"Сейчас довольно сложно говорить о будущем поставок". Что происходит с автомобильными грузоперевозками в Россию из-за рубежа
Сейчас рынок столкнулся с общим снижением товарооборота, что быстро отразилось на падении объема грузоперевозок. Зарубежные компании приостанавливают сотрудничество с российскими сервисами, а среди них поставщики продукции, производители техники, авторизированные центры. Эксперты прогнозируют острую нехватку времени на комфортный переход на отечественных или иных поставщиков, а ограничения в поставках могут привести к дефициту грузовых автомобилей и их комплектующих.
Эксперты "Грузовичкоф. ВЭД" рассказывают, какими маршрутами сейчас возят грузы, как формируется итоговая стоимость для клиента, и что будет с грузопотоком в ближайшее время.
Снижение общего грузопотока
Неизбежно снижение грузопотока в связи с санкциями со стороны Европейского Союза, приостановлением деятельности международных компаний в России, а также с позициями европейских продавцов, которые отказываются реализовывать товар в РФ по собственной инициативе. Точное процентное соотношение мы увидим позже по опубликованной статистике ФТС России.
Уже сейчас мы чувствуем снижение грузооборота на одну треть с Северо-Западного и Южного округов из-за отказа крупнейших игроков контейнерного рынка работать с российскими компаниями. Из-за падения контейнерооборота на Балтике и Азово-Черноморском бассейне в среднем на 40% и ухода более 400 иностранных компаний, мы уже сейчас видим снижение грузооборота в Северо-Западном федеральном округе на 36%, а также резкий спад заказов по маршруту Санкт-Петербург – Москва, Москва – Санкт-Петербург.
На наш взгляд, полного закрытия грузопотока не будет, поскольку санкции не вводят полного эмбарго в отношении РФ. Часть грузопотока останется. Например, это касается продуктов питания, медикаментов, бытовых товаров.
Откуда сейчас возят грузы?
Сейчас мы столкнулись с тем, что часть автомобильных перевозчиков принципиально не хотят осуществлять перевозки в РФ. Увеличилось время прохождения автомобильных пограничных переходов. Вводятся запреты на въезд автотранспорта, зарегистрированного на территории России и Беларуси.
Пробка на латвийско-российской границе в апреле 2022 года
Изменилось и отношение к перевозимым грузам со стороны таможенных органов прибалтийских стран. Автомобильные перевозчики требуют предоплаты за свои услуги, что увеличивает финансовую нагрузку на отрасль.
Руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами "Грузовичкоф ВЭД" Андрей Серебряков
Сейчас российскому и белорусскому автомобильному транспорту запрещено перевозить грузы по территории ЕС, а значит, доставка возможна двумя способами:
- Автомобильные перевозки с помощью европейских перевозчиков или перевозчиков из стран, которые не попали под запрет. Например, Турция, Беларусь, Казахстан.
- Железнодорожные перевозки.
Как изменились стоимость и сроки грузоперевозок
Из-за волатильности рубля как минимум вдвое выросла средняя стоимость автомобилей как зарубежного, так и отечественного производства, а также их комплектующих. Выросли цены на содержание и ремонт автопарка. Компании отказываются от отсрочки платежей, требуют полной предоплаты до начала поставок или ремонтных работ, что увеличивает нагрузку на бизнес и задерживает сроки перевозок.
Грузоперевозчики стремятся сохранить стоимость услуг неизменной, но себестоимость поездки, по оценкам наших экспертов, уже выросла на 27%. Однако многие компании осуществляют доставку товаров первой необходимости, поэтому важно не допустить перебоев и задержек в поставках, а также скачка цен на продукцию из-за роста стоимости доставки.
Со сроками доставки тоже все стало очень сложно и непредсказуемо.
Учитывая тот факт, что перевозки морем из Европы до Санкт-Петербурга парализованы, то вывоз автомобильным транспортом стал чуть ли не единственной альтернативой. Но сейчас довольно сложно говорить о будущем поставок, так как из-за всех факторов увеличились сопутствующие затраты и прогнозировать срок доставки стало невозможно.
Генеральный директор крупнотоннажных перевозок "Грузовичкоф XXL" Ирек Нуртдинов
Источник инфографики: Коммерсантъ
Как будет формироваться итоговая стоимость для клиента?
На текущий момент увеличение затрат на перевозку с логистикой через Турцию составляет от 25 до 40%, по сравнению со стоимостью логистики прямым маршрутом Европа – Россия.
При этом, если финансовые операции производятся через турецкого дистрибьютора, то дополнительное увеличение затрат, помимо логистических, составит от 3 до 5 % от суммы инвойса.
В совокупности это значительные затраты, которые могут привести к увеличению отпускных цен товара на внутреннем рынке РФ от 8 до 25% в зависимости от стоимости товара. При таких затратах, связанных с доставкой товара, спрос на перевозку будет наблюдаться только на дорогие товары, поскольку именно в таком случае данный вид перевозки будет экономически рентабелен.
У меня лично до сих пор был только положительный опыт с этой компанией и в прошлый раз было выплачено всё полностью.