подписка
Подписаться
12/12/2014

E-commerce Белоруссии: попытка подробного анализа

E-commerce Белоруссии: попытка подробного анализа

Свыше миллиона белорусов сделали заказы в Интернете в последние полгода. По прогнозам, рост оборота от онлайн-продаж в этом году составит 8%. В последнее время в Белоруссии замедлился рост интернет-аудитории по сравнению с прошлыми годами, однако это не мешает рынку онлайн-торговли оставаться перспективным. Совершив покупку однажды, пользователи входят во вкус интернет-шопинга. Сравнительно низкие цены, удобство доставки и экономия времени не могут не привлечь внимания покупателей к электронной коммерции.

Компания Data Insight провела исследование интернет-торговли в стране, главной целью которого было получение большей информации о рынке, его сегментах, покупателях и их покупках.

Общие данные по рынку

Осенью число тех, кто хотя бы раз за последние полгода совершил заказ товаров или услуг через интернет, в Белоруссии превысило миллион человек. Общее количество интернет-заказов, сделанных в стране, составило 2,5 миллиона штук за полгода.

На основании сравнения активности интернет-покупателей в марте и сентябре 2014 года исследователи прогнозируют динамику изменения рынка. Предполагается, что объем электронной торговли в стране по итогам 2014 года составит $450 млн, что на 8% больше (в долларах) по сравнению с 2013 годом.

При этом совокупное количество покупателей в течение 2014 года изменится не менее чем на 12%. Характерно, что падение курса национальной валюты снизило средний чек в долларах, но увеличило его в белорусских рублях, а также стимулировало рост количества покупателей относительно общего объема рынка. Пользователи со стажем уже хотя бы раз совершали покупки через Сеть. Белорусскому интернет-бизнесу следует делать акцент не на привлечении новых покупателей, а на увеличении частоты покупок.

За покупками в Интернет приходят, в основном, пользователи Сети с большим стажем. Даже среди покупателей, совершивших свою первую покупку менее полугода назад, 55% имеют стаж использования интернетом более 5 лет. В среднем же, этот срок составляет 2-3 года.

Какие они – белорусские покупатели в Интернете?

Более 45% взрослого населения страны хотя бы раз совершали покупку через Интернет, а 15% – в текущем году. Как и в России, самыми активными покупателями являются люди в возрасте от 25-34 лет.

Среди них доля тех пользователей Интернета, что не совершают покупки в Сети – "не покупателей", составляет всего 16%. Треть объема продаж приходится на эту возрастную категорию. У населения в возрасте 35–44 года так же есть средства, однако, эта аудитория меньше готова экспериментировать.

Больше половины белорусских интернет-покупателей живут в Минске (52%). Всего в Минске проживает около 2 млн человек – свыше четверти населения страны. На каждый из остальных городов приходится от 3 до 6%. При этом на сельское население и малые города приходится более 50% населения, которое составляет всего лишь 28% покупателей. На долю минчан приходится $57 из каждых $100, потраченных на покупки через интернет (считая услуги). Следом по объему интернет-торговли идет Гомель (5%; население чуть более миллиона человек). За пределами 6 крупнейших городов страны совершается больше четверти всех интернет-продаж (в денежном выражении). На города с населением менее 50 тысяч жителей приходится всего 13% объема рынка.

Что характерно, на готовность совершать покупки через интернет существенно влияет уровень образования. Среди интернет-покупателей более 60% — люди с высшим образованием.

Ключевым покупателем в интернет-магазинах является средний класс — домохозяйства, дохода которых хватает не только на еду, но которые при этом чувствуют ограничение в средствах.

Любопытно, что 57% расходов в интернет-торговле Белоруссии делают мужчины. При этом пол оказывает непосредственное влияние на товарные категории, в которых совершаются покупки. Мужчины покупают компьютеры, мобильные телефоны, автозапчасти, ПО и т.д., женщины – одежду, товары для детей, косметику, а также билеты в театр, книги, туры и мебель.

Как заказывают, платят и получают товары белорусы

Самым популярным способом помещения заказов являются формы на продающих сайтах – 51%. 28% заказов делаются по телефону. Причем, чем выше стоимость покупки, тем чаще пользователи предпочитают непосредственное общение по телефону или дублируют заказ обоими способами.

