Буксует ли электронная торговля?
На этой неделе компания TNS Interactive опубликовала данные, которые, на первый взгляд, способны обескуражить тех, кто только собирается на собственном опыте опробовать эффективность торговли через Интернет. Исследователи выяснили, что за 12 месяцев процент покупателей среди пользователей Всемирной сети остался без изменений. Означает ли это стагнацию электронной коммерции? Скорее всего, нет.
Сотрудники TNS Interactive провели поистине титаническую работу: в ходе исследования, были опрошены почти 40 000 человек из 37 стран.
В исследовании приняли участие жители следующих государств: Аргентина, Австралия, Бельгия, Болгария, Канада, Великобритания, Венгрия, Германия, Гонконг, Дания, Индия, Индонезия, Ирландия, Испания, Израиль, Италия, Корея, Латвия, Литва, Малайзия, Мексика, Нидерланды, Норвегия, Польша, Румыния, Сингапур, США, Словакия, Тайвань, Таиланд, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чехия, Эстония.
Как видите, России в указанном списке нет. Несмотря на это, полученные данные позволяют получить ответы на многие вопросы, которые задают себе онлайн-продавцы во все мире.
Кто он, покупатель?
Наиболее активно покупки в интернет-магазинах по-прежнему совершают мужчины. 16% от общего числа представителей "сильного пола", имеющих доступ в Интернет, за последние 4 недели купили что-то через Сеть. За минувший год число "интернет-покупательниц" возросло – до 13% от общего числа женщин, пользующихся Сетью.
Любопытные результаты получаются при анализе возрастных данных потребителей. Наибольший интерес для владельцев интернет-магазинов представляют две группы: от 20 до 29 и от 30 до 39 лет. Во-первых, эти группы широко представлены в Сети (49 и 39% от общего числа взрослого населения, соответственно), во-вторых, молодые и среднего возраста люди являются самыми активными покупателями (16 и 19% от числа интернет-пользователей в соответствующих возрастных категориях), в-третьих, представители этих групп склонны приобретать дорогие (стоимостью 1000 евро и выше) товары.
Магазинам, которые строят планы на несколько лет вперед, следует обратить внимание на еще один возрастной сегмент – на юношей и девушек от 15 до 20 лет. Уже сейчас 60% тинейджеров имеют доступ в Интернет. Разумеется, их покупательная способность пока невелика, а в развитых странах сдерживается еще и отсутствием у молодежи кредитных карт. Однако через 2-3 года именно они станут основными клиентами онлайновых торговых точек.
Посетители и покупатели
За 2002 год процентное соотношение покупателей к общему числу интернет-пользователей не изменилось и составило 15% (исследователи считали покупателем всякого, кто заказывал через Интернет товары или услуги в течение предшествующего опросу месяца). Разумеется, общее число потребителей возросло, т.к. увеличилось количество пользователей Сети.
Эффективность Интернета как бизнес-инструмента нельзя оценивать только по прямым продажам. Поэтому, в дополнение к "основной" группе покупателей, были предложены еще три: будущие покупатели (планируют совершить покупку в ближайшие 6 месяцев), "отказники" (хотели приобрести товар / услугу в прошлом месяце, но передумали), оффлайн-покупатели (те, кто заказал товары или услуги в оффлайне, руководствуясь полученной через Сеть информацией).
Оказывается, "косвенный" коммерческий эффект Интернета, выражающийся в оффлайновых продажах, едва ли ниже "прямого". Количество "оффлайн-покупателей" примерно равно числу покупателей "онлайновых" – и тех, и других по 15% от общего числа пользователей.
52% аудитории не попадает ни в одну из перечисленных категорий – эти люди не являются ни бывшими, ни настоящими, ни будущими клиентами интернет-магазинов.
Почему нет?
В разных странах люди называли самые разнообразные причины того, что они не хотят совершать покупки в интернет-магазинах. Если брать "среднестатистическое" мнение, то больше всего людей не покупают в онлайн-магазинах из соображений безопасности и нежелания выдавать информацию о своей кредитной карте. На втором месте – "эффект привычки". 25% тех, кто не совершал и не совершает онлайн-покупки полагают, что "традиционные" магазины удобнее новомодных конкурентов. На завышенные цены пожаловались всего 9% опрошенных. Причем, чем "старше" возрастная категория, тем меньше среди ее представителей недовольных высокими ценами. Это отражает нормальную для западных стран ситуацию, когда старшее поколение имеет значительные сбережения и неплохую пенсию, т.е. может позволить себе совершать относительно дорогие покупки.
Характер жалоб на удаленную торговлю различается от страны к стране. К примеру, украинские пользователи просто-напросто не доверяют интернет-магазинам, а жители Эстонии, Литвы и Финляндии полагают, что покупать товары в онлайн-шопах слишком трудно – проще в "обычных".
Что покупают?
Если вернуться к теме покупкок, то самыми популярными категориями, как и в прошлом году, остались книги и музыка. При этом налицо – падение популярности этих товаров среди интернет-покупателей. Напротив, выросли продажи бытовой техники, туристических путевок, билетов на зрелищные мероприятия и ювелирных изделий.
Аналитики TNS Interactive полагают, что рост популярности относительно дорогих предметов связан с повышением доверия опытных покупателей к онлайновой торговле.
Впрочем, на приобретения от 1 до 100 евро по-прежнему приходится 47% заказов, на покупки от 200 до 300 евро – 23%. Дорогие покупки (1000 евро и выше) составляют всего 6% от общего количества.