подписка
Подписаться
16/02/2015
Оборотка или жизнь

Многие ритейлеры сейчас оказались в ситуации, когда поставщики (как  зарубежные, да и отечественные) не отгружают товар, требуя полной предоплаты. При этом банки неохотно выдают кредиты на пополнение оборотных средств, опасаясь банкротств. При задержке платежей по кредитам со стороны компании, процент мгновенно взлетает до небес: в него банки закладывают свои риски.  В итоге многие компании находятся под угрозой сворачивания деятельности.  "Газета.ru" , например, сообщает о том, что прилавки многих офлайновых магазинов могут опустеть к лету.

Oborot.ru опросил крупнейших игроков и экспертов рынка ecommerce, чтобы выяснить, как они в кризис решают проблему закупок. Что с предоплатой? С поставками? C оборотными средствами?

Жизнь взаймы

 Ecommerce вряд ли станет "островком стабильности", думают опрошенные эксперты. "Особой специфики в онлайн-бизнесе не вижу – в части закупок там всё то же самое, что и в офлайне", – замечает сооснователь агентства Data Insight Борис Овчинников. "Интернет-торговля  – во многом практически то же самое, что и торговля через обычные магазины, поэтому все тренды здесь зачастую аналогичны трендам в торговле традиционными способами", – соглашается генеральный директор консалтинговой компании "Аркаим" Александр Дорофеев.

Итак, общие проблемы не обошли ecommerce стороной. "Сегодня в ритейле наблюдается острая фаза кризиса: после декабрьского обрушения национальной валюты многие продавцы "осушили" свои склады, а поставщики притормозили новые поставки, предпочитая дождаться некой стабилизации, – говорит PR-директор интернет-магазина Е96 Дмитрий Иванов. – Сокращается время рассрочки платежей со среднего значения в 21 день до 19, поставщики запрашивают всевозможные гарантии, от банковских аккредитивов до личных гарантий собственников, производители перетряхивают пул своих вендоров и просеивают их на надёжность».

"Интернет-магазины, в отличие от офлайновой розницы, живут чаще всего без отсрочки платежей. Это усложняет их жизнь и сильно удорожает работу с поставщиками, – отмечает сооснователь агентства Data Insight Фёдор Вирин.Для крупных и средних магазинов проблема шире: банки закрывают кредитные линии, а розница без кредитования не живет – не хватает "оборотки". Но денег этих нет и у банков – им тоже неоткуда брать кредиты. В итоге надвигающийся на нас масштабный банковский кризис приведёт к существенным изменениям на рынке ритейла. Для пользователей, в конечном итоге, это будет означать снижение ассортимента, доступного в России, и повышение цен".

С другой стороны, возможный кризис может сказаться на онлайне не напрямую. "Если говорить именно о проблемах с финансированием импорта, то на онлайновой рознице это скажется больше опосредованно, через дополнительное повышение стоимости импортных товаров и, соответственно, снижение спроса, всё-таки интернет-магазинов, напрямую занимающих импортом, не так много", – добавляет Борис Овчинников.

Федеральные сети начинают и выигрывают

 Прежде всего, под угрозой оказываются небольшие продавцы. "В первую очередь кризис коснулся малого бизнеса, в том числе интернет-магазинов, – считает генеральный директор интернет-магазина kalibrmagnum.ru Денис Бовт.Многие интернет-магазины не выдерживают жёсткой конкуренции в условиях нестабильной экономической ситуации и закрываются".

"Все обстоит именно так, как в офлайне. Предоплата, проблема с кредитами. Подробности не могу разглашать, но мы будем бороться", – рассказали Oborot в одной крупной сети, представитель которой предпочел оставаться неизвестным.

Гораздо больший запас прочности будет у крупных магазинов и сетей. Для того чтобы поддержать продажи на фоне растущих цен, всем продавцам, кроме монополистов по отдельным видам товаров, придётся снижать свою маржу. Крупные же сети, обеспеченные достаточным уровнем собственного оборотного капитала, смогут на фоне сложностей ритейлеров, которые активно кредитовались, отнять у них долю рынка и поддержать свои продажи, – считает Дорофеев. "Поэтому определяющим в трудностях продавцов, на мой взгляд, будет не сфера их работы, а уровень закредитованности и наличие собственного оборотного капитала", – добавляет он.

Дополнительные издержки, как обычно, будут перегружать на покупателя, что усилит инфляцию. Кроме того, это подстегнет консолидацию, и в ecommerce в первую очередь: усилятся позиции крупных игроков с большими объёмами продаж, резервами и достаточными кредитными лимитами банков, в том числе тех, у кого сильный офлайн, уверены опрошенные эксперты .

Примеры такой устойчивости уже есть – у крупных сетей, которые сумели избежать работы по предоплате. Как нам рассказали в «Связном», сеть продолжает работу со всеми партнёрами по схеме отсроченных платежей за товар. "В качестве гарантий мы используем оптимальную для нас и для конкретного партнера комбинацию факторинга и банковских гарантий, не делая предоплат, – сообщили в компании. – Понятно, что мы находимся в более выгодной ситуации, чем ряд других ритейлеров, поскольку 19 лет работаем на этом рынке, давно известны и занимаем на нем доли свыше 20-25% – это влияет на отношение к нам партнёров".

Очень важным становится товарный сегмент. В лучшем положении будут магазины, торгующие товарами повседневного спроса и (или) эконом-категории. "Будет массово происходить отказ от более дорогих продуктов в пользу менее дорогих, хотя и не во всех сегментах", – отмечает Дорофеев. "Вероятно, по-прежнему, будут пользоваться спросом товары всеобщего потребления, одежда и обувь", – перечисляет Бовт.

Поверить в реальность апокалиптической картины отказывается и Иванов. "Это значит предположить, что весь рынок умер, на нём – полнейший вакуум: нет ни потребителей, которым нужны пылесосы и чайники, ни продавцов, желающих заработать на этом. Кто-то в результате просто уйдёт с рынка, но точно останутся сильнейшие, и это внушает надежду на то, что мы не увидим пустых полок".

Риски и возможности

Как мы уже видели в 2009 году, экономический кризис приносит  ecommerce не только новые риски, но и новые  возможности. Онлайн-ритейлеры – более динамичные и гибкие компании, в сравнении с офлайном. Они быстрее приспосабливаются к ужесточившимся условиям и надеются, что покупатель, как и прежде, в поисках товара подешевле массово двинется в Интернет.  

"Интернет-торговля в итоге всё равно будет в выигрыше и увеличит свою долю в ритейле, – считает Вирин. – Цена за это будет высокой, но интернет-магазины уже давно живут в непростых условиях, и новые условия для них выглядят более привычными, чем для обычной розницы с устоявшимися правилами и отлаженными процессами".

"Отличие интернет-торговли в том, что продавцам удаётся оптимизировать расходы и удерживать более низкие цены за счёт экономии на торговых площадях, – как пример указывает Дорофеев. – Тем, кто уже занимается интернет-торговлей, следует сконцентрироваться на оптимизации расходов, в том числе, сокращении избыточных кадров, оптимизировать логистику и т.п.».

Не последнюю роль может сыграть и тот факт, что и для самих зарубежных поставщиков роль ecommerce как канал сбыта возрастёт. "Поставщики ищут новые формы взаимодействия с продавцами и подстраиваются под рынок, у них нет других вариантов, – считает Иванов. – Причины этого понятны: Россия – гигантский рынок, на котором никто из серьёзных производителей не хочет терять свою долю. Те, кто играют вдолгую, построили или локализовали свое производство, хотят защитить свои инвестиции".

В результате общий объём онлайн-бизнеса может вырасти  за счёт миграции в него представителей офлайна. Некоторые представители прямых продаж уходят в интернет, чтобы минимизировать свои риски и затраты, отмечает Бовт. Но и здесь есть свои тонкости. "Для того, кто только планирует выходить на этот рынок, следует это делать только в том случае, если у него собственное производство или есть такой поставщик, у которого существенная часть отечественных компонентов и используются ноу-хау, позволяющие предельно удешевлять процесс производства", – советует Дорофеев.

Некоторые наблюдатели уже замечают "зелёные ростки" в ecommerce. "Сейчас всё восстанавливается: склады наполняются и товарное насыщение в ближайшие полтора месяца восстановится", – говорит Иванов. В итоге может получиться, что общий финансово-экономический кризис ecommerce преодолеет раньше других секторов экономики.

От редакции: 

E-commerce  не "вещь в себе", она живет и работает в тех же экономических условиях, что и вся торговля. Так что развитие сегмента будет зависеть от макроэкономической обстановки в целом, а прогнозировать ее в моменте – дело неблагодарное.  Нельзя исключать каких-то новых событий, экономических или политических, в результате которых у бизнеса в России появятся новые проблемы или, наоборот, пропадет часть старых. 

Прокомментировать
Читайте также
16/02/2015
Глава "Яндекс.Маркета" ушел в ЦИАН
Алексей Авдей сменил пост главы "Яндекс.Маркета" на кресло руководителя продукта "Вторичная недвижимость" в ЦИАН, сообщает ROEM.ru... Подробнее
13/02/2015
Дистанционный алкоголь.ру
Реализовывать алкоголь дистанционно планируют разрешить исключительно российским торговым сетям

... Подробнее
Анна Сливка
12/02/2015
Интернет-магазины назвали слабые места в доставке
Саммари из свежего исследования Data Insight по логистическим услугам для e-commerce. Полностью исследование доступно по ссылке... Подробнее
Jok
31/01/2015
Поделюсь с вами своим офисом и курьерами. 3
Коллеги, если есть реальная заинтересованность, лучше звоните, предложение реальное и серьезное, поэтому я сразу указал телефон.

Если кто потрепаться хочет и продемонстрировать свои крутые познания - пожалуйста и еще раз пожалуйста, делайте это в другом месте.

Все так, как я написал. И офис и БЦ лично нам очень нравится и сидим там не первый год, менять не хочется, причем тут клиенты, если речь о рабочем месте. Предыдущий договор закончился 31.12, по нему платили 45 тыс., с 01.01 платим уже 30 тыс., таки да, аренда пошла в низ.

В общем... обращайтесь. Свернуть
Коллеги, если есть реальная заинтересованность, лучше звоните, предложение реальное и серьезное, поэтому я сразу указал телефон. Если кто потрепаться хочет и продемонстрировать свои крут Еще...
Форум Ведение бизнеса Общий менеджмент
Гай Карапетян
03/12/2013
Выбираем нишу для интернет-магазина - пошаговое руководство
Материал Гая Карапетяна - это готовая пошаговая методика для оценки конкурентности и перспективности товарной ниши в e-commerce. Бери и пользуйся.
Доклад был впервые прочитан на конференции "Электронная торговля 2013". С разрешения автора выкладываем его, как и обещали, в открытый доступ... Подробнее