Подавляющее большинство заказов оплачивается при доставке: на эту категорию приходится 56% заказов, оплаченных наличными, а также 4% банковской картой в момент получения, как при доставке, так и при получении в пунктах самовывоза. Относительно высокий процент предоплаченных заказов (38%) обусловлен существенной долей трансграничных продаж.

Чем дороже заказ, тем реже белорусы рискуют на предоплату. Если для заказов стоимостью от $11 до $25 долларов характерно 24% оплат картой, то для товаров стоимостью более 100 долларов — всего лишь 16%, а для товаров более 250 долларов — лишь 10%. И наоборот, чем выше стоимость заказа, тем больше доля оплат при получении: от 22% для товаров менее 10 USD и до 77% для заказов стоимостью более 500 долларов.

 

Большая часть заказов доставляется курьерами (52%). Лишь 10% посылок пользователи забирают самостоятельно из пунктов выдачи заказов. Очевидно, в Белоруссии неразвито предложение ПВЗ.

Где покупаем?

Примерно половина белорусских интернет-покупателей (49,8%) имеет опыт приобретения товаров в других странах. По состоянию на октябрь 2014 года на покупки за рубежом приходится около 28% всех затрат пользователей.

Основным прямым зарубежным поставщиком товаров для потребителей из Белоруссии является Китай — здесь совершают покупки 33% всех интернет-покупателей. Из России заказывают 12% пользователей. Это всего лишь на 4% больше, чем из США. Так что, учитывая привлекательность белорусского рынка и дружеские отношения между нашими странами, российским интернет-торговцам есть куда развиваться.

Самые дешевые покупки делают в Китае, а самые дорогие — в США. Всего же средняя сумма затрат в зарубежных интернет-магазинах за полгода составляет 180 USD.

 

 

 

Что покупаем?

Наиболее активно белорусы покупают портативную электронику, бытовую технику, компьютеры и комплектующие, мобильные телефоны — каждую из этих четырех категорий хотя бы раз приобретали более 40% всех покупателей в интернет-магазинах, а в сумме по сегменту – более 80% всех покупателей. На втором месте – товары сегмента fashion. 40,4% покупателей делали приобретения в этой категории в последние полгода, а всего опыт покупок в ней имеет почти половина опрошенных (46,2%). Билеты на транспорт за последние полгода приобретало 36% покупателей. В отличие от других стран, в Белоруссии часто покупают через Интернет билеты на мероприятия (кино, театры, концерты). Эта категория занимает четвертое место (33%).

Средний чек покупок в Интернете в середине 2014 года составил 100 USD. Больше половины (54%) всех покупок в Сети находится в диапазоне от 25 до 250 долларов.

Средний покупатель за полгода совершает чуть менее 3 покупок в интернете и тратит на них 300 USD. Почти половина (47%) всех затрат на покупки в течение полугода лежит в диапазоне от 100 до 500 долларов.

17% заказов товаров и почти 13% всех заказов в электронной торговле приходится на долю товарной категории "Одежда, обувь и аксессуары". Более четверти средств тратится в дорогостоящих категориях электроники и бытовой техники, однако самая крупная из подкатегорий (домашняя бытовая и аудио-видеотехника) составляет всего 8,1% заказов.

Интересно, что, хотя на долю продуктов питания и готовой еды приходится всего 4,5%, однако 70% пользователей, совершивших такой заказ однажды, затем снова его повторяют.

Количество категорий, в которых совершает покупки пользователь, определяет уровень развития электронной торговли. Несмотря на то, что среди опрошенных почти 14% уже покупают товары более 10 категорий, в среднем респонденты говорили о 5–6 категориях. При этом есть 13% пользователей, которые совершали покупку всего в одной категории, и 35,2% тех, кто покупал не более чем в трех категориях (обычно билеты, одежда, техника).

Новички сегодня начинают с одежды заметно чаще, чем с телефонов, — 40% тех, кто пользуется интернет-торговлей менее полугода, уже покупали одежду и обувь, чуть меньше телефоны (36%), билеты на транспорт (35%), технику для дома (34%). Если сравнить со «старожилами» — теми, у кого опыт использования интернет-покупок более 5 лет, — то окажется, что последние одежду тоже заказывают, но нельзя сказать, что намного чаще (49%). А вот телефоны (82%), технику (81%) и компьютеры (73%) они покупали куда охотнее.

Это хорошо иллюстрирует ключевую мысль — техника, которая была драйвером интернет-торговли несколько лет назад, активно уступает место одежде и билетам. Сегодня так происходит во всех странах.

