Онлайн-трэвел ждут непростые времена
Несмотря на ряд громких банкротств, российский рынок онлайн-трэвел в 2014 г. вырос на 49% до 430 млрд рублей по сравнению с 2013 г. Об этом говорится в исследовании компании DATA Insight. В долларовом эквиваленте рынок также подрос, но не такой стремительно – на 25%. В компании оценили его объем в $11,2 млрд, что на 2,2 млрд больше, чем годом ранее.
Куда и зачем ездят россияне?
Половину рынкав денежном выражении (215 млрд рублей) занимают продажи авиабилетов. Далее следуют железнодорожные билеты (почти четверть) и бронирование отелей (чуть менее 20%).
Интернет-продажи туруслуг в России – это ниша с небольшой, но много тратящей аудиторией. Количество покупателей – всего 9 млн человек. Большинство интернет-пользователей пока еще не покупают билеты и туры в Сети. Однако сумма среднего чека в онлайн-трэвел впечатляет – 50 тыс. рублей.
В основном россияне ездят по семейным и личным делам в пределах страны (30% покупателей). 19% предпочитают заказывать отдых на море в России, 18% отдыхают на море за границей. Никуда не ездили в пределах страны в прошлом году 39% россиян, не выезжали за рубеж – 70%.
В основном билеты и путевки в Сети покупают совершают женщины в возрасте 35-55 лет с интернет-стажем 10 лет и опытом онлайн-покупок более 5 лет.
Летайте самолетами
В сегменте авиабилетов статистика за 2014 год хуже, чем могла бы быть. Но спрос в онлайне все равно растет, и есть первые признаки улучшения ситуации.
В 2014 году эксперты наблюдали рекордный рост онлайн-продаж авиабилетов на внутренние рейсы. Он завершился в августе, вместе с общим снижением пассажиропотока.
На международных авиаперевозках ситуация хуже. С середины 2013 г. рост замедлился, а в ноябре 2014 г. спад перешел в обвал рынка. Ситуация несколько улучшилась лишь в апреле 2015 года, вместе со стабилизацией курса рубля.
Снижение количества пассажиров на международных рейсах повторяет ситуацию, которая сложилась в кризисном 2009 г. Однако как раз в онлайне сейчас дела с авиабилетами обстоят не так уж плохо. Посещаемость сервисов по продаже билетов в Сети в 2014 г. на 20% выше, чем годом ранее.
Сокращение международных перевозок произошло в первую очередь за счет сокращения чартеров. А, например, у "Аэрофлота" международные перевозки выросли. Для онлайн-продаж сдвиг структуры перевозок в сторону регулярных рейсов является плюсом.
В то же время негативно на сегмент может повлиять инициатива РОЦИТ (региональный общественный центр интернет-технологий), который обратился в Роспотребнадзор с просьбой "упорядочить" онлайн-рынок авиабилетов.
Железная дорога
Дальние пассажирские перевозки уже несколько лет сокращаются на 5-10% в год, однако онлайн-продажи билетов и в этом сегменте продолжают расти. В Сети сегодня покупают почти 30% всех билетов на поезда дальнего следования (!). Но в нише доминирует один игрок – сайт РЖД. Через него покупается 90% всех билетов в онлайне.
За прошлый год по сравнению с 2013 г. доля покупок железнодорожных билетов в Интернете увеличилась на 6 процентных пунктов (п.п.) до 27%. В этом году рост должен составить еще 4 п.п. до 31%.
А вот рост продаж билетов через сайт РЖД замедляется. В 2013 г. динамика составляла +50%, а в 2014 г. – только +25%. В этом году рост должен составить всего 16%.
Ситуация с турами
Хуже всего чувствует себя сегмент пакетных туров. Падение поисковых запросов по слову "туры" началось еще в июне-июле прошлого года. Несколько улучшилась ситуация лишь в марте-апреле 2015 г.
А вот как выглядит динамика поисковых запросов по бронированию отелей и гостиниц.
Россияне все чаще предпочитают бронировать отель напрямую, на его сайте. Количество запросов типа "сайт отеля…" растет ежемесячно на 5-6%, что дает 70-110% в год. За последние 2 года число таких запросов выросло в 4 раза.
Чего ждать в 2015 году?
Лишь 20% россиян в этом году планируют отдыхать так же, как и раньше. 29% будут путешествовать реже или дешевле, а 12% вообще решили отказаться от поездок в отпуск. Из тех, кто в прошлом году ездил за границу, каждый пятый в 2015 г. планирует отдыхать исключительно в России.
DATA Insight прогнозирует, что рынок онлайн-трэвел в рублях в 2015 г., скорее всего, вырастет, однако в долларовом эквиваленте его ждет падение на 15%. Интерес клиентов смещается в сторону внутреннего туризма и самостоятельных путешествий. И самый главный вывод: чем меньше у покупателей денег, тем важнее для них Интернет как канал выбора билетов и турпродуктов. Поэтому, возможно, онлайн-трэвел будет чувствовать себя лучше, чем вся отрасль в целом, которую ждут тяжелые времена.
В апреле Оbоrot.ru исследовал тренды онлайн-трэвел и пытался сделать прогноз на 2015 г. на основании опроса участников рынка. Наши выводы во многом совпадают с данными исследования DATA Insight: путешественники все чаще бронируют билеты и отели онлайн, отказываясь при этом от покупки готовых туров, внешний туризм постепенно замещается внутренним, но сколько это продлится, непонятно.
У нас в сегменте DIY 1 кв 2015 рост на 12% к 2014
Интересно, а как считались данные? Учитывалась ли инфляция и корреляция по валюте (так как цены на ПК и ПО формируются исходя из курса $). Свернуть