подписка
Подписаться
Дарья Костенко
20/11/2013

Распродажа на миллион долларов

Амбициозный проект Blackfriday2013.ru заявил о себе буквально несколько месяцев назад. Его «заявка» – ни много ни мало – стать единой общероссийской площадкой-агрегатором для глобальной предновогодней распродажи. По аналогии с американскими распродажами в конце ноября, акцию назвали «черной пятницей».

Появление такого проекта «ниоткуда» само по себе интересно. Особенно после прошедшего в этом году киберпонедельника – послепраздничной распродажи 28 января. Если в киберпонедельнике участвовали всего 6 компаний (хотя и крупных), то список подтвержденных участников «Черной пятницы» – уже более 80, включая OZON, E5, SAPATO, «Белый ветер», «Сотмаркет», «Эльдорадо», «Утконос», Enter, OTTO, ASOS.

Как удалось привлечь столько крупных партнеров, какие плюшки им за это пообещали, сколько денег вложено в проект и как вообще все устроено?

Такие вопросы мы задали директору проекта. Владимир Ким в ecommerce небезызвестен, это сооснователь и в прошлом управляющий директор онлайн-гипермаркета спорттоваров Heverest.ru. Он рассказал нам все о грядущей «черной пятнице».

О том, как был придуман проект

– Мы с другими сооснователями проекта наблюдали, как подобная акция проводится в Австралии. По сути, мы и взяли этот проект за основу. Австралийский проект был запущен в прошлом году и предлагает всеобщую 24-часовую распродажу перед рождественскими праздниками. Оценив его результаты, мы решили запустить такую акцию сразу в нескольких странах: России, Австрии, Швейцарии, Германии.

Основатели – небольшая команда российских и австрийских предпринимателей, которых связывают долгие личные взаимоотношения. Австрийская сторона управляет европейской частью проекта. Сейчас поднимаем 4 площадки – для каждой страны, на единой IT платформе. Вся IT разработка и креативная часть делается в России. Это один из немногих совместных проектов, который на самом деле практически полностью делается у нас. Численность команды – до 10 человек.

О том, откуда взялись деньги и команда

– А есть ли среди этих десяти, кроме вас, еще люди с опытом работы конкретно в ecommerce, в интернет-магазинах?

-Все в команде имеют опыт в ecommerce, но в разных аспектах. У наших IT-специалистов – многолетний опыт разработки и поддержки крупных проектов электронной коммерции. Креативщики разрабатывали крупные компании для FMCG проектов (товары повседневного спроса).

Проще говоря, вы сманили в команду крутых разработчиков, а откуда? Имена пострадавших в студию! Что эти люди разрабатывали раньше?

– Они работали в крупной российской аутсорсинговой компании, которая ориентировалась на американский рынок – разрабатывала и поддерживала ряд известных в США интернет-магазинов. Название компании не буду светить – наверное, они не очень рады, что ребята ушли в наш проект.

Сколько было вложено в проект и кто инвестировал?

– Было проинвестировано до миллиона долларов. Порядка 70% вложений ушло на рекламу и продвижение.

Частично это средства самих основателей проекта, частично привлекались внешние инвестиции от одного из европейских венчурных фондов. Есть и инвесторы из России, но я не могу раскрыть их имена (прим. редакции: возможно, это кто-то из инвесторов предыдущего проекта Кима – Heverest.ru? Его запускала компания Fast Lane Ventures, вкладывались также Rollingahead Ltd и eVenture Capital Partners).

О том, как это работает

– 6 декабря в полночь на сайте открывается товарный каталог. Пользователь увидит то, что он привык видеть на товарных агрегаторах – Яндекс.Маркете и т.п. Т.е площадка работает как агрегатор скидок.

В каталоге будет несколько больших товарных разделов: детские товары, мода, одежда и обувь для мужчин и женщин, электроника и т.п. Можно будет отфильтровать предложения по цене, по бренду, по интернет-магазину, предлагающему товар. Ознакомившись с детальным описанием в карточке товара, пользователь нажимает кнопку "Купить" – и попадает на сайт интернет-магазина, где и оформляет заказ.

Некоторая часть интернет-магазинов не покажет эти же самые скидки напрямую посетителям своих сайтов. Их можно будет увидеть, только зайдя через Blackfriday2013.ru

Но большинство интернет-магазинов, в том числе и самые известные, делают эти скидки открытыми и дают их посетителям, пришедшим как через BF, так и с других каналов. Разницы по условиям участия нет.

Средний размер скидок зависит от товарной категории и ее маржинальности. Магазины предложат скидки от 15 до 90%. Одежда и обувь относятся к категориям с наибольшими скидками (от 50% до 90%), а бытовая техника и электроника – к категориям с более низким порогом скидок – от 15% . Скидки до 90% могут распространяться на незначительное количество лотов или очень ограниченный промежуток времени. Но и по электронике ожидаем скидки до 30% , за счет скидок на запасы стремительно стареющих моделей.

В любом случае, скидки будут уникальными, не теми, к которым привыкли потребители.

– По какой модели партнерские магазины будут платить Blackfriday2013 за привлечение клиентов?

– По CPA (cost-per-action). Мы (Blackfriday2013) работаем через крупную международную CPA сеть – Admitad. Партнерские интернет-магазины подключаются к ней и платят по ее стандартным правилам и тарифам. По сути, для рекламодателя (интернет-магазина) мы выступаем в роли вебмастера, площадки, на которой размещается реклама с оплатой за действие. Мы работаем с сетью по принципу revenue share – разделение доходов. Интернет-магазин оплачивает, как и в случае с любой СPA-сетью, за action – действие.

-Действием считается создание заказа?

– Есть разные ставки: за созданный заказ, оплаченный заказ. Размер ставки также зависит от товарной категории, конкретного магазина ит.д. В среднем, для участников ставка варьируется от 5 до 15% от суммы заказа. Можно также выбрать вариант оплачивать фиксированную сумму с каждого заказа.

А как технологически реализуется интеграция интернет-магазинов с вашей платформой?

– Интеграция тоже производится через Admitad.

Одна из самых частых жалоб пользователей во время киберпонедельника звучала так: заказал акционный товар со скидкой (и даже, возможно, успел заплатить карточкой), а потом оказалось, что его в наличии уже нет. Будут ли у вас предложения каталога обновляться в режиме real time?

– К сожалению, нет. Поймите правильно, с одной стороны есть возможности сайта выдерживать высокую нагрузку по трафику. С другой – есть необходимость обновлять актуальную информацию. После анализа мы поняли, что это вещи фактически взаимоисключающее. Для акции критична именно массовость. Сайт готов принять вплоть до 10 миллионов посетителей в этот день. К сожалению, это пришлось сделать в ущерб апдейтам. При плановом количестве уже от миллиона посетителей в день крайне сложно добиться такой плотной интеграции с IT-платформами интернет-магазинов.

Мы предупредили всех партнеров, что каждое предложение в каталоге должно иметь достаточную товарную глубину – т.е. вы продаете со скидкой не 1 и 2 айфона. Возможно, в будущем мы найдем технологическое решение, которое позволит представлять актуальную информацию в режиме real time.

– Вы вообще учитывали опыт первого киберпонедельника? Чему он вас научил?

– В киберпонедельник были еще и такие негативные ситуации: пользователи ловили интернет-магазины на фейковых скидках. Люди находили информацию в кэше, делали скриншоты, выкладывали в фейсбук – в общем, неловко получилось. Мы понимаем, что это проблема. Поэтому всех партнеров предупредили – и это является одним из условий участия в Black Friday – что скидки должны быть реальными. Если пользователь регистрирует обман, мы принимаем его сторону и пытаемся решить проблему с магазином. И более того, магазин, уличенный в подлоге, мы не принимаем к участию в дальнейших акциях.

Надо сказать, что некоторые магазины, когда мы озвучивали это требование, сразу принимали решение: окей, тогда мы не будем принимать участие. Но многие игроки – и вы видите, что это за игроки, – согласились.

Мы не можем гарантировать стопроцентное отсутствие фейковых скидок, но верим, что магазины, которые заботятся о своей репутации, будут играть честно. Я доверяю нашим партнерам и думаю, что они примут правильное решение.

– А у вас будет собственная служба проверки, реальны ли предложенные скидки? Что-нибудь вроде «Тайного покупателя».

– Мы и сейчас проверяем, но выборочно. На полную проверку у нас просто не хватит людей и рабочего времени.

– Вопрос, который мне не терпелось задать с самого начала: чем в принципе “Черная пятница» отличается от киберпонедельника? И как к вашей инициативе отнеслись, собственно его организаторы?

-Впервые распродажа проходит на единой всероссийской платформе, с единым каталогом. В киберпонедельник пользователь узнавал о распродаже, смотрел список участников и после этого шел на сайт конкретного интернет-магазина. У нас же собраны в одном месте предложения практически всех видных игроков российской e-commerce, что гораздо удобнее для покупателя.

Второй ключевой момент, на который я обратил внимание еще в прошлом году. Каждый из участников проводил свою собственную, отдельно стоящую рекламную компанию. Они были связаны по времени, но не имели единой стратегии. А у Black Friday предусмотрен единый план маркетинговой активности.

Как минимум часть участников киберпонедельника уже есть и на Black Friday (прим. ред.это «Эльдорадо», Enter, «Белый ветер». А вот другая площадка-агрегатор, Wikimart, на базе которого партнерские интернет-магазины в прошлом году тоже могли участововать в распродажах, в «черной пятнице» не участвует). Мы не увидели никакого негативного отношения со стороны предыдущих организаторов. Ведь наша команда пытается просто помочь провести день распродаж всем магазинам по единым правилам, с меньшим количеством усилий.

– На сайте есть возможность регистрации. Сколько уже зарегистрировалось пользователей? И какая сейчас посещаемость у проекта?

– Мы приближаемся к первой сотне тысяч подписчиков. Что касается трафика, у нас в первой половине ноября было порядка 10-20 тыс. посетителей. Но самая большая активность по продвижению сайта начнется ближе к концу ноября и продолжится вплоть до 6 декабря. Так основной критический объем трафика будет аккумулирован к 6 декабря. В этот день мы ожидаем на сайте порядка 5 млн. посетителей.

– Есть ли какой-то «порог» для интернет-магазинов, желающих участвовать в акции? Ограничения по обороту, числу заказов и т.д.

– Да, минимальные требования есть. Это рекомендации по количеству и глубине ассортимента, на который предоставляется скидка. Мультикатегорийный магазин (такой, как E5) должен представить в акции не менее 1000 товарных позиций, а маленький спецализированный или монобрендовый магазин – от 50 до 500 позиций. Рекомендации по глубине – от 5 единиц товара в наличии.

Также определенные технические требования есть у системы Admitad. Там ничего волшебного и особенного нет. Но хочу предупредить, сама интеграция интернет-магазина займет 2-3 недели.

О будущем

– Black Friday, в нашем понимании, проект не на один год. Это не разовая акция. «Черную пятницу» мы планируем проводить ежегодно. Даже если что-то не сработает, будем работать надо ошибками, чтобы в следующем году получилось лучше. Возможно, со временем добавим еще какие-то форматы распродаж 1-2 раза в год. Мы думаем об этом, но решения будем принимать по результатам 6 декабря.

Беседовала Дарья Костенко, главный редактор Oborot.ru

 

*Facebook признан экстремистской организацией на территории РФ.

Прокомментировать
Читайте также
Анна А.
ИП, Торговля (мини-компания)
26/11/2014
Идем от ИМа к производству нишевых товаров 24
Hitcher:

Теперь они все вместе переехали под крыши множество ТЦ. И покупатели рынков и продавцы с рынков.


Видимо мы с Вами по-разному понимаем рынок.

Я рынком называю те места, на которых торгуют всем подряд (продукты, шмотки и т.п.) без применения кассовой дисциплины, с нарушением закона о торговле и прочих правовых актов.

А ТЦ в большинстве своем это именно торговые центры, где арендуют отдельные помещения представители малого, среднего бизнеса и ведут все-таки цивилизованную торговлю.

Конечно, теперь есть рынки под крышами, но называются они все равно рынки :) Свернуть
Hitcher:Теперь они все вместе переехали под крыши множество ТЦ. И покупатели рынков и продавцы с рынков. Видимо мы с Вами по-разному понимаем рынок. Я рынком называю те места, на кот Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции
Алексей_К
14/12/2013
Crossborder vs domestic 26
Кстати, про цены: в этом году под предпраздничные распродажи смотрел на Алиэкспрессе телефоны, сравнивал цены на те модели, которые интересны были и заметил, что разница в цене между российскими интернет-магазинами и китайскими сократилась. По крайней мере те модели, которые смотрел и проверял в разнице были ну примерно около 1 тыс рублей. С такой разницей лично для себя решил, что тогда уж лучше брать в российских интернет-магазинах - бустрее доставка и больше гарантий. Если тенденция сохранится, то думаю, что ажиотаж с ростом популярности китайских площадок постепенно поугаснет (по крайней мере по части электроники). Хотя тут выводы на самом деле делать рано...
Но для себя отметил еще, что все таки, не смотря на нытье топовых отечественных интернет-магазинов, цены то, как оказалось, было куда снижать :) не в минус же они сейчас торгуют :)
Еще по товарным категориям могу сказать, что такая же тенденция по профессиональному и полупрофессиональному звуковому оборудованию: например, большую часть хороших гитарных процессоров, педалей, усилителей и прочего добра порою даже дешевле взять в России. Свернуть
Кстати, про цены: в этом году под предпраздничные распродажи смотрел на Алиэкспрессе телефоны, сравнивал цены на те модели, которые интересны были и заметил, что разница в цене между росс Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции
20/11/2013
Новый рейтинг рекламных digital агентств от AdIndex
Рекламодателям не нравятся высокие цены и безынициативность российских интернет-агентств. Такие данные исследования AdIndex. При этом самыми известными на рынке рекламодатели называют одни компании, а лучшими по качеству предоставляемых услуг - совсем другие, что сразу привлекает внимание в исследовании... Подробнее
20/11/2013
Олимпийские мишки вышли в онлайн
Заработал официальный интернет-магазин лицензионной продукции Олимпийских и Паралимпийских Игр 2014 года. Жители свыше 200 стран могут заказать сувениры с символикой с гарантированной доставкой от 2 до 10 дней... Подробнее
20/11/2013
Мобильный шопинг выбрали 3,9 млн россиян
Количество мобильных покупателей в России увеличилось с 2,6 млн человек в 2012-м до 3,9 млн человек в этом году. При этом потенциал для роста сегмента смартфонов заметно снижается. И способствуют этому как раз планшеты... Подробнее