"Озон": секреты успеха. Часть 1
Этот материал написан на основе беседы с Генеральным директором крупнейшего российского интернет-магазина "Озон" Владимиром Долговым.
О прошлом
Интернет-магазин "Озон" был основан в апреле 1998 года питерской софтверной компанией Reksoft. Через полтора года половина проекта была куплена компанией RuNet Holdings, которая специализируется на инвестициях в Рунет.
Осенью 2000 года "Озон" перенес свои операции в Москву. В питерском офисе остались работать курьерская служба и подразделение букинистической и антикварной литературы.
В начале 2003 года половина акций "Озона" – а на тот момент RuNet Holdings принадлежал уже весь пакет – была выкуплена группой компаний PPE Group, которая занимается торговлей по почтовым каталогам.
"Озон" начинался как книжный магазин, однако вскоре ассортимент был расширен за счёт видеопродукции. После этого, в порядке очередности, появились: музыкальный раздел, раздел программного обеспечения, и – 2 года назад – игрушек. С ростом популярности DVD, мы начинали продавать DVD-диски. Наши последние нововведения – разделы "Сад и огород" и "Цифровые камеры".
О настоящем
Сегодня в "Озоне" более 750 000 зарегистрированных клиентов. Из них 250 тысяч клиентов из 97 стран сделали, по крайней мере, один заказ в "Озоне".
Каждый месяц в магазине регистрируется около 20-22 тысяч пользователей, а сайт ежедневно посещают 70-80 тысяч человек. Это солидная цифра для Рунета – не каждый новостной ресурс может похвастаться такой посещаемостью.
В среднем, "Озон" получает 1500-1600 заказов в день. Если мы получаем меньше – это значит, что либо хорошая погода на дворе, либо какой-то сегмент российского Интернета прилёг, и к нам кто-то не дошёл.
Ассортимент "Озона" составляет около 200 тыс. позиций, доступных для выбора и оформления заказа. Товаров в базе магазина примерно 270 тысяч, но происходит некоторое "вымывание" ассортимента. К примеру, книгу, изданную пять лет назад, сегодня купить почти нереально.
За 6 лет сотрудники магазина выполнили примерно 750 тыс. заказов по всему миру: 1,7 млн книг, 425 тысяч видеокассет, 260 тыс. компакт-дисков. Общий вес этих заказов без упаковки – 890 тонн. В штуках – это 1,7 млн. книг, 425 тысяч видеокассет, 260 тыс. компакт-дисков. Если говорить о том, что происходит сегодня, то за последние 2 месяца оборот раздела DVD превысил оборот видеокассет, т.е. происходит смещение интересов людей, покупающих в Интернете. По количеству больше покупают кассет, но поскольку DVD стоят дороже, то денежный оборот по разделу DVD выше, чем по разделу кассет.
Особенно мы гордимся разделом "Раритеты". В него входит антикварная литература. Самая же старая книга, проданная в "Озоне", была выпущена в 1670 году, и это было собрание специальных медицинских терминов на латыни. Сейчас в продаже находятся книги, датированные 1568 и 1610 годами.
Сейчас в "Озоне" – в Москве и Питере – работают 160 человек, без учёта курьерской службы. Год назад штат компании составлял 150 человек. Менеджмент "Озона" укомплектован полностью, увеличение же оборотов связано с добавлением очень небольшого количества людей на складе. Например, увеличение отгрузок с 3000 до 5000 в день, достигается добавлением 2-3 человек за смену.