Blackfriday: перезагрузка
В этом году в Рунете второй раз прошла черная пятница. Предпраздничная распродажа началась вечером в четверг 27 ноября и завершилась 30 ноября. Прошлогоднего ажиотажа не было, эпичных фейлов – тоже. Сервера не рушились, не было шума в соцсетях, вала сообщений о фейковых скидках и судорожных оправданий пресс-служб. Но почти никто не получил и сверхпродаж. "Эффект новизны" утерян, что будет дальше?
В прошлом году за сутки посещаемость распродажной площадки составила 5 млн пользователей, 1,5 млн из них зашли на Blackfridaysale буквально в первый час, что на время парализовало работу сайта. 4 млн затем перешли на сайты ИМ-участников и совершили в общей сумме 100 тысяч заказов со средним чеком 3 тыс. рублей. 60% процентов заказов пришли из Москвы, 40% – из регионов. Участвовали 80 интернет-магазинов, средний размер скидки – 45%.
В этом году в распродаже участвовали 200 онлайн-магазинов. Совокупный трафик на сайт распродажи – более 6,5 млн человек, совершено боле 210 тысяч покупок, средний чек по-прежнему 3 тысячи рублей, средняя скидка – 45%. Соотношение Москва/регионы – 50 на 50. Как и в 2013 году, на распродаже чаще всего заказывали бытовую технику и электронику. Второе место за одеждой и косметикой, замыкают тройку лидеров детские товары.
По данным платежного сервиса ChronoPay (клиенты – "Ситилинк", KupiVip, Holodilnik.ru и другие), в среднем во время черной пятницы покупатели тратили примерно на 67% больше, чем в обычный уик-энд за последние 3 месяца.
Рост оборота зависел от размера компании, отмечают в ChronoPay. Например, если в обычные выходные у магазина был оборот до 1 млн руб., то во время распродажи он вырастал в среднем на 45%. У крупных игроков с оборотом 2–3 млн руб. рост мог достигать 90%. По данным сервиса, средний чек в этом году составил порядка 3,5 тыс. руб., а число транзакций по сравнению с прошлым годом выросло на 19%. Пик покупок приходился на субботу.
В курьерской службе TopDelivery получили немного другие данные. Среди тех клиентов компании, которые участвовали в черной пятнице, прирост продаж по сравнению сбудним днем был в среднем в 2-4 раза. Сильнее всего выросли продажи в категориях "Детские игрушки" и "Подарки". И это был именно эффект "черной пятницы", а не обычный предпраздничный ажиотаж. У некоторых крупных представителей e-commerce, которые не участвовали в официальной распродаже, прирост не был заметен вообще, отмечает Виталий Козленков, руководитель направления PR&Marketing TopDelivery.
Oborot.ru попросил ритейлеров подвести итоги черной пятницы и рассказать что изменилось в этом году.
Тимофей Шиколенков, "Аудиомания"
– Мы ставили перед собой такие цели:
- Привлечение новых клиентов
- Резкий прирост оборотных средств
- И так, чтобы еще с прибылью.
В этот раз мы сделали несколько необычных вещей. Не таких, как в прошлом году.
Во-первых, часть товаров предлагалась с хорошей скидкой только на нашем сайте. Это было сделано для того, чтобы показывать посетителям, приходящим с Blackfridaysale, больше товаров для массовой аудитории.
Во-вторых, в этом году в акции участвовало еще больше товарных позиций.
В-третьих, мы добавили в акцию нетипичные товары, например, виниловые пластинки. Реакция покупателей была так себе. Несколько пластинок купили, но мы ожидали большего.
В итоге из 486 товарных позиций, на которые были объявлены скидки, продано хотя бы по одному экземпляру почти 200 позиций. Больше всего продалось наушников – 76 штук. За ними следуют, как ни странно, кабели. Очень разные – и дорогие, и дешевые. А вообще, продавалось всё. И акустика, и электроника, и даже дорогие портативные проигрыватели – стоимостью до 50 000 рублей, на которые была не очень большая, но честная скидка.
В этом году мы не стали ставить такие же огромные скидки, как в прошлый. Большинство товаров продавалось со скидкой до 40%. Но были и предложения, где скидка доходила до 80%. Уценённых залежавшихся товаров в акции не было. Только новое, даже не витринное.
Количество переходов с сайта "Чёрной пятницы" росло с каждым днём, достигая нескольких сотен уникальных посетителей в день. Но резкий всплеск был лишь в момент старта нашей акции – в четверг, ну и всю пятницу он почти не прекращался.
В пятницу в среднем трафик был почти в 2 раза больше обычного. А вечером в четверг – даже больше. Отсюда вывод: многие покупатели начинают шопиться заранее, пытаясь успеть раньше других. В субботу активность пошла на нет, небольшой остаточный всплеск был вечером воскресенья.
Благодаря тому, что акция была растянута во времени, в этот раз мало кто жаловался на технические сложности и доступность сайтов. Сайт "Аудиомании" стабильно работал в все время акции. В итоге мы получили несколько сотен заказов только с "Чёрной пятницы".
В прошлый раз мы наблюдали большой приток посетителей из социальных сетей. В этом году всплеск был, но не такой огромный. При этом мы обратили внимание на значительно увеличившийся брендовый трафик из поисковых систем.
На первый взгляд акция прошла гораздо лучше, чем в прошлом году. Стабильнее и спокойнее. Что касается денег и привлечённых новых клиентов – мы довольны предварительными результатами. И, конечно же, будем участвовать в будущем году. Сколько потратили на акцию, пока не можем сказать. Интересно, что продолжает поступать длинный хвост заказов. Да, уже без скидок.
Амбарцум Амаякян, директор по маркетингу "Сотмаркет"
– Так как мы коммерческая организация, получение прибыли было первоочередной целью акции. Другой вопрос, что в нашей нише распродажа возможна только на те модели, которые пора выводить со складов, а никак не на шестые айфоны. Так что и освобождение стоков, и прирост клиентской базы – все эти цели мы тоже ставили.
Итоги распродажи:
- реальный рост посещаемости в 2 раза (около 600 тысяч уникальных посетителей за сутки, против обычных 300 тысяч);
- рост количества заказов – 300%, если считать пятницу к пятнице за последнее время;
- общая сумма принятых заказов – около 80 млн рублей;
- средний чек – около 8000 рублей.
Доля предоплат достигла 45%. Что касается способов доставки – 50% клиентов выбрали самовывоз из наших точек, еще 17% заказов доставили наши курьеры, 13% – сторонние службы доставки и 12% – самовывоз из партнерских офисов.
Топ-10 популярных товарных категорий в "черную пятницу":
- Мобильные телефоны
- Наушники для плеера
- Чехлы для телефонов
- Планшеты
- Защитные пленки для телефонов
- Карты памяти
- Защитные пленки для планшетов
- Чехлы для планшетов
- Наручные часы
- Видеорегистраторы
Михаил Морозов, руководитель управления интернет-продвижения, ГК "Связной", Мария Заикина руководитель пресс-службы ГК "Связной"
-Главной целью распродажи было привлечь дополнительное внимание покупателей к нашему широкому ассортименту (более 12 000 SKU), а также увеличить объем продаж и получить дополнительную выручку.
На самом деле, с экономической точки зрения участие в Black Friday не приносит нам такого же эффекта, как, например, еженедельные и ежедневные акции, которые "Связной" проводит в интернет-магазине. Однако акция дает возможность увеличения выручки и повышения узнаваемости бренда интернет-магазина.
Тем не менее, по итогам 3 дней Black Friday в интернет-магазине "Связного" мы зафиксировали увеличение всех ключевых показателей. Общее количество заказов на svyaznoy.ru с 27 по 30 ноября выросло в 2,2 раза по сравнению со средним показателем по году.
Так как Black Friday – это распродажа, средний чек в интернет-магазине ожидаемо снизился. Это связано в том числе и с тем, что пользователь, приобретая смартфон или планшет, заказывал к нему также и аксессуары, на которые были объявлены самые большие скидки – до 80%. Тем не менее, выручка в интернет-магазине выросла в 3,1 раза. За 3,5 дня акции на сайт зашли более 3,3 млн уникальных посетителей.
В те же дни в розничной сети компании товарооборот вырос в денежном выражении на 20%.
Пик трафика и оформленных заказов пришелся на пятницу, 28 ноября. За этот день на svyaznoy.ru было сделано более 20 тысяч заказов. Это в 2,5 раза больше, чем среднесуточный показатель для текущего сезона.
Наибольшей популярностью ожидаемо пользовался самовывоз. Наши точки расположены очень удобно для покупателей: им проще прийти в ближайший салон и получить свой заказ, чем ждать курьера.
Самыми популярными способами оплаты были платежи наличными и кредитной/ дебетовой картой в магазинах сети. Затем следует оплата картой на сайте.
