E-commerce Белоруссии: попытка подробного анализа
Свыше миллиона белорусов сделали заказы в Интернете в последние полгода. По прогнозам, рост оборота от онлайн-продаж в этом году составит 8%. В последнее время в Белоруссии замедлился рост интернет-аудитории по сравнению с прошлыми годами, однако это не мешает рынку онлайн-торговли оставаться перспективным. Совершив покупку однажды, пользователи входят во вкус интернет-шопинга. Сравнительно низкие цены, удобство доставки и экономия времени не могут не привлечь внимания покупателей к электронной коммерции.
Компания Data Insight провела исследование интернет-торговли в стране, главной целью которого было получение большей информации о рынке, его сегментах, покупателях и их покупках.
Общие данные по рынку
Осенью число тех, кто хотя бы раз за последние полгода совершил заказ товаров или услуг через интернет, в Белоруссии превысило миллион человек. Общее количество интернет-заказов, сделанных в стране, составило 2,5 миллиона штук за полгода.
На основании сравнения активности интернет-покупателей в марте и сентябре 2014 года исследователи прогнозируют динамику изменения рынка. Предполагается, что объем электронной торговли в стране по итогам 2014 года составит $450 млн, что на 8% больше (в долларах) по сравнению с 2013 годом.
При этом совокупное количество покупателей в течение 2014 года изменится не менее чем на 12%. Характерно, что падение курса национальной валюты снизило средний чек в долларах, но увеличило его в белорусских рублях, а также стимулировало рост количества покупателей относительно общего объема рынка. Пользователи со стажем уже хотя бы раз совершали покупки через Сеть. Белорусскому интернет-бизнесу следует делать акцент не на привлечении новых покупателей, а на увеличении частоты покупок.
За покупками в Интернет приходят, в основном, пользователи Сети с большим стажем. Даже среди покупателей, совершивших свою первую покупку менее полугода назад, 55% имеют стаж использования интернетом более 5 лет. В среднем же, этот срок составляет 2-3 года.
Какие они – белорусские покупатели в Интернете?
Более 45% взрослого населения страны хотя бы раз совершали покупку через Интернет, а 15% – в текущем году. Как и в России, самыми активными покупателями являются люди в возрасте от 25-34 лет.
Среди них доля тех пользователей Интернета, что не совершают покупки в Сети – "не покупателей", составляет всего 16%. Треть объема продаж приходится на эту возрастную категорию. У населения в возрасте 35–44 года так же есть средства, однако, эта аудитория меньше готова экспериментировать.
Больше половины белорусских интернет-покупателей живут в Минске (52%). Всего в Минске проживает около 2 млн человек – свыше четверти населения страны. На каждый из остальных городов приходится от 3 до 6%. При этом на сельское население и малые города приходится более 50% населения, которое составляет всего лишь 28% покупателей. На долю минчан приходится $57 из каждых $100, потраченных на покупки через интернет (считая услуги). Следом по объему интернет-торговли идет Гомель (5%; население чуть более миллиона человек). За пределами 6 крупнейших городов страны совершается больше четверти всех интернет-продаж (в денежном выражении). На города с населением менее 50 тысяч жителей приходится всего 13% объема рынка.
Что характерно, на готовность совершать покупки через интернет существенно влияет уровень образования. Среди интернет-покупателей более 60% — люди с высшим образованием.
Ключевым покупателем в интернет-магазинах является средний класс — домохозяйства, дохода которых хватает не только на еду, но которые при этом чувствуют ограничение в средствах.
Любопытно, что 57% расходов в интернет-торговле Белоруссии делают мужчины. При этом пол оказывает непосредственное влияние на товарные категории, в которых совершаются покупки. Мужчины покупают компьютеры, мобильные телефоны, автозапчасти, ПО и т.д., женщины – одежду, товары для детей, косметику, а также билеты в театр, книги, туры и мебель.
Как заказывают, платят и получают товары белорусы
Самым популярным способом помещения заказов являются формы на продающих сайтах – 51%. 28% заказов делаются по телефону. Причем, чем выше стоимость покупки, тем чаще пользователи предпочитают непосредственное общение по телефону или дублируют заказ обоими способами.
Подавляющее большинство заказов оплачивается при доставке: на эту категорию приходится 56% заказов, оплаченных наличными, а также 4% банковской картой в момент получения, как при доставке, так и при получении в пунктах самовывоза. Относительно высокий процент предоплаченных заказов (38%) обусловлен существенной долей трансграничных продаж.
Чем дороже заказ, тем реже белорусы рискуют на предоплату. Если для заказов стоимостью от $11 до $25 долларов характерно 24% оплат картой, то для товаров стоимостью более 100 долларов — всего лишь 16%, а для товаров более 250 долларов — лишь 10%. И наоборот, чем выше стоимость заказа, тем больше доля оплат при получении: от 22% для товаров менее 10 USD и до 77% для заказов стоимостью более 500 долларов.
Большая часть заказов доставляется курьерами (52%). Лишь 10% посылок пользователи забирают самостоятельно из пунктов выдачи заказов. Очевидно, в Белоруссии неразвито предложение ПВЗ.
Где покупаем?
Примерно половина белорусских интернет-покупателей (49,8%) имеет опыт приобретения товаров в других странах. По состоянию на октябрь 2014 года на покупки за рубежом приходится около 28% всех затрат пользователей.
Основным прямым зарубежным поставщиком товаров для потребителей из Белоруссии является Китай — здесь совершают покупки 33% всех интернет-покупателей. Из России заказывают 12% пользователей. Это всего лишь на 4% больше, чем из США. Так что, учитывая привлекательность белорусского рынка и дружеские отношения между нашими странами, российским интернет-торговцам есть куда развиваться.
Самые дешевые покупки делают в Китае, а самые дорогие — в США. Всего же средняя сумма затрат в зарубежных интернет-магазинах за полгода составляет 180 USD.
Что покупаем?
Наиболее активно белорусы покупают портативную электронику, бытовую технику, компьютеры и комплектующие, мобильные телефоны — каждую из этих четырех категорий хотя бы раз приобретали более 40% всех покупателей в интернет-магазинах, а в сумме по сегменту – более 80% всех покупателей. На втором месте – товары сегмента fashion. 40,4% покупателей делали приобретения в этой категории в последние полгода, а всего опыт покупок в ней имеет почти половина опрошенных (46,2%). Билеты на транспорт за последние полгода приобретало 36% покупателей. В отличие от других стран, в Белоруссии часто покупают через Интернет билеты на мероприятия (кино, театры, концерты). Эта категория занимает четвертое место (33%).
Средний чек покупок в Интернете в середине 2014 года составил 100 USD. Больше половины (54%) всех покупок в Сети находится в диапазоне от 25 до 250 долларов.
Средний покупатель за полгода совершает чуть менее 3 покупок в интернете и тратит на них 300 USD. Почти половина (47%) всех затрат на покупки в течение полугода лежит в диапазоне от 100 до 500 долларов.
17% заказов товаров и почти 13% всех заказов в электронной торговле приходится на долю товарной категории "Одежда, обувь и аксессуары". Более четверти средств тратится в дорогостоящих категориях электроники и бытовой техники, однако самая крупная из подкатегорий (домашняя бытовая и аудио-видеотехника) составляет всего 8,1% заказов.
Интересно, что, хотя на долю продуктов питания и готовой еды приходится всего 4,5%, однако 70% пользователей, совершивших такой заказ однажды, затем снова его повторяют.
Количество категорий, в которых совершает покупки пользователь, определяет уровень развития электронной торговли. Несмотря на то, что среди опрошенных почти 14% уже покупают товары более 10 категорий, в среднем респонденты говорили о 5–6 категориях. При этом есть 13% пользователей, которые совершали покупку всего в одной категории, и 35,2% тех, кто покупал не более чем в трех категориях (обычно билеты, одежда, техника).
Новички сегодня начинают с одежды заметно чаще, чем с телефонов, — 40% тех, кто пользуется интернет-торговлей менее полугода, уже покупали одежду и обувь, чуть меньше телефоны (36%), билеты на транспорт (35%), технику для дома (34%). Если сравнить со «старожилами» — теми, у кого опыт использования интернет-покупок более 5 лет, — то окажется, что последние одежду тоже заказывают, но нельзя сказать, что намного чаще (49%). А вот телефоны (82%), технику (81%) и компьютеры (73%) они покупали куда охотнее.
Это хорошо иллюстрирует ключевую мысль — техника, которая была драйвером интернет-торговли несколько лет назад, активно уступает место одежде и билетам. Сегодня так происходит во всех странах.
Как белорусы относятся к интернет-торговле
Большинство пользователей считают, что интернет — это в первую очередь низкие цены (63%) и отсутствие необходимости куда-то идти (60%). Несмотря на то, что респонденты могли отметить неограниченное количество суждений в этом вопросе, негативных ответов очень немного, менее 10%. Основной из них — это неуверенность в качестве работы магазина. Такое же отношение к электронной торговле у потребителей во всех странах мира.
Среди прочих, респондентам был задан вопрос: "С какими сложностями вы столкнулись, когда пользовались интернет-магазинами?". С огромным отрывом лидирует "отсутствие в наличии выбранного товара" (33%). Однако треть пользователей указали, что не сталкивались ни с какими проблемами при покупке в белорусских интернет-магазинах. При этом в большинстве случаев, пользователи ищут товары и выходят на магазины через поисковики.
Исследование проводилось компанией Data Insight по инициативе и при партнерстве белорусской торговой площадки KUPI.TUT.BY. Техническим исполнителем онлайн-опроса в рамках исследования выступила компания Gemius. В числе партнеров по проведению исследования были Assist Belarus — сервис приема карточных платежей, первый белорусский GSM-оператор velcom, сервис платежей Wallet One, РУП "Белпочта" и др.
При заполнении анкеты онлайн-опроса респондентам давалась возможность выбрать несколько вариантов ответов об их покупках в интернете, а также поведении, мотивах, затратах и отношении к электронной торговле. Анкета исследования позволяет сравнивать полученные данные с исследованиями по соседним странам.