подписка
Подписаться
Владимир Романов
24/06/2005

Специфика создания интернет-магазина автозапчастей

Многие задачи и проблемы, которые необходимо решить при создании ИМ по торговле автомобильными запчастями и аксессуарами являются, конечно, общими для всех участников рынка электронной коммерции. Потому рассмотрим наиболее характерные особенности конкретного сегмента рынка.

Выделим две основные сложности, с которыми сталкиваются владельцы ресурсов: неудачное соотношение веса товара и его стоимости, а также проблема правильного предоставления выбора запчастей для автомобиля клиента.

Первая трудность относится к сфере логистики и является критичной, если магазин предполагает осуществлять доставку с помощью курьеров, пользующихся общественным транспортом. Если Вы решили продавать автозапчасти, то должны ясно осознавать, что многие из них, при относительно невысокой стоимости, имеют ощутимый вес и габариты. В отличие от, например, мобильных телефонов или цифровых фотокамер, запчасти сильно отличаются по весу и размерам, причем нет прямой зависимости стоимости от веса. Не говоря уже о том, что некоторые товары (аккумулятор, шина или диск) вообще не подъемны для пешеходного курьера.

Косвенно к этой проблеме можно отнести и вопрос о средней стоимости заказа. Если магазина сотовых средняя стоимость заказа не может быть менее 50 долларов (не считая довольно редких случаев покупки новой аккумуляторной батареи или комплекта для связи с ПК), то при торговле автозапчастями средний заказ вполне может быть и 500 рублей – это, например, комплект свечей, две стеклоочистительные щетки или ремень ГРМ.

Поэтому даже начинающий интернет-магазин запчастей должен задуматься о способах доставки тяжелых и крупногабаритных товаров с помощью автотранспорта. Данное решение ведет либо к увеличению стоимости работы курьера, работающего на личном авто, либо к расходам на покупку автотранспорта для организации.

Каковы же общие рекомендации? Во-первых, при создании бизнес плана интернет магазина по торговле автозапчастями необходимо учитывать затраты на привлечение курьеров с личным автотранспортом или на покупку нескольких машин. В зависимости от бюджета и стартовых условий выбор между этими двумя вариантами может быть различен.

Если интернет-представительство создается на основе офлайнового магазина или дистрибьюторской компании, то необходимый для начала работы автотранспорт обычно уже имеется в распоряжении. Но, необходимо учитывать, что задачи "розничной" доставки и задачи доставки по дистрибьюторской сети (или от поставщика) будут конфликтовать между собой. Онлайновому представительству организации придется работать в зависимости от других отделов компании, которые распоряжаются парком машин и которые, скорее всего, будут считать задачу доставки 4 свечей и 1 аккумулятора менее приоритетной, чем доставку еженедельного заказа в торговую сеть.

Кроме того, не каждый автомобиль, пригодный для оптовых поставок, подойдет для курьерской доставки заказов для физических лиц – как по себестоимости, так и по другим ограничениям. Например, въезд в пределы третьего транспортного кольца в Москве для автомашин грузоподъемностью более 1 тонны запрещен.

Покупка же машины, специально в отдел продаж, является серьезным финансовым вложением, на которое, возможно, не рассчитывало руководство, соглашаясь или озвучивая идею открытия подобного отдела.

Также стоит учитывать вероятность, что при небольшой начальной загрузке машина будет получать заказы на доставку от других отделов или использоваться не по прямому назначению, и такая практика может войти в привычку.

Во-вторых, необходимо больше внимания уделять логистике – большинство заказов должно развозиться простыми курьерами, а загрузка автопарка для доставки тяжелых заказов должна была быть максимальна. Возможно, стоит взять на вооружение планирование доставки штатным автотранспортом тяжелых заказов на 1 или 2 определенных дня в неделю. Несмотря на снижение оперативности, такое решение, в плане выполнения заказов, может оказаться более надежным и, следовательно, более приемлемым для покупателя. В отличие, например, от обещания осуществить доставку "попутным" транспортом, который будет застревать в пробках, долго стоять под погрузкой у оптового покупателя, и, в конце концов, приведет к необходимости переносить заказ.

Вторая проблема, с которой сталкивается интернет-магазин автозапчастей, относится к информационному наполнению сайта. Приобретая целый автомобиль (телефон, спортивный тренажер…), покупатель, в принципе, может выбрать любую понравившуюся ему модель. Специфика торговли запчастями заключается в том, что покупатель значительно ограничен в выборе. Несмотря на качество или привлекательность цены, он не купит деталь, которая не подходит для его автомашины. Главное, он должен обладать информацией о совместимости изделия с его моделью.

На первый взгляд, данная проблема может показаться несущественной или легко решаемой. Но без ее решения (или при неудачном ее решении) продаж в интернет магазине не будет вообще. Посетители интернет-магазинов по торговле автозапчастями, зачастую, являются владельцами подержанных машин, и вполне могут не разбираться в своем авто. Даже если машина новая, они могут не знать, какие именно свечи подходят для их двигателя, сколько ампер-часов должно быть у аккумулятора и т. п.

