подписка
Подписаться
28/09/2020

Роспотребнадзор против сбора персональных данных

Роспотребнадзор предложил поправки к статье 16 закона "О защите прав потребителей". Сводятся они к тому, что продавцы в Интернете, в том числе владельцы агрегаторов, не будут иметь права отказать потребителю в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора без предоставления персональных данных. То есть, покупатель имеет право отказаться сообщать личные данные.

Разумеется, за исключением тех случаев, когда предоставлять личные данные требует закон. Однако и тогда потребитель имеет право потребовать в письменном виде обоснование запроса, а продавец обязан его предоставить в течение семи календарных дней.

Предложенный Роспотребнадзором закон должен ограничить продавцов в безосновательном сборе данных, что сейчас довольно часто происходит при покупке или предоставлении услуг, и не только в Интернете.

Этот законопроект опубликован на сайте regulation.gov.ru. Он прямо запрещает продавцам, включая онлайн-магазины, требовать, чтобы потребитель предоставлял персональные данные при покупке товара или услуги.

Исключение составляют случаи, когда необходимость этого сбора данных можно обосновать с точки зрения закона. Но даже в этом случае потребитель вправе потребовать от продавца письменного объяснения, для чего ему нужны персональные данные. Отказать в заключении сделки продавец может только в том случае, если предоставит исчерпывающую и обоснованную информацию.

Авторы законопроекта поясняют, что поправки ограничат сбор данных для целей, не связанных с заключением договора купли-продажи. Такой сбор иногда происходит принудительно, иногда без объяснения причин, а иногда потребителя подводят к заполнению форм неосознанно.

Помимо этого, в законопроекте содержится перечень недопустимых условий договора, ущемляющих права потребителей. Так продавец не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств или изменить их условия, уменьшить размер законной неустойки. Не может он и влиять на выбор потребителя территориальной подсудности споров или как-то ограничивать его в средствах и способах защиты нарушенных прав. К примеру, продавец не может отказаться вернуть предоплату, если покупатель передумал и расторг договор – это незаконно.

Роспотреднадзор взялся за разработку поправок в связи с тем, что в последние годы количество нарушений, ущемляющих права потребителей значительно возросло. Так в 2010 году подобных нарушений было зафиксировано 6,6 тысяч, а в 2016 г. – уже более 8 тысяч. Все временные поправки соответствуют руководящим принципам Организации Объединенных Наций для защиты интересов потребителей, в том числе и о защите личной информации.

Прокомментировать
Читайте также
29/09/2020
Суд обязал "Юлмарт" вернуть 256 млн рублей Костыгину
Суд включил это требование в реестр кредиторов с очередностью удовлетворения в третью очередь. Что по этому поводу думают представители Сбербанка и других структур, которым "Юлмарт" должен не меньше?... Подробнее
28/09/2020
Новая госпрограмма: интернет-магазины и федеральный маркетплейс земельных участков
Пилотными территориями эксперимента по созданию сервиса «Земля просто» для онлайн-продаж россиянам участков в любой точке страны станут Краснодарский и Пермский края, Иркутская область, а также Татарстан. ... Подробнее
27/09/2020
Плюсы и минусы удаленки: россиянам разрешат употреблять алкоголь на рабочем месте
Также сотрудника на удаленке нельзя будет уволить за прогул в обычном понимании этого слова — если его нет на рабочем месте в течение всего дня или смены. Но, разумеется, не все так просто - тут есть нюансы... Подробнее
Алексей Киселев
Руководитель интернет-проекта, ООО "Штиль"
27/08/2020
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
Александр Тябин
Руководитель проекта, Seo-Way.ru
29/07/2020
Иностранных поставщиков AliExpress засудили в пользу россиянина - обсуждение 2
ООО "Винер" торгует ли сама или юристы просто наживаются, ради юридиского дела.
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы