подписка
Подписаться
Анна Сливка
15/02/2016

Фулфилмент: встречают по цене, провожают по KPI

Рынок фулфилмента в России переживает еще только этап становления. Как отмечали в своем недавнем исследовании эксперты Data Insight, интернет-магазины зачастую плохо представляют себе плюсы и минусы отдачи на сторону этой части бизнес-процессов.

Опираясь на данные фулфилмент-оператора Arvato Россия  мы подготовили обзор этого рынка с точки зрения интернет-магазинов: как бизнесы выбирают себе контрагентов, почему расстаются с ними и сколько платят за фулфилмент-услуги.

На сегодняшний день в России по разным оценкам услуги фулфилмента предоставляют от 50 до 100 компаний. Более точно оценить сложно. Только для трети из них фулфилмент — профильный вид деятельности. Остальные – это 3pl операторы, курьерские службы и крупные ecommerce-компании, для которых услуги фулфилмента – одно из направлений бизнеса.

 

37% интернет-ритейлеров уже сейчас частично или полностью передают фулфилмент на аутсорсинг.

При этом пока никто из фулфилмент-провайдеров не создал специльных программ для привлечения мелких интернет-магазинщиков. Впрочем, некоторые крупные компании уже обратили внимание и пытаются адаптировать свои схемы для работы с малым бизнесом. Для этого им приходится запускать новую для себя модель крос-докинга, чтобы комплектовать заказы "с колес".

 Сейчас наблюдаются два  противоположных тренда. С одной стороны растет количество интернет-магазинов, желающих сотрудничать только с одним оператором, предоставляющим полный пакет услуг (от таможенной очистки до "последней мили"). С другой — появляется сравнимое число компаний ecommerce, желающих диверсифицировать риски и доверить отдельные процессы большему числу различных провайдеров.

Попытка сэкономить или отсутствие склада?

 Почти половина (47%) магазинов, по данным Arvato, отдают фулфилмент на сторону, пытаясь сократить свои расходы. 28% в качестве основной причины назвали отсутствие собственных складов.

 Только пятая часть всех компаний изначально готовы искать полный аутсорсинг всех процессов, связанных с хранением, комплектованием и доставкой.

Чаще других передают логистические процессы на сторону интернет-магазины в сегментах "Fashion" и "Детские товары". 

Нередко к услугами фулфилмента прибегают и ритейлеры бытовой техники и электроники. Хотя число компаний, поступающих так, велико за счет общего числа интернет-магазинов, занимающихся БТиЭ. Но крупные ритейлеры в этом сегменте, как правило, выстраивают собственную инфраструктуру. Так же поступают и маркетплейсы.

Дорогое удовольствие: почему интернет-магазины не спешат отдать фулфилмент в чужие руки

40% ритейлеров, осуществляющих логистические процессы своими силами, не отдают их на сторону, потому что у них уже есть вся нужная инфраструктура, и в нее вложены деньги.

18%  отказываются от такого решения, потому что не видят подходящих предложений по цене/качеству.

12% –  боятся потерять контроль над процессом. 

Как выбирать контрагента: встречают по расценкам, провожают по KPI

Для 72% опрошенных бизнесов самый важный фактор при выборе фулфилмент-оператора – цена услуг. По 41% учитывают набор предлагаемых услуг и опыт компании.  Интернет-магазинщики "устали" от фирм-однодневок и не доверяют провайдерам без "истории".

Почему они расстаются?

В Arvato отмечают  такую особенность отечественного рынка фулфилмента, как недолговечность аутсорсинговых контрактов. Три четверти всех договоренностей заключается на срок до 3х лет. 

Почти половина интернет-магазинов (30% из 63%), полностью самостоятельно занимающихся своей логистикой, в прошлом пробовали работы с фулфилмент-операторами.

 В 40% случаев ритейлеры отказывались от сотрудничества из-за  несоблюдения оператором KPI (сроки отгрузки заказов, предоставления отчетности, допустимого процента ошибок при работе с товарами).

У трети возникали проблемы интеграции и функционирования IT-систем.

Негативный опыт общения с менеджерами и трудности в администрировании работы отпугнул 26% респондентов.

И пятая часть – чудовищно много – искали нового фулфилмент-провайдера из-за прекращения деятельности предыдущего.

 Всего около половины компаний, передающих фулфилмент на аутсорс, имеют опыт смены провайдеров.

Больше, еще больше услуг

 Помимо логистики, интернет-магазины чаще всего используют услуги "последней мили", обработки платежей и контакт-центра. 

Что? Где? Почем?

 На рынке действуют три основных принципа формирования стоимости услуг аутсорсингового фулфилмента:

  • по операциям,
  • установленный процент от стоимости отправления,
  • фиксированная стоимость/абонентская плата.

Как правило, средние и большие интернет-магазины, в стремлении контролировать все расходы, выбирают вариант оплаты по операциям.

Мелкие ритейлеры часто платят фиксированную стоимость в месяц в зависимости от количества заказов.

 Независимо от способа формирования цены, в среднем, обслуживание у фулфилмент-провайдеров обходится интернет-магазинам в 6-20% от суммы всех операционных затрат.

Прокомментировать
Читайте также
21/07/2017
Что надо знать об услугах фулфилмента и как выбрать оператора 2
Краткая выжимка из исследования Data Insight "Фулфилмент для интернет-торговли 2017"... Подробнее
17/02/2016
В IML обработали более 3 млн. заказов за год
В 2015 году IML расширила географию доставки и спектр услуг, к которым были добавлены аренда складов, ответственное хранение и фулфилмент. Для улучшения качества доставки была проведена техническая реорганизация... Подробнее
15/02/2016
"Почта России" выдаст потверждения о доставке прямо на сайте
Раньше за такими справками надо было идти в почтовое отделение... Подробнее
maxxMSK
15/02/2016
Поиск поставщиков 4
pagan3d:

укажите товарную нишу

На данный момент интересует мебель,посуда.
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
15/02/2016
Стартапы по доставке еды: не все так лучезарно
Американские стартапы по доставке еды сталкиваются с проблемами, которые нам еще предстоят... Подробнее