередь не за счет инвестиций, а за счет собственной энергии и идей.
Д.К.: Миллион долларов "Яндекс" выложил за идеи и энергию?
А.А.: Мы купили ПО, разработчики перешли в "Яндекс". Кроме того, мы проинвестировали в Multiship, чтобы сервис развивался дальше.
Multiship остается отдельным бизнесом, продолжает заниматься агрегацией, подключать интернет-магазины. "Яндекс.Маркету" этот сервис поможет решить немного другие задачи.
И это в первую очередь задачи пользователя – покупателя. "Яндекс.Маркет" будет использовать платформу MultiShip для показа покупателю всех существующих вариантов доставки, которые предлагает тот или иной магазин.
Для пользователя в корзине Маркета появится виджет, на котором можно будет увидеть все варианты по доставке со сроками, стоимостью и даже доступными ПВЗ на карте.
Примерно у четверти магазинов есть своя служба доставки, остальные пользуются услугами перевозчиков и транслируют стандартные цены. Мы с помощью платформы Multiship перенесем эти данные на "Маркет". Магазину просто надо будет отметить, услугами каких перевозчиков он пользуется. Это появится в уже в 2014 году, возможно, до лета.
Никакой принудиловки
Д.К.: Алексей, давайте теперь посмотрим со стороны интернет-магазинщиков. В пакет услуг Multiship входят еще и автоматизация создания документов, единый договор вместо заключения договоров отдельно с каждым перевозчиком. Что из этого вы предложите магазинщикам на Маркете? Какие в интерфейсе появятся новые кнопочки, настройки и т.д.?
А.А.: Когда мы обсуждали, как интегрироваться с Multiship, были идеи – а может, весь сервис сразу встроить в "Яндекс.Маркет", показать все настройки? Но мы осознали, что такая жесткая интеграция не будет успешной. А смысл заливать все в один большой интерфейс? Когда Facebook купил Instagram, он же не залил все его функции, например, в Facebook мессенджер.
Все, что касается агрегации логистики, остается на стороне Multiship. Если интернет-магазину нужны какие-то из перечисленных вами услуг, он просто идет в Multiship и заключает стандартный договор – базовый пакет услуг для ИМ у них бесплатный, сервис живет за счет комиссии от перевозчиков. На самом "Маркете" в партнерском интерфейсе ничего не изменится.
Д.К.: Итак, магазины на "Яндекс.Маркете" никто не будет заставлять подключаться к Multiship?
А.А.: Никакого принудительного подключения не будет! Это два разных бизнеса, но между ними будет синергия.
Multiship – интересный сервис, но до последнего времени компания была маленькой и не такой известной. Нам бы хотелось, чтобы у этого бизнеса появился вес: определенное количество подключенных магазинов и перевозчиков. В таком случае Multiship вместе "Яндекс.Маркетом" сможет уже влиять на рынок грузоперевозок.
Д.К.: Каким образом?
А.А.: Когда мы запустили "Яндекс.Маркет", на нем было всего 70 магазинов, и это был настоящий челлендж – купить что-то в Интернете. Но со временем число подключенных магазинов росло, и мы ввели службу качества. Сначала она просто проверяла работу магазинов, потом начала активно наказывать. Рынок стал реально меняться и качество улучшилось. И сейчас это челлендж – что-то не купить на "Яндекс.Маркете". Например, магазин просто не станет выгружать в каталог товар, которого нет в наличии.
Мне хотелось бы, чтобы совместно с Multiship мы примерно так же изменили рынок логистики, с которым сейчас в России проблемы. Чтобы стала редкостью ситуация, когда тебе что-то не доставили, потеряли, сорвали сроки.
Д.К.: Хорошее намерение, но как конкретно вы собираетесь это сделать? Ведь "Маркет" не будет вмешиваться в отношения между магазинами и перевозчиками. Допустим, курьерская служба срывает сроки доставок или месяцами не рассчитывается с магазинами. Что будете делать?
А.А.: Я думаю, что вместе с Multiship мы сможем на это влиять. А влиять здесь можно только одним способом. Этот способ – распределение заказов. Хорошим грузоперевозчикам можно передавать больше заказов. А если перевозчик по определенному направлению срывает все сроки доставок, возможно, мы просто отдавать ему заказы по этому направлению.
Все будет работать примерно как у "Яндекс.Такси". Сейчас там очень серьезная система контроля качества: из-за одной заслуженно плохой оценки таксист может потерять значительную часть заказов.
Д.К.: Т.е. «проштрафившегося» перевозчика покупатель на виджете, возможно, даже не увидит?
А.А.: Это один из вариантов.
Д.К.: А что насчет интернет-магазинов, ведь они сами выбирают себе партнеров по доставке?
Б. Б.: Наша задача скорее не контроль качества, а выстраивание цивилизованного рынка. Мы не можем диктовать интернет-магазинам, чьими услугами пользоваться, а чьими нет. Когда у одного из наших партнеров – IM-logistics – начались проблемы с выплатам ИМ, мы предупредили об этом подключенные магазины. А дальше выбор остается за ними – рисковать или нет.
Эпоха e-commerce
Д.К.: Алексей, расскажите, пожалуйста, чего еще нам ждать в этом году от "Яндекс.Маркета".
А.А.: Для "Яндекса" в целом наступает эра e-commerce. На этот год запланирован запуск сразу нескольких новинок, связанных с электронной коммерцией.
Ближайший шаг – начать принимать безналичную предоплату по тем заказам, которые оформляются прямо на "Маркете", у магазинов, работающих по CPA-модели. Это актуально: по нашим данным, в российской e-commerce уже около 20% заказов оплачиваются безналом.
Сейчас, оформляя заказ на "Маркете", покупатель не может рассчитаться безналичными средствами. По CPA пока есть только расчет наличными или карточкой непосредственно курьеру (либо в пункте выдачи заказа). Но очень скоро мы подключим возможность расплачиваться на "Маркете" через единое платежное решение Яндекса. Тогда покупатели смогут рассчитываться банковскими картами, привязанными к "Яндекс.Кошельку", наличными через терминалы или оплачивать покупки со счетов своих мобильных телефонов.
Выглядеть это будет так. Покупатель выбирает товар на "Маркете" и делает предоплату, деньги уже у "Яндекса". Магазин отдает "Яндекс.Маркету" статус, что товар пошел в доставку, и мы перечисляем деньги. Это позволит сократить кассовые разрывы как минимум на время доставки. Интернет-магазинам средства будут перечисляться не за отдельный заказ, а так же, как сейчас рассчитываются курьерские службы: за определенный период.
Д.К.: Яндекс вложил в Multiship приличные деньги, не сомневаюсь, что обещанные апгрейды Маркета тоже потребовали затрат. В связи с этим вопрос: что будет со стоимостью размещения по CPA-модели с оплатой за заказ? Сейчас интернет-магазины платят фикс – 1% от суммы заказа.
А.А.: Мы планируем перейти на аукционную систему показов. Ставка будет указываться в процентах от суммы заказа и влиять на место в выдаче "Яндекс.Маркета". Появится возможность указать единую ставку для товарной категории или отдельно выставить для каждой товарной карточки.
Д.К.: Какие дополнительные факторы будут учитываться при аукционе для CPA-модели: наличие товара, рейтинг магазина, как в CPC?
А.А.: У нас будет гибридная аукционная система. Возможно, данные магазина, которые получены по CPC модели, будут учитываться и в аукционе на CPA, если мерчант работает и с той и с той моделью.
*Facebook / Instagram признаны экстремистскими организациями на территории РФ.
В целом проблемы есть, конечно заголовок никак не соотносится с состоянием рынка, и это в первую очередь видно по курьерским компаниям, многие из которых видят реальное уменьшение доставок. Свернуть