Подписка увеличит капитализацию "Сбера" вдвое?
"Сбербанк" (теперь просто "Сбер") анонсировал создание собственной экосистемы из цифровых сервисов. В числе прочих новшеств было объявлено о запуске подписки "Прайм", которая включает в себя привилегии в сервисах Okko, "СберЗвук", "СберДиск", "СберМаркет", Delivery Club, "Ситимобил" и мобильную связь. Как считают аналитики, подписка может вдвое увеличить капитализацию "Сбера".
Подписка на сервисы – это главный тренд мировых технологических гигантов. Рынок во многом уже поделен, и компании пытаются привязать к себе клиентов путем подписочных сервисов. Подписочный бизнес стабилен и имеет большой рыночный потенциал, при этом практически не зависит от экономических условий.
Apple, третья по капитализации компания мира, пытается не просто любой ценой продать свой товар, но и сделать так, чтобы покупатель оплачивал подписку. Это говорит о том, что рынок смартфонов, который был локомотивом роста рынка акций в последние 10 лет, уже насыщен. Для продолжения роста рынку нужны новые локомотивы.
Четвертая по капитализации компания в мире Amazon также имеет подписку со схожим, как у "Сбера", набором сервисов. Однако в Россию Amazon еще не вышел и вряд ли выйдет в ближайшее время.
А вот Apple недавно объявил о введении в РФ своей подписки Apple One. Однако по причине относительной дороговизны (365 рублей в месяц для индивидуального тарифа), ограниченного набора сервисов (у Apple нет ни ecommerce-предприятий, ни такси), а также того, что подпиской могут пользоваться только обладатели гаджетов с iOS, эта подписка, по оценкам экспертов, не станет народной.
А вот клиентами подписки "Сбера" могут стать десятки миллионов россиян. Рынок пока еще пластичен. Самым серьезным конкурентом на подписочном рынке у "Сбера" является Яндекс, который развивает свою подписку "Яндекс.Плюс" уже более двух лет, по собственной оценке компании, ее аудитория сейчас составляет почти пять миллионов активных пользователей.
По набору сервисов подписки Яндекса и "Сбера" почти идентичны, однако некоторые из них холдинг под руководством Германа Грефа еще только формирует или развивает. Например, о покупке музыкального стримингового сервиса "Звук" "Сбер" сообщил за день до презентации подписки. К тому же "Звук" – не самый популярный у потребителей вариант, он занимает небольшую долю рынка.
Месячная подписка у Яндекса с "Сбером" стоит одинаково – 199 рублей. Годовая подписка у "Сбера" стоит почти в два раза меньше – 999 рублей против 1690 рублей. С помощью недорогой годовой подписки "Сбер" может сразу забрать себе часть рынка.
Именно подписочные сервисы являются причиной высокой капитализации и Apple, и Amazon, ведь компании таким образом оцениваются вместе с "привязанными" клиентами. Благодаря новшеству, по мнению экспертов сервиса "РынокДеньгиВласть", капитализация "Сбера" может вырасти до $149.6 млрд с текущих $66.4, то есть больше чем вдвое.
Экосистема "Сбербанка" может зарабатывать до 25% доходов банка — и эти 25% будут стоить дороже, чем остальные 75%. Ведь мультипликаторы IT-экосистем в 6 раз выше, чем банковские.
Сейчас оценка "Сбера" равна балансу банка, а стоимость экосистемы пока не заложена в оценку.
"Сбер" также объявил и о других новшествах, которые могут поднять его оценку.
- Сервис "СберМаркет" анонсировал будущую подписку на часто покупаемые продукты, как у Amazon. Суть сервиса в том, что пользователь оплачивает со скидкой продукты, которые обязуется выкупