Почему сервисы быстрой доставки еды с российскими корнями захватывают мир
В Европе и США начали успешно работать сервисы быстрой доставки еды, которые основали выходцы из России. Примеры таких компаний: Fridge No More из Нью-Йорка, Food Rocket (Калифорния), GetFaster.io (Германия). Кроме того, сами российские сервисы стали выходить на зарубежные рынки. Так, "Самокат" объявил, что начинает работать в США под брендом Buyk. Развиваются подобные проекты в азиатских мегаполисах.
Основатель и управляющий партнер инвесткомпании AltaIR Capital Игорь Рябенький проанализировал в колонке для Forbes, почему российские предприниматели начали достаточно агрессивно экспортировать свой опыт быстрой доставки на Запад — и почему у них это успешно получается.
Рецептов успеха оказалось три:
1. Проверенная бизнес-модель и люди, которые понимают, как она работает. В России сервисы доставки, такие как Яндекс.Лавка, "Самокат", стали популярны еще до пандемии. Скоростные доставки в российских мегаполисах стали идеальным решением для потребителей, которые не хотели тратить время на езду по пробкам до магазинов.
2. Хороший технологический и отраслевой бэкграунд у предпринимателей. Например, сооснователь GetFaster.io — бывший директор по развитию бизнеса сети "Пятерочка" Дмитрий Бергельсон.
3. Правильный выбор рынков. Главной целью сейчас являются большие мегаполисы с высокой плотностью населения — Лондон, Париж, Нью-Йорк.
Выигрышные стратегии сервисов быстрой доставки с российскими корнями – это правильная локация и четкий план запуска, отметил эксперт.
Всегда в основе лежит хорошее понимание цифр, которые необходимы для успеха проекта: где и когда открыть точки, как их расположить, сколько должно быть курьеров, какой ассортимент добавлять и т. д. — все это уже разработано на российской почве. Не менее важные вопросы — как отличиться от конкурентов и как работать с персоналом доставки.
Правда, нашу бизнес-модель успешной экспресс-доставки уже заметили многие инвесторы. И российские предприниматели недолго будут наслаждаться рынками без конкуренции. Если год назад в Нью-Йорке Fridge No More был одним из первым игроков этого сегмента, то сейчас там уже начинается битва. Выиграет при этом тот, кто лучше приспособится к условиям рынка и сможет сделать самое интересное предложение для потребителя.
Также основатель фонда AltaIR Capital отметил несколько трендов на рынке экспресс-доставки и дал свои прогнозы по его развитию:
1. Высокий интерес инвесторов к стартапам данного направления. Устремления инвесторов вложить в проекты объясняются ожиданиями высокой доходности. При этом зрелых компаний на западном рынке пока нет.
2. Из-за невысокого порога входа и простоты бизнес-модели сервисов на этом рынке становится больше. Как следствие можно ожидать консолидацию рынка: крупные гиганты начнут скупать доставочные сервисы.
3. Вероятно появление новых технологических решений. Казалось бы, в магазинной доставке уже сложно изобрести что-то более интересное, чем высокая скорость, но на подходе автоматизированная доставка (летающие и ездящие беспилотники, их увязка с наземными сетями автоматизированных в плане загрузки и выдачи товаров постаматов).
4. Высокий потенциал есть и у сервисов доставки из ресторанов. Высокая кухня у вас дома и сервис, который будет передавать ресторанный опыт вплоть до сервировки, — это новый опыт для покупателя. Раньше ресторан был про магию места — а теперь потребитель движется к тому, что место как таковое становится все менее значимым во всех сферах жизни.