подписка
Подписаться
Игорь Бахарев
25/04/2014

Хранить информацию по-думски: какие расходы ждут интернет-магазинщиков?

Хранить информацию по-думски: какие расходы ждут интернет-магазинщиков?

22 апреля Дума одобрила в третьем чтении "антитеррористический" пакет поправок в закон об информации. Уже с августа этого года  владельцев всех  сайтов, где пользователи имеют возможность добавлять свой контент (отзывы, гостевая книга, жалобы, обсуждения и т. д.)  могут обязать по полгода хранить всю информацию о действиях посетителей на сайте.  Данные нужно хранить в российских дата-центрах не менее 6 месяцев и предоставлять спецслужбам по первому требованию.  

Аналитики уже начали подсчитывать, сколько вынуждены будут потратить интернет-компаниям на хранение массивов информации. И тут рынок залихорадило еще сильнее: Владимир Путин заявил, что в гражданской сфере компаниям нужно "серверы переносить (в Россию)."

Мы расспросили экспертов, к чему теперь готовиться интернет-магазинам, какие меры принять, и в какую сумму выльются дополнительные затраты.

Все оказалось не так ужасно, как на первый взгляд.

Владимир Ленский, менеджер по развитию бизнеса Artezio, компании, занимающейся IT-консалтингом, а также услугами по сопровождению систем электронного бизнеса.

–   Озвученные инициативы, на первый взгляд, выглядят как ужесточение контроля над пользователями.

По опыту соседних стран, например, Беларуси, можно сказать, что контролирующие органы, вероятнее всего, будут интересоваться площадками, ориентированными на российского потребителя.  Если интернет-магазин реализует товары для российских покупателей, он должен будет целиком располагаться на территории РФ, включая хостинговые мощности. Следовательно, магазин и сопутствующие ему ресурсы, должны переезжать на сервера, физически находящиеся на территории РФ.

Если магазин хостится у российского провайдера, к примеру, из этого списка (http://www.hosting-obzor.ru/russkyi-hosting.html), то  достаточно будет попросить хостинговую компанию обеспечить физическое нахождение сервера в РФ и для потребителя этот переезд пройдет практически незаметно. 

В случае, если магазин хостится у зарубежного провайдера и у него нет мощностей в РФ, то, мне кажется, целесообразно сменить провайдера на одного из российских. Стоимость и длительность такого переезда пропорциональна сложности системы. Переезд сайта, который целиком размещается на одном сервере, может занять порядка 1 недели. Если же используется более 1 сервера, то вместе с переносом и тестированием переехавшего сайта это может занять несколько недель. В зависимости от сложности сайта (количество серверов, используемые технологии и взаимодействие с внешними системами) работы по переезду с последующим тестированием, могут составлять от 100 долларов до нескольких тысяч. Для очень сложных систем, вроде eBay, это могут быть и десятки и даже сотни тысяч долларов.

Инвестиционная компания "Финам".

 На выполнение  норм закона интернет-компаниям придется суммарно потратить около 1 млрд рублей. Деньги пойдут на хранение видео, аудиосообщений, текстовых и других данных пользователей в течение 6 месяцев. Объем данных, созданных пользователями Рунета в видеоконференциях, голосовых и текстовых чатах, мессенджерах, по данным компании, составляет более 500 петабайт (500 млн гигабайт) за соответствующий период.

Однако для небольшого интернет-магазина с месячной аудиторией, например, в 50000 пользователей, то, по мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, издержки будут незначительными, и не окажут на бизнес заметного негативного влияния. 

Директор интернет-магазина "220 Вольт" Леонид Довладбегян.

– На сайте нашего интернет-магазина (как, впрочем, и у большинства других интернет-магазинов) есть возможность добавлять вопросы и отзывы к информационным материалам, но все эти пользовательские комментарии связаны исключительно с техническими характеристиками товаров или с работой интернет-магазина, так что они просто физически не могут содержать призывов к террористической деятельности. Что касается стоимости хранения информации, все пользовательские комментарии и так автоматически сохраняются на сайте, поэтому в этом плане для интернет-магазина ничего не изменится. Если работникам органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью, понадобятся отзывы о перфораторах – они всегда в открытом доступе на нашем сайте.

Андрей Воробьев, директор по связям с общественностью RU-CENTER Group.

-К сожалению, законопроект не указывает, какая именно метаинформация должна будет сохраняться. Если речь идет о необходимом минимуме, то можно оценить объем данных исходя из показателя 20 кб на пользователя. Если же нужно будет хранить весь объем данных о поведении пользователей, то эта цифра возрастет на несколько порядков, и для этого понадобится уже арендовать серьезную инфраструктуру. Однако вилка настолько большая, что озвучить конкретные цифры довольно трудно.

Oborot.ru попросил  RU-CENTER Group оценить, какую сумму потребуется затратить на хранение данных интернет-магазину, на площадке которого оставляют комментарии около 2000 пользователей в месяц. Мы исходили из того, что  надо будет хранить данные, условным объёмом по 100 кб на пользователя. В  RU-CENTER Group вложения такого магазина предварительно оценили в 150 рублей в месяц.

Прокомментировать
Читайте также
mike-examinare
13/06/2014
Китай наступает на российские рынки 3
Китай уже давно всюду наступил. Одним Сунингом больше - одним меньше - на общую тенденцию это вряд ли повлияет.
Форум Тенденции развития Российские тенденции
28/04/2014
Миллион за розничную продажу алкоголя в Рунете
В Госдуму внесен проект закона о запрете розничной торговли алкоголем через Интернет. За нарушение нормы предлагается штрафовать граждан на сумму до 5 тыс. рублей, юрлица – до 1 млн рублей... Подробнее
25/04/2014
Визуальные мобильные покупки обеспечат до 5% клиентов
Price.ru запускает сервис, позволяющий сканировать и приобретать товары с помощью смартфонов. По сути, новый сервис, внедренный Rambler&Co, это аналог Amazon Flow – функции, введенной интернет-гигантом в феврале этого года... Подробнее
24/04/2014
"Юлмарт" пригласили в Давос
"Юлмарт" получил приглашение участвовать во Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в швейцарском Давосе. Руководители "Юлмарта" уверены, что через два года компания сможет стать полноправным членом ВЭФ с годовым оборотом от $5 млрд и выше... Подробнее
kuzmin
01/03/2014
Резкое падение продаж с началом Олимпийских Игр 29
anstrem:

хотя бы о конкретной ситуации бана/понижения сайта по конкретным причинам и наличии возможности их узнать и самое главное исправить ситуацию

А это вытекает из предыдущего "неразглашения":) Таким образом можно найти все понижающие факторы и опять же достичь топа. Поэтому они и не дают ни каких комментариев. Любая сказанная информация будет использована для манипуляций.

Ваша проблема была не заглушке (чего, конечно, делать нельзя было), а коде ответа сервера - 200. Что говорит, что с сервером и документом все нормально. Нужно было 503 код отдавать или 500. Даже просто положить сервер было бы лучше, чем заглушка с 200 кодом.

Раз уж все равно ушли от темы:) А зачем заглушку было ставить? Мне даже не представить ситуацию, в которой она нужна. Свернуть
anstrem: хотя бы о конкретной ситуации бана/понижения сайта по конкретным причинам и наличии возможности их узнать и самое главное исправить ситуацию А это вытекает из предыдущего " Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции