подписка
Подписаться
03/06/2024

"Шоссе длиною в жизнь": средний возраст дальнобойщиков стремительно растет, как и дефицит кадров

1

В отрасли грузоперевозок существует серьезный дефицит кадров. Но кроме этого даже имеющийся персонал испытывает определенные проблемы: средний возраст водителей увеличивается, работники страдают профессиональными заболеваниями. Кроме того, многих не устраивают условия труда. Это выяснили в исследовании социологи РАН при поддержке Национального Автомобильного Союза.

Отрасль стареет

Из исследования следует, что доля водителей-дальнобойщиков в возрасте от 41 года и старше достигла 42%. Причем средний возраст постоянно увеличивается.

Несмотря на достаточно высокий уровень заработной платы и улучшение условий труда, молодежь не стремится в эту профессию.

Люди отказываются от работы из-за сложности и длительности процедуры получения водительского удостоверения категории Е, а также из-за низкого престижа профессии.

Причем высокий средний возраст водителей чреват повышенным риском ДТП. С возрастом реакция ухудшается, плюс организм быстрее устает. К сожалению, история о том, как водитель большегруза уснул и погиб, — не редкость. Безусловно, 40 лет — это не какой-то предел, но при отсутствии нормального сна и питания в этом возрасте сутками напролет управлять грузовиком сложно.

Здоровье ухудшается

Здоровье российских водителей тоже оставляет желать лучшего. Полностью здоровыми себя считают только 23% опрошенных. 39% отметили, что за последние 5 лет их здоровье ухудшилось.

Основные факторы риска для здоровья дальнобойщиков — малоподвижный образ жизни, неполноценное и нерегулярное питание, стресс, воздействие вибрации и вредных веществ.

В числе самых распространенных заболеваний у дальнобойщиков — остеохондроз, радикулит и геморрой.

Длительное нахождение в сидячем положении приводит к повышенной нагрузке на позвоночник, что может спровоцировать дегенеративно-дистрофичексие изменения межпозвонковых дисков, в результате которых диск теряет эластичность и может легко травмироваться. В дальнейшем это может привести к формированию межпозвонковой грыжи.

Техники нет, зарплаты так себе

С техникой ситуация не менее печальная – только 22% водителей полностью удовлетворены ее состоянием. О том, что сейчас парк перевозчиков стареет, поскольку есть проблема и с покупкой новых машин, и с ремонтом старых, не раз писал и Оборот.ру.

Текущий доход полностью устраивает только 12% водителей, а  51% – он в той или иной степени не устраивает. И это при том, что зарплаты дальнобойщиков достаточно высокие – от 150 до 250 тысяч рублей в зависимости от региона и обязанностей.

Что делать?

В сфере грузоперевозок и так дефицит кадров. Из-за непопулярности профессии и старения водителей дефицит кадров в этой отрасли по итогам 2023 года достиг 25%.

Если не принять меры, вырастет риск вымывания из отрасли профессиональных дальнобойщиков — не только по причине старения, но и в том числе за-за смены профессии. Дальнобойщики могут работать, например, на городском транспорте, где условия более щадящие. Или на грузовике, но ездить преимущественно у себя в родном городе или регионе.

Проблема в том, что водители не готовы идти на те условия, которые им предлагают перевозчики, а компании не готовы их менять.

И дело даже не в размере заработной платы. Люди согласны работать, например, с понедельника по пятницу и проводить выходные с семьей, а не находиться в рейсе неделями.

Если уже сейчас не решать перечисленные проблемы, отрасль ждет еще больший отток водителей. Причем просто повышения зарплаты будет недостаточно — опытные дальнобойщики понимают "подводные камни" профессии. Потенциальным решением могло бы стать  внедрение роботизированных ИИ-технологий, которые бы упростили работу и улучшили условия труда.

Эксперты считают, что для решения проблемы возраста и дефицита кадров необходимо кардинально пересмотреть подход как к обучению водителей, так и к условиям работы.

Также читайте на нашем сайте:

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Комментарии
Егор У.
менеджер по работе с маркетплейсами, Маркетплейс (Маркетплейс, средняя компания)
04/06/2024
Конечно. Посмотрите как устроены трак стопы в США: там и душ, и кафе, и огромные места под парковку траков, сервисные центры, мойки, стрика вещей. И все это не за гигантские платы, а за реально не большие деньги. Люди могут приехать в 7 вечера на трак стоп, спокойно принять душ, поесть, помыть машину, постирать вещи и сразу же там посушить. У нас же я смотрю по видео - народ есть и пьет где и как придется ,не говоря о душе. Встать на машине на обочине или вообще в городе прям у завода - норма. А это не должно быть нормой. Он мешает всем и себе тоже. Машины старые. Почему у нас в моде с подкапотным двигателем - они должны быть дешевле. НО по факту нифига не так. А вот будь как американские с выносом двигателя - больше место в салоне, для комфортного провождения вечернего времени. Где хоть один спорт зал чтоб можно было недалеко от трак стопа зайти и позаниматься? А вот в Америке есть. Потому там и куда престижней и развитей эта профессия. И идут туда работать. 
Читайте также
03/06/2024
Как ускорить разработку в 2 раза? Цифры и примеры реальных кейсов с презентацией на ECOM Expo'24
6 июня на ECOM Expo'24 директор по продукту LIFE PAY Родион Бескровный расскажет, как компания научилась с меньшим количеством программистов решать больше реально стоящих перед бизнесом задач и делать это быстрее, чем раньше... Подробнее
03/06/2024
Программное обеспечение складов Wildberries пытается штрафовать сотрудников за то, что оно не работало в пятницу
Оспорить наложенные штрафы пока невозможно. Служба поддержки компании отвечает на обращения персонала стандартной формулировкой: "системное начисление снятию не подлежит". Сотрудники, конечно, возмущены

... Подробнее
29/05/2024
"Авито" будет платить стипендию талантливым студентам Центрального университета
Программа рассчитана на два года, после чего ее могут продолжить. Общий стипендиальный фонд составит минимум 5 млн рублей. Известно, что получить стипендию смогут не менее полутора десятков человек

... Подробнее
Boris Ж.
Президент, B2B-услуги (небольшая компания)
16/05/2024
Олег Магрелов
Редактор новостей, Агродеталь
25/02/2024
Скоропостижно ушел из жизни наш коллега и друг Данила Арсеньев - обсуждение 4
Самые лучшие всегда уходят слишком рано. Крепитесь.