подписка
Подписаться
20/03/2014

IM-Logistics нашел инвестора и обещает рассчитаться с долгами

Оскандалившаяся логистическая компания признает свои обязательства по долгам перед интернет-магазинами и планирует рассчитаться. Но в первую очередь – с теми, кто продолжает пользоваться ее услугами.

По имеющейся в Oborot.ru информации, на днях будет закрыта сделка по передаче 100% компании IMLogistics инвестфонду, специализирующемуся в сфере e-commerce. Название инвестфонда пока официально не раскрывается. От его лица выступает аффилированный с ним РФИ банк, который станет финансовым партнером IM- Logistics. Первая кредитная линия  банка – 300 млн руб. – уйдет на погашение задолженностей перед интернет-магазинами.

Напомним, скандал с крупной логистической компанией, известной в сфере e-commerce, начался в июне 2013 года. В результате кассового разрыва у IML начались перебои в расчетах с интернет-магазинами по доставленным заказам.

Первые сообщения о проблемах с расчетами появились на форуме Oborot.ru 13 июня. Все лето представители IM-Logistics обещали нормализовать ситуацию с платежами. Но ликвидировать задолженность перед интернет-магазинами не удалось, и перебои продолжались до начала 2014 года. К декабрю некоторые клиенты начали подавать на компанию в суд.

Начиная с осени, IML вела переговоры с потенциальными инвесторами, среди которых были в том числе инвестфонды и логистические операторы. Наконец, был выбран стратегический партнер, от лица которого сейчас выступает РФИ Банк. Московский офис IM-Logistics уже переехал в здание РФИ Банка. А советник председателя Совета директоров банка, Денис Иванников, на днях займет должность гендиректора IM-Logistics вместо основателя и прежнего владельца компании –  Ивана Матвеева.

IM-Logistics и его инвесторы приняли решение – сделать через Oborot.ru открытое заявление для рынка о том, что компания получила стратегического партнера, а также рассказать о планах на будущее.

Главный редактор Oborot.ru Дарья Костенко побеседовала с Иваном Матвеевым и Денисом Иванниковым.

– Иван, объясняя перебои, вы ссылались на многие проблемы. Расскажите, что случилось с IM-Logistics на самом деле.

Иван Матвеев: Летом 2013 года кассовый разрыв повлек за собой отток клиентов, что в свою очередь увеличило кассовый разрыв. Финансовое планирование и учет оказались слабым звеном в IM-Logistics. Прошлогодняя гонка за наращиванием оборотов привела к тому, что не на всех участках мы четко понимали объем издержек. А после того, как пошел отток клиентов, компания начала нести убытки. Вторую половину 2013 года мы вели переговоры с потенциальными инвесторами. Моей ключевой позицией было признание всей суммы долга, которая образовалась у нас на тот момент.

Какова сумма задолженности?

– Очень значительная. Миллионы. Даже не хочется озвучивать. Для рынка это большая цифра. Если бы IM-Logistics не рассчиталась по своим обязательствам, весь рынок e-commerce бы это серьезно почувствовал.

Было несколько предложений (фонды прямых инвестиций, логистические операторы), которые мы отклонили, потому что инвесторы не готовы были признать всю сумму долга. Рассматривались различные идеи, включая управляемое банкротство. В итоге с одним из потенциальных инвесторов у нас появилось взаимопонимание, как мы могли бы совместно реализовать спасение IML.

На прошлой неделе мы подписали соглашение с инвестфондом, от лица которого выступает РФИ банк. Сегодня, 20 марта состоится проведение самой сделки, а в течение 10 дней мы должны ее закрыть.

С первого же транша мы начнем погашать задолженности. Это произойдет в конце марта- начале апреля.

–  Останется ли Иван Матвеев у руля, и что будет с командой IM-Logistics?

Денис Иванников: Иван Матвеев поставил перед нами 2 принципиальных условия – это сохранение команды и признание долговых обязательств перед клиентами. И мы собираемся выполнить их. Команда остается, сам Матвеев также останется в компании – директором по логистике. Компанией будет управлять совет директоров, Иван Матвеев станет его председателем. В совет директоров также войдет новый гендиректор, финдиректор и представители фонда.

– Денис, расскажите, пожалуйста, подробнее, об условиях сделки и о том, как будет происходить санация и погашение задолженностей.

Д.И: Переговоры начались еще в декабре, в январе-феврале проходили аудиты. По итогам 100% собственности IM-Logistics будет передано инвестфонду.

Финансовая поддержка осуществляется РФИ банком, который аффилирован с фондом. Название инвестфонда мы пока официально не раскрываем, но можем сказать, что он специализируется на инвестициях в IT. Это не публичный фонд, он объединяет частный капитал, как российский, так и зарубежный.

Смысл сделки для фонда следующий: мы добавляем себе в портфель логистическое плечо, которого не хватало для внутренних нужд и ряда наших проектов e-commerce. Кроме того мы планируем развивать IM-Logistics. Это крупный логистический оператор, такую компанию гораздо проще купить, чем создать с нуля.

На текущий момент открыта первая кредитная линия в рамках инвестиций – 300 млн руб. Это некое первое приближение к оздоровлению ситуации. После использования этой кредитной линии будут дальнейшие вливания.

Мы хотим подчеркнуть, что Иван Матвеев создал уникальную компанию, лидера рынка. Я согласен, что объем задолженностей весьма значительный, но при этом все кредиторы отмечают высокое качество доставки.

В отличие от других потенциальных покупателей, мы не заинтересованы в уничтожении бренда, откровенном перетягивании клиентской базы и замораживании задолженности. Мы готовы развивать бизнес и планируем на протяжении 2 лет сделать его самым передовым и значимым в России.

За 2013 год, по нашим оценкам, оборот IM-Logistics составил 7 млрд. руб, и это при том, что во вторую половину года клиенты массово выводили средства. По нашим оценкам, в норме годовой оборот мог бы достигнуть 10 млрд. руб. На текущий момент IML перевозит 2% от всего рынка e-commerce в России. Наши планы – за 2014-2015 год увеличить этот объем до 10%. И это возможно, потому что компания получила сильного партнера, способного обеспечить финансовую безопасность.

Во второй половине 2013 года отток клиентов IML заставил логистический рынок внимательней отнестись к сегменту e-commerce и более того, привел к тому, что небольшие компании, получая клиентскую базу IM-Logistics, начали активно наращивать свои обороты. Но для того, чтобы их "пережевывать", необходимы производственные мощности – IT, персонал, транспорт, склады. Не имея "финансовой подушки безопасности", заемных средств, очень трудно развиваться, не залезая в деньги клиентов.

В нашем понимании, небольшие компании могут повторить путь IM-Logistics 2013 года. 

– Давайте вернемся к вопросу о том, как все-таки будет реструктуризироваться существующая задолженность…

Д.И.: Сейчас расчет с клиентами по 2014 году идет в обычном порядке, все деньги, которые инкассируются, тут же выплачиваются. Изначально декларировалось, что срок расчета будет 3 дней, по факту получается скорее 5-6 дней, в зависимости от обстоятельств.

По нашей (прим. рединвесторов) настоятельной просьбе IM-Logistics пока заморозила задолженность за 2013 год. Вступая в 2014 год, компания начала платить только по отгрузкам 2014 года. Иван Матвеев предложил клиентам составлять акты сверки, чтобы согласовать и подтвердить объем задолженности. Мы же настояли на том, чтобы все акты сверки Иван Евгеньевич не закрывал и не подписывал. Я стану новым подписантом, с тем, чтобы взять на себя все обязательства.

Задолженность по 2013 году мы принимаем в полном объеме и подтверждаем, что она будет закрыта.

Ее выплата будет связана с закрытием сделки и поступлением средств от инвестора. Сейчас у IM-Logistics – около 2000 кредиторов. В один момент рассчитаться со всеми невозможно.

Мы начнем гасить задолженность после поступления первого транша на счет компании (в конце марта). С рядом интернет-магазинов уже проведены переговоры и сформирован платежный календарь.

Будет действовать следующий алгоритм погашения задолженности. В ближайшие дни в Личном кабинете каждого клиента появится диалоговое окно, где нужно будет указать прогнозируемые объемы выгрузки в нашу сторону и желаемый объем первоначальных выплат по 2013 году. На основе этих данных мы будем строить инвестиционный прогноз и платежный календарь.

Мы планируем закрыть задолженность за 2013 год не из оборотных, а из инвестиционных средств, привязывая платежи к объему отгрузок через IML. Грубо говоря, клиент заявляет, что ему достаточно получить 10% задолженности, чтобы начать снова отгружать заказы через нас. Далее каждый раз при выплате интернет-магазину за доставленные заказы к 1 рублю расчета за 2014 год мы будем добавлять х копеек (30, 40, 50 –конкретную долю я назвать не готов) в счет погашения долгов за 2013 год.

– Есть понимание по срокам возврата?

И.М.: По каким-то интернет-магазинам возврат произойдет за месяц, по каким-то – за три месяца. Я хочу подчеркнуть, чем больше заказов сейчас клиент к нам вернет, тем быстрее произойдет возврат средств за 2013 год. Пока все клиенты, с которыми мы говорили, укладываются в 3 месяца. В первую очередь, задолженность будет погашаться тем, кто продолжает отгружать заказы через IM-Logistics.

– А если бизнес вообще закрылся? Как будут возвращаться средства тем интернет-магазинам, которые перестали работать или ушли к другой логистической службе?

И.М.: Это жесткая система. Деньги в первую очередь возвращаются тем, кто продолжает отгрузку.

– Вы вообще собираетесь возвращать деньги тем, кто перестал работать с вами – по той или иной причине?

И.М.: Да, но это должники последней очереди. Я вам скажу, тех, кто в итоге свернул свой бизнес, – менее 2% от всех кредиторов.

Два процента от 2000 – это сорок интернет-магазинов.

И.М.: Всего сорок. И количество заказов у них такое же.

Но они вправе вернуть свои средства.

– На прошлой неделе у меня был тяжелый разговор с одним таким клиентом. Он говорит: "я закрылся". Я отвечаю – открывайся. Хочешь денег – не вопрос, открывайся и грузи заказы.

Таким образом, свои долги мы хотим превратить из минуса в плюс. Это жесткая позиция, но у нас нет другого выбора. Я понимаю, что есть интернет-магазины, которые из-за IML прекратили свое существование…

– Эти магазины вообще получат обратно свои деньги?

И.М.: Да. Это будет в 2014 году, но более точные сроки назвать не могу.

Будут ли в ближайшее время меняться тарифы IM-Logistics?

Д.И: Принципиально – нет, а не принципиально – да.

На текущий момент средняя стоимость доставки (по всем регионам, включая ПВЗ и курьерскую доставку) составляет 142 рубля. Это крайне низкая стоимость. Цены начали корректироваться только во второй половине 2013 года.

Сейчас мы рассматриваем основной вариант повышения средней стоимости доставки – предложение дополнительных сервисов для клиентов. К примеру, один интернет-магазин отправляет туалетную бумагу, другой – айфоны. Условия и ограничения для перевозки будут отличаться. Некоторым клиентам нужен дополнительный сервис, особые условия по перевозке – и мы их предложим.

И.М.: Есть сегменты, в которых наши тарифы ниже рынка. Ну нельзя в Екатеринбурге выдавать по 105 рублей заказ – себестоимость процесса немножко другая. В свое время это был некий маркетинговый ход в борьбе за клиента. Дальше мы будем пересматривать тарифную составляющую, и цена отдельных сегментов может меняться. Логистика – не особо маржинальный бизнес, так что это неизбежно.

– Иван, какие уроки вы как основатель компании вынесли из кризиса? Изменится ли бизнес-процесс в  компании?

И.М.: Да, изменения назрели. В первую очередь, они направлены на оптимизацию издержек. Мы начнем менять формат пунктов выдачи заказов, по-другому использовать площади, которые они занимают.

Также будем пересматривать логику вхождения в регионы. Нам стоит тщательнее оценивать открытие доставки в новые города – и с точки зрения их размера, и с точки зрения магистрального продвижения.

Прокомментировать
Читайте также
Твой Курьер
21/03/2014
доставка москва-питер 10
Цитата:

Извиняюсь, возможно дезинформировала.

Нет, не дезинформировали.
Наложку в конверте не подтверждаем :)
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
20/03/2014
"Почта России" надеется на помощь eBay и China Post
China Post станет развивать склады неподалеку от российской границы. eBay в конце марта начнет использовать офшорный склад в Латвии... Подробнее
19/03/2014
eBay нашел партнера в России
Крупнейшая в мире торговая площадка будет доставлять товары в России вместе с Wikimart... Подробнее
Виталий Маринец
18/03/2014
Как мне проследить за состоянием и маршрутом движения товара 1
Пробная версия нового сервиса предоставляется бесплатно от компании OSell.

OSell, которая стремится стать надежной платформой для сотрудничества интернет-торговцев с китайскими производителями и поставщиками, позволяет торговцам по всему миру получить доступ к информации о максимально большем числе категорий товаров, соответствия их цены качеству.

Для совершения операций необходимо только наличие компьютера и доступ к сети интернет. Служба позволяет проследить за состоянием упаковки, отсутствием ошибок при транспортировке, что ведет к общему повышению качества товаров.

А еще доставка всего 5-7 дней! Свернуть
Пробная версия нового сервиса предоставляется бесплатно от компании OSell. OSell, которая стремится стать надежной платформой для сотрудничества интернет-торговцев с китайскими производ Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
17/03/2014
Amazon ссылается на подорожание топлива
Экспресс-доставка Amazon впервые с 2005 года подорожала на четверть. Изменения затронут свыше 10 миллионов потребителей в США... Подробнее