2002< - I
Наступил долгожданный 2003 год, отгремели праздники, прошло похмелье, – самое время оглянуться назад, вспомнить самые значительные события 2002. Мы отобрали 10 самых интересных, на наш взгляд, тенденций, которые определяли развитие бизнеса в Сети в минувшем году.
10. Интрига вокруг домена .SU
Проблема выбора доменного имени встает перед каждым новым интернет-проектом, перед представительством любой компании. Дело в том, что большая часть запоминающихся имен в зонах .ru, .com и .net давно разобраны, .biz в России пока не прижился. Куда же податься бедному бизнесмену, у которого не хватает фантазии (или времени) на изобретение оригинального имени?
"Фонд Развития Интернет", организованный "Релкомом" и "Демосом" и получивший права на ведение реестра домена .su, решил, что именно в .su может найтись достаточно места для всех желающих. Напомним, что .su – суффикс, который был введен в строй для обозначения сайтов, расположенных на территории республик СССР. Затем республики получили независимость, и о .su забыли. Вспомнили только в 2001 году, а уже в начале 2002 регистрация была вновь приостановлена из-за процедурных неувязок. Проблемы были окончательно решены только в ноябре прошлого года – именно тогда на сайте Фонда появилось объявление об утверждении пакета документов для проведения периода приоритетной регистрации доменных имен в зоне .su. Если не возникнут новые непредвиденные обстоятельства, уже в июне можно будет зарегистрировать интересующий адрес в зоне .su. Обладатели соответствующих торговых марок могут сделать это уже сейчас.
9. Интересные инновации
В любой области человеческой деятельности время от времени появляются изобретения, очень привлекательные с теоретической точки зрения, но совершенно не пригодные для практического внедрения. Несколько подобных "фенечек" представили в 2002 году и разработчики интернет-магазинов.
Так, Российский НИИ искусственного интеллекта и компания Online System Group продемонстрировали вариант поиска по интернет-магазину на естественном языке. Это означает, что вместо задания простых однословных запросов или заполнения формы фильтрации, пользователь может найти информацию с помощью обычных "человеческих" фраз, например, "недорогой сотовый телефон с WAP". Разработка и впрямь интересная, да вот только большинство пользователей уже привыкли и к простым запросам, и к формам фильтрации. Переучивать их, объяснять, что такое поиск на естественном языке – дело неблагодарное. Кстати, рабочую версию интерфейса можно увидеть по адресу http://inbase.artint.ru/nl/phones.asp.
Интересный вариант отображения фотографий товаров реализовала компания SastaSoft в магазине NBSales.ru. Изображения портативных компьютеров, которыми торгует магазин, можно рассмотреть со всех сторон, увеличивать и уменьшать. Такой прием действительно помогает покупателю лучше оценить внешний вид того или иного товара. К сожалению, особенности технологии таковы, что фотографии товаров подгружаются достаточно долго, а способ приближения и удаления изображений не слишком интуитивно понятный.
Наконец, разработчик популярных электронных переводчиков компания "Промт" и системный интегратор "Рексофт" создали систему управления контентом, которая "на лету" переводит информационные материалы сайта на другой язык. Но ведь общеизвестно: каким бы хорошим ни было качество машинного перевода, эти программы пока не в состоянии заменить переводчика из плоти и крови. Те же, кто рискнет внедрить подобную систему на собственном корпоративном сайте, вполне может столкнуться с непониманием со стороны иностранных партнеров.
8. Предел электронной торговли
Впервые в истории электронной коммерции объем продаж через Интернет в США несколько снизился. Согласно данным Forrester Research за третий квартал текущего года, он составил 17 млрд. долларов, тогда как в первом и во втором кварталах равнялся 20 млрд.
Конечно, нам до Штатов еще развиваться и развиваться, однако, это событие служит хорошим напоминанием: у любого канала сбыта есть свой предел. Именно поэтому многие фирмы предпочитают торговать как в онлайне, так и в оффлайне.
7. Дела телефонные
Предоставление гостевого доступа в Интернет для посетителей интернет-магазина – достаточно популярная мера среди отечественных ресурсов электронной торговли. Модемные телефоны и данные, с помощью которых клиент может зайти только на сайт интернет-магазина, в разное время предлагали различные торговые точки. Одной из первых, например, была dostavka.ru.
Почему-то именно в 2002 году отечественные магазины охватила настоящая эпидемия предоставления бесплатного доступа. Практически одновременно о такой возможности объявили 363.ru и "М.Видео". Планировался такой сервис и в знаменитом 003.ru, но, видимо, что-то помешало, и модемный доступ к магазину так и не был открыт.
Также, очень многие торговые точки (интернет и "обычные") обзавелись номерами, начинающимися на 800 – федеральными номерами, звонки по которым из любого города бесплатны.
6. Жизнь в кредит
2002 год ознаменовался настоящим бумом продаж в кредит. По некоторым данным, на кредитные программы приходится до 30% оборота сетей, торгующих бытовой техникой. Онлайновые магазины решили не отставать от веяний моды и объявили о собственных программах, организованных совместно с различными банками. Так, 363.ru открыл специализированный магазин Vkredit.ru, а на карточке каждого товара в 003.ru появилась ссылка "Цена в кредит", переводящая пользователя на страницу с подробной информацией о сроках и размерах выплат по займу. Еще дальше пошло онлайновое представительство сети "М.Видео". Здесь предлагается оформить кредит прямо в Интернете, отправив заполненную анкету по электронной почте.
Судя по всему, практика кредитования покупателей будет развиваться и дальше: так, в декабре об открытии подобной программы объявил магазин PCHome.ru, который, в отличие от перечисленных выше компаний, специализируется на торговле компьютерами и комплектующими.
Здесь вы сможете ознакомиться с пятью главными тенденциями 2002 года.
Хотя, конечно, варварский способ "вламываться" без разрешения хозяина на его ПК, нормальной рекламой и чистым бизнесом назвать нельзя. Свернуть