Как белорусы относятся к интернет-торговле

Большинство пользователей считают, что интернет — это в первую очередь низкие цены (63%) и отсутствие необходимости куда-то идти (60%). Несмотря на то, что респонденты могли отметить неограниченное количество суждений в этом вопросе, негативных ответов очень немного, менее 10%. Основной из них — это неуверенность в качестве работы магазина. Такое же отношение к электронной торговле у потребителей во всех странах мира.

Среди прочих, респондентам был задан вопрос: "С какими сложностями вы столкнулись, когда пользовались интернет-магазинами?". С огромным отрывом лидирует "отсутствие в наличии выбранного товара" (33%). Однако треть пользователей указали, что не сталкивались ни с какими проблемами при покупке в белорусских интернет-магазинах. При этом в большинстве случаев, пользователи ищут товары и выходят на магазины через поисковики.

Исследование проводилось компанией Data Insight по инициативе и при партнерстве белорусской торговой площадки KUPI.TUT.BY. Техническим исполнителем онлайн-опроса в рамках исследования выступила компания Gemius. В числе партнеров по проведению исследования были Assist Belarus — сервис приема карточных платежей, первый белорусский GSM-оператор velcom, сервис платежей Wallet One, РУП "Белпочта" и др.

При заполнении анкеты онлайн-опроса респондентам давалась возможность выбрать несколько вариантов ответов об их покупках в интернете, а также поведении, мотивах, затратах и отношении к электронной торговле. Анкета исследования позволяет сравнивать полученные данные с исследованиями по соседним странам.

Прокомментировать
Читайте также
burlakov
26/03/2015
Инновационная технология обслуживания клиентов ресторана с выдачей ими наилучших заказов через Интернет 21
Спасибо за Ваши советы. Но я не вижу здесь неразрешимых проблем. Понятно, что разработку установочного пакета предлагаемой технологии нужно начать с того, чтобы выяснить, существует ли вообще универсальный софт для ресторанного бизнеса, имеющий модульную структуру и используемый многими рестораторами. Если существует, то тогда нужно конечно же ориентироваться на стыковку с ним. А если его нет, то тогда нам следует создать автономный установочный пакет с настраиваемым интерфейсом под стыковку с любым ресторанным онлайн-софтом. А что тут еще можно придумать. Главное все же, чтобы эта услуга оказалась нужной, полезной и легко реализуемой для ресторатора, а не то, находится ли тот у кого-то на аутсорсинге или нет. Свернуть
Спасибо за Ваши советы. Но я не вижу здесь неразрешимых проблем. Понятно, что разработку установочного пакета предлагаемой технологии нужно начать с того, чтобы выяснить, существует ли во Еще...
Форум Тенденции развития Международные тенденции
burlakov
08/01/2015
Внедрение в жизнь совершенной технологии сетевой торговли 3
Сожалею, что Вы не пожелали или не смогли разобраться в сути моего предложения. Ну хотя бы попытались своими контраргументами опровергнуть мое утверждение о том, что предлагаемая технология сетевой торговли действительно является совершенной, т.е. в полной мере отвечает интересам любого потенциального сетевого покупателя. Ведь из этого следует, что рано или поздно она обязательно будет реализована. Автор. Свернуть
Сожалею, что Вы не пожелали или не смогли разобраться в сути моего предложения. Ну хотя бы попытались своими контраргументами опровергнуть мое утверждение о том, что предлагаемая технолог Еще...
Форум Тенденции развития Международные тенденции
12/12/2014
Рождество - время для фишинговых атак
Потребители значительно реже защищают свои смартфоны и планшеты антивирусами, чем традиционные компьютеры. Перед праздниками люди будут ещё более беспечными, и при этом увеличат число трансакций в сети. Чем и воспользуются инициаторы фишинговых атак... Подробнее
12/12/2014
eBay модернизировал клиент для iPad
На этой неделе увидело свет обновленное приложение от компании eBay для портативных устройств Apple. В частности, для айпадов... Подробнее
11/12/2014
Боты хакнут $6 млрд
11% рекламы и 23% видеороликов в Сети "просматривают" боты. В будущем году, рекламодатели, оплачивающие трафик по количеству переходов, впустую потратят $6 млрд. такие данные приводятся в исследовании White Ops... Подробнее