Поэтому владельцы магазинов сталкиваются с проблемой подачи информации о совместимости товара. Здесь интернет-ресурсы ощутимо проигрывают офлайновым магазинам, в которых продавцы могут быстро дать ответ, что именно и для какой модели подходит. Сложность решения проблемы в том, что ассортимент как запчастей для автомобилей, так и различных моделей и модификаций исчисляется сотнями и тысячами. Более того, не у каждого дистрибьютора есть возможность получить от производителя информацию о применимости продукции в виде, готовом для экспорта (хотя бы в Excel). Впрочем, у некоторых товаров, предназначенных всего для одной или несколько моделей (например, кузовных деталей), область применения может быть вынесена даже в название номенклатуры.

Таким образом, владельцу ресурса, помимо базы данных с номенклатурой и ценами, необходимо поддерживать в актуальном состоянии информацию о связи номенклатуры автозапчастей с модификациями автомобилей. Здесь под модификацией понимается третья ступень детализации, после марки и модели автомобиля, которая содержит информацию о годах выпуска модели и, например, типе двигателя (если модель выпускается с несколькими вариантами двигателя, а для деталей иностранного производства это практически всегда так).

В качестве входных данных придется использовать печатные каталоги производителя, которые необходимо отсканировать, распознать и перевести в формат хранения базы данных интернет-магазина. Необходимо учесть, что для разных видов запчастей производители могут делить модификации автомобилей по разным признакам. Например, каталог щеток стеклоочистителя или фар автомобиля будет разделять модификации, скорее всего, по годам выпуска и типу кузова (хэтчбэк, седан, универсал), а для производителя свечей зажигания или аккумуляторных батарей модификации предложения будут делиться по объему и типу двигателя. Эти отличия приводят к дополнительной обработке данных и созданию единого справочника модификаций на сайте. Проблему можно решить, создавая несколько справочников модификаций для различных типов товаров.

Еще одно решение – это покупка готовой базы данных у конкурентов. Учитывая вышеприведенные затраты на создание подобной базы, следует предполагать, что ее цена будет ощутимой. С другой стороны, создав такую базу данных своими силами, можно будет попытаться окупить стоимость разработки, продавая ее другим заинтересованным лицам.

Еще один выход при решении данной проблемы – ориентироваться в ассортименте собственного магазина на автозапчасти, которые подходят практически для всех моделей. Информацию о применимости галогенных ламп, фары, шины или диска пользователи могут легко получить сами. Судя по количеству интернет магазинов, специализирующихся именно на таком ассортименте, данный вариант популярен и себя оправдывает.

В качестве промежуточного решения можно ограничить свой ассортимент несколькими товарными группами, и создать информационную базу о применимости только по ним. В качестве таких групп можно предложить: аккумуляторные батареи, фары в сборе, свечи зажигания, стеклоочистительные щетки.

Рассмотренный нами список возможных проблем магазина, конечно, далеко не полон. Важно осознавать и решать такие вопросы как можно быстрее.

Прокомментировать
Читайте также
Дмитрий Болховский
основатель, маркетплейс автозапчастей ВИН-КОД.РФ
29/03/2018
Ассортимент интернет-магазина автозапчастей 3
Как создать его с нуля: поставщики, проблемы и решения... Подробнее
Figu
17/05/2007
Аренда площадей в торговых центрах 18
Да... С такими ценами скоро все в интернет торговать перелезут.
А что это значит для нас?
А то, что реклама будет стоить немереных денег! И очень скоро!
А что это значит для нас?
Нафиг магазины! Нужно развивать рекламные сервисы и услуги. Срочно.
Зачем склад и тряпки и риски? Ведь можно продвигать тряпки чужие и иметь больше дохода и огромную рентабельность. Свернуть
Да... С такими ценами скоро все в интернет торговать перелезут. А что это значит для нас? А то, что реклама будет стоить немереных денег! И очень скоро! А что это значит для нас? Нафиг ма Еще...
Форум Открытие бизнеса Бизнес-планирование
Беседу вел Арсений Скрынников
05/08/2005
Parter.ru: "Мы планируем развиваться в сторону беспроводного Интернета"
Генеральный директор "Партера", Марина Ленсу, подробно рассказала о прошлом, настоящем и будущем компании в эксклюзивном интервью Oborot.ru... Подробнее
09/06/2005
Интернет-статистика как элемент маркетинга
Речь идет об анализе работы сайта, планировании рекламных кампаний, поисковой оптимизации и исследовании поведения аудитории... Подробнее
06/06/2005
К 2008 году Интернетом будут пользоваться 57% россиян
В Программе запланировано увеличение доли активных интернет-пользователей с нынешних 13 до 57% к 2008 году... Подробнее