Роспотребнадзор против сбора персональных данных
Роспотребнадзор предложил поправки к статье 16 закона "О защите прав потребителей". Сводятся они к тому, что продавцы в Интернете, в том числе владельцы агрегаторов, не будут иметь права отказать потребителю в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора без предоставления персональных данных. То есть, покупатель имеет право отказаться сообщать личные данные.
Разумеется, за исключением тех случаев, когда предоставлять личные данные требует закон. Однако и тогда потребитель имеет право потребовать в письменном виде обоснование запроса, а продавец обязан его предоставить в течение семи календарных дней.
Предложенный Роспотребнадзором закон должен ограничить продавцов в безосновательном сборе данных, что сейчас довольно часто происходит при покупке или предоставлении услуг, и не только в Интернете.
Этот законопроект опубликован на сайте regulation.gov.ru. Он прямо запрещает продавцам, включая онлайн-магазины, требовать, чтобы потребитель предоставлял персональные данные при покупке товара или услуги.
Исключение составляют случаи, когда необходимость этого сбора данных можно обосновать с точки зрения закона. Но даже в этом случае потребитель вправе потребовать от продавца письменного объяснения, для чего ему нужны персональные данные. Отказать в заключении сделки продавец может только в том случае, если предоставит исчерпывающую и обоснованную информацию.
Авторы законопроекта поясняют, что поправки ограничат сбор данных для целей, не связанных с заключением договора купли-продажи. Такой сбор иногда происходит принудительно, иногда без объяснения причин, а иногда потребителя подводят к заполнению форм неосознанно.
Помимо этого, в законопроекте содержится перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей. Так продавец не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств или изменить их условия, уменьшить размер законной неустойки. Не может он и влиять на выбор потребителя территориальной подсудности споров или как-то ограничивать его в средствах и способах защиты нарушенных прав. К примеру, продавец не может отказаться вернуть предоплату, если покупатель передумал и расторг договор – это незаконно.
Роспотреднадзор взялся за разработку поправок в связи с тем, что в последние годы количество нарушений, ущемляющих права потребителей значительно возросло. Так в 2010 году подобных нарушений было зафиксировано 6,6 тысяч, а в 2016 г. – уже более 8 тысяч. Все временные поправки соответствуют руководящим принципам Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, в том числе и о защите личной информации.