Форма поиска в интернет-магазине: самые частые ошибки
Продолжаем серию статей экспертов Usabilitylab под общим названием "Повышаем конверсию интернет-магазина".
В первой статье мы говорили о факторах доверия к онлайн-магазину. Во второй – о том, как сделать такую корзину в интернет-магазине, чтобы ваш покупатель мимо нее не прошел.
Сегодня мы поговорим о поиске на коммерческих сайтах. А точнее – о том, как и при каких условиях пользователи с ним взаимодействуют, и какой должна быть идеальная поисковая форма на сайте.
Будут ли ваши покупатели пользоваться формой поиска, зависит от двух факторов: удобства этой формы, а также того, насколько точно человек знает, что он хочет купить.
Каким должен быть поиск?
Для того, чтобы посетитель интернет-магазина воспользовался поиском, для начала он должен такую возможность заметить. Поэтому форма поиска должна быть хорошо заметна. Это – первое правило.
Хороший пример : на сайте е5.ru форму поиска трудно не заметить.
Плохой пример : можете ли вы ткнуть здесь пальцем в строку поиска? В интернет-магазине книг My-shop.ru она просто сливается с меню.
Второе правило – форма поиска должна быть привычной. Не стоит убирать поиск за ссылку или делать его “нестандартным”: пользователи уже успели привыкнуть к тому, как выглядит форма поиска в интернет-магазинах и где располагается.
Стандартная форма поиска состоит из:
● поисковой строки
● кнопки поиска
● ссылки на расширенный поиск. Однако эта ссылка не должна конфликтовать по привлекательности с кнопкой поиска.
Хороший пример: на сайте Ozon.ru форма поиска очевидна и понятна.
Плохой пример : на сайте moscowbooks.ru форма поиска не очень заметна, в том числе потому, что кнопка “искать” не очень похожа на кнопку.
Третье правило – форма поиска обязательно должна быть на каждой странице. Но она должна быть одна. Очень часто разработчики интернет магазинов вставляют на странице поисковой выдачи еще одну строку поиска.
Плохой пример: На сайте интернет магазина книг Labirint.ru показываются две строки поиска, что может запутать пользователей.
Правила хорошего поиска
Хороший поиск должен уметь обрабатывать различные варианты запросов и учитывать:
● синонимы, падежи и альтернативные написания слов;
● опечатки;
● ошибки в раскладке клавиатуры;
● сложные запросы ("красные туфли за 800 рублей").
Постоянно анализируйте поведение своих пользователей, чтобы знать, какие поисковые запросы они вводят, и где совершают ошибки.
Плохой пример : На сайте kniga.ru система поиска не исправляет очевидную опечатку – непонятный запрос "гголь" (потенциально – Гоголь) .
Хороший пример: На сайте enter.ru мало того, что неправильное написание заменили, так и предложили изменить запрос. И сразу показали подходящие результаты.
Какими должны быть результаты поиска?
Чтобы пользователь не запутался в результатах, при разработке поиска следует учитывать:
● критерии поиска (по каким критериям можно ограничить поиск);
● область поиска (в каких товарных группах должны быть найдены результаты);
● количество найденных элементов;
● возможность сортировки результатов поиска по разным критериям, подходящим к товарам, которые нашлись (по цене, алфавиту (по названиям), производителю и т.п.).
Хороший пример: на сайте фирмы "Комус" можно отфильтровать результаты поиска.
Плохой пример: на сайте Enter.ru нельзя никак отфильтровать результаты поиска. В большой поисковой выдаче ориентироваться пользователю затруднительно.
Избегайте формирования списка из одного объекта. Это может запутать пользователя. Когда поиск выдает 100% попадание в какой-то один товар, то лучше сразу переводить пользователя на карточку этого товара, пропуская таким образом лишний шаг.
Плохой пример: на сайте Wildberries.ru , когда поисковая выдача состоит всего из 1 товара, пользователю все равно необходимо сделать лишний клик, чтобы попасть на карточку товара.
Не оставляйте пользователя одного. Предлагайте альтернативы при пустой поисковой выдаче. Информация о том, что делать, если ничего не найдено, должна быть понятной и простой.
Хороший пример: на сайте Lamoda.ru поисковая система дает советы, что делать в ситуации, когда ничего не найдено.
Плохой пример: на сайте wildberries.ru не предлагается никаких подсказок для пользователя, который ничего не нашел.
Создать хорошо работающий поиск для интернет-магазина очень нелегко. Часто это занимает много усилий. Однако продуманная форма поиска очень способствует повышению продаж – ведь чем легче и быстрее можно найти нужный товар, тем больше посетителей сайта превращается в покупателей!
Об авторе:
Александра Гавдаева – ведущий специалист USABILITYLAB.
USABILITYLAB – крупнейшая профильная компания России, обладающая наиболее оснащенной и современной юзабилити-лабораторией.
Читайте в статье:
Качество товара по каким-то причинам съедает движок =(
Смотрите настройки. Не знаю как у Вас, в наших магазинах можно задавать размеры изображений и накладываемые автоматически надписи. Но оригинал по любому должен быть качественный. Свернуть
- Чем вреден излишний креатив в дизайне корзины?
- Какую информацию ожидает там увидеть пользователь?
- Как сделать корзину проще и понятнее для вашего покупателя?
Разбираем удачные и неудачные примеры вместе с экспертами USABILITYLAB... Подробнее