В "черную пятницу" были объявлены скидки почти на 7 000 позиций каталога, в том числе смартфоны, планшеты, аксессуары и фототехнику. Наибольшим спрос среди смартфонов пользовались устройства от Nokia и Sony, среди планшетов – гаджеты от Lenovo и Samsung, среди фотоаппаратов – техника от Nikon, Canon и Sony.
Мы проводили распродажу сразу через несколько каналов. Помимо собственной активности на svyaznoy.ru, сотрудничали с организатором Black Friday в России – сайтом blackfridaysale.ru, где были доступны эксклюзивные скидки на почти 500 позиций из каталога интернет-магазина "Связного". Логотип «Связного» был также размещен и на ряде других сайтов. Партнерские площадки дали порядка 15% клиентского трафика.
Антон Пантелеев, руководитель управления по связям с общественностью, "М.Видео"
– Компания впервые участвовала в Black Friday, представив список из 47 товаров на промо-странице "М.Видео" и на сайте blackfridaysale.ru. Среди них – бытовая техника, телевизоры, смартфоны и планшеты со скидками более 50%.
За время акции покупатели сделали более 9000 онлайн-заказов. Трафик на сайт mvideo.ru вырос на 30%, а конверсия увеличилась на 50%. Распродажа спровоцировала увеличение среднего чека в онлайне на 23%.
Акция шла в формате OMNI: товары, представленные на сайте blackfridaysale.ru, можно было купить и в розничных магазинах . Этот фактор дополнительно подстегнул рост продаж в рознице: + 84%, с учетом возросшего спроса перед новогодними праздниками. За последние выходные ноября средний чек в офлайне вырос на 40%.
Самые популярные товары в онлайне: 3D телевизор LG, Smart-TV и стиральная машина Samsung. Также покупатели активно раскупали холодильники Hotpoint-Ariston и смартфоны Lenovo A850. Средний чек составил 10 200 рублей.
Илья Тимченко, генеральный директор "Техносила"
– Мы принимали участие в акции во второй раз. В этом году в "Техносиле" акция стартовала в среду 26 ноября и продлилась до воскресенья – 30 ноября. Во время акции сайт посетило более 1 100 000 пользователей. Общая выручка от онлайн-продаж за этот период – более 150 млн рублей, что на 430% больше, чем в прошлом году.
Интересно, что более 20% покупок были сделаны через мобильные устройства – планшеты и смартфоны,
Чаще всего со скидкой заказывали телевизоры (20%), холодильники (16%) и стиральные машины (8%).
Во время акции клиенты могли покупать товары онлайн с возможностью самовывоза из магазинов либо выбрать доставку. 80% покупателей выбрали самовывоз, что говорит о его растущей востребованности, особенно во время распродаж.
Мирослав Зубачевский, управляющий директор KupiVIP E-Commerce Services
– Из портфеля брендов KupiVIP E-Commerce Services в этом году в Black Friday приняли участие Alba, MEXX, Motivi, Oasis, Nintendo, Tom Tailor и Снежная Королева В среднем рост трафика на их интернет-магазины составил 80%, число транзакций выросло на 55%. А в прошлом году эти показатели были 301% и 762% соответственно. Спад очевиден.
Я вижу сразу несколько причин падения показателей по "Черной пятнице":
- IT-проблемы. Сайт проекта по-прежнему не выдерживает наплыва онлайн-покупателей
- Уровень скидок. Многие компании-участники Black Friday по прежнему не дают "огромных" скидок на топовые и трендовые товары. А покупатели давно привыкли к скидкам в 30% на обычных SALE-акциях.
- Black Friday для россиян – это по-прежнему новая и непонятная игрушка, которая может стать как самым ожидаемым событием в году, так и очередным "купонником".
- Молчание офлайн-ритейлеров и торговых центров. Если акция не будет массово поддерживаться ведущими магазинами Москвы, она обречена на провал, по крайне мере в e-fashion. Толпы покупателей, штурмующие магазины не хуже СОБРа – визитная карточка Black Friday в медиапространстве.
Само собой поставщики цены явно подкрутят после январских праздников, хотя сейчас многие уже это сделали, причем товар у них может быть еще закуплен по старым ценам.
Мои бывшие поставщики псевдобрендов для рынка РФ из Китая. Цены успели переписать уже минимум по три раза. Жадность, все дела, но неужели настолько мозг жиром заплыл - кто их китайское фуфло будет покупать по таким ценам ? Свернуть