Розничный онлайн-экспорт из России вырос на треть. Кто и чего больше всего продает за границу из РФ?
По прогнозам на конец 2021 года, рынок розничного онлайн-экспорта товаров из России достигнет $1,51 млрд, а его рост составит 31%. Количество посылок за рубеж к концу года вырастет на 86% и составит 50,9 млн отправлений. Такие данные приводятся в совместном исследовании российского рынка розничного онлайн-экспорта, сделанного аналитиками Data Insight.
Динамика выручки год к году даже уменьшилась на 11%. Однако рынок продолжает расти. За пять лет он вырос втрое.
Средний чек у онлайн-площадок с внешней логистикой составит $99, а у платформ и интернет-магазинов с собственной доставкой — $17. Первая категория – это в основном международные маркетплейсы, а вторая – локальные магазины.
Площадки для онлайн-экспорта
Самой популярной площадкой для розничного экспорта за рубеж является eBay. Через этот международный аукцион доставляют каждый третий заказ. Также среди приоритетных каналов для трансграничной торговли селлеры выделяют Instagram (33%) и собственный сайт и/или мобильное приложение (26%).
Также следует отметить, что вплотную к лидерам подступает маркетплейс Wildberries, активно развивающий зарубежное направление. Недавно, к примеру, он вышел в Турцию – это 18-я страна мира, на рынок которой пришел маркетплейс.
В eBay отметили, что видят огромный потенциал направления розничного онлайн-экспорта из России на примере собственной площадки. За 2021 год число продавцов на маркетплейсе приблизилось к 50 тыс. (+40% год к году), их выручка увеличилась на 33%, а средний чек вырос на 36%, в то время как по всему рынку он снизился на 29% (с $42 до $30).
"Несмотря на расширение экспорта в страны СНГ и Таможенного союза, покупательская способность их населения невелика, а сам рынок конечен.
Дальнее зарубежье же предлагает предпринимателям большие стоимость заказов и объем продаж.
Так, онлайн-площадки с внешней логистикой, а это преимущественно международные маркетплейсы, принесут в этом году российским предпринимателям $766 млн (при среднем чеке $99), в то время как на интернет-платформы с собственной доставкой — локальные маркетплейсы и магазины — придется $742 млн (при средней стоимости отправки в $17)", — отметил директор по региональным операциям eBay на глобальных развивающихся рынках Максим Уваров.
Кто покупает российские товары
Что касается географии распределения экспортного оборота российских предпринимателей, в лидерах среди стран дальнего зарубежья остаются США (15%), страны Европейского союза (9%), а также Израиль (4%).
В ТОП-3 ближнего зарубежья традиционно вошли
- Беларусь (29%);
- Казахстан (18%);
- Украина (6%).
Общий ТОП-3 составил Беларусь, Казахстан и США.
При этом у eBay больше половины продаж из России приходится именно на США (53%). Остальные страны заказывают намного меньше, ближайшие преследователи, Великобритания и Германия, забирают только по 6% онлайн-экспорта.
При этом структура розничного онлайн-экспорта постоянно меняется. Сохраняется тренд на рост доли стран ближнего зарубежья. По прогнозу на конец 2021 года, доля республик бывшего СССР в экспортной выручке российских продавцов достигнет 58%. В основном это объясняется активностью российских маркетплейсов, активно продающих в ближнее зарубежье.
Что россияне продают за рубеж
Основная часть оборота от общего числа экспортных заказов распределилась между категориями "Одежда и обувь" (40%), "Коллекционные товары" (11%), "Товары для дома и интерьера" (9%), "Электроника" (8%) и "Товары для спорта, отдыха и досуга" (5%).
Если говорить о категориях, наиболее популярных у российских экспортеров на eBay, в ТОП-5 по объему выручки вошли "Мода" (30%), "Коллекционные товары" (31%), "Электроника" (16%), "Автозапчасти и аксессуары" (13%) и "Лайфстайл" (6%).
Лидерами роста оказались "Коллекционные товары" (+31% относительно прошлого года), "Автозапчасти и аксессуары" (+16%) и "Лайфстайл" (+10%).
А в целом среди всех российских экспортных площадок в 2021 году самыми динамично растущими категориями на рынке стали "Книги, игры, винил, диски" (+151%) и "Косметика" (+102%).
Какие субъекты федерации продают за рубеж из России
Российские предприниматели из регионов все больше интересуются зарубежным направлением своего бизнеса. В 2021 году лидерами роста экспортной активности показали Южный ФО (+26), Уральский ФО (+25) и Приволжский ФО (+20).
А вот наиболее активные регионы-экспортеры в России:
На eBay в этом плане картина более традиционная. И по количеству заказов, и по количеству продавцов лидирует Московский регион, а затем следует Питер с областью.
Кто доставляет товары из России
Подавляющее большинство заказов в 2021 году будет сделано через площадки с собственной отправкой (85%), гораздо меньше – через площадки с внешней логистикой. Но при этом в деньгах оборот будет примерно равен, площадки с внешней логистикой в денежном выражении даже выиграют.
Подавляющее большинство интернет-заказов за рубеж доставляет "Почта России". В первую очередь ее выбирают из-за сравнительно дешевых тарифов на доставку, особенно в страны дальнего зарубежья.
Федеральный почтовый оператор так же является основным логистов для магазинов, торгующих через Instagram, с собственных сайтов и мобильных приложений.
Для исследования были использованы:
– данные об экспортной выручке и объеме заказов крупных российских интернет-магазинов;
– данные об отправлении логистических компаний за рубеж;
– данные о структуре экспортных продаж на eBay;
– данные опроса экспортеров, продающих через маркетплейсы;
– собственные и публичные данные интернет-магазинов.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом
*Instagram признан экстремистской организацией на территории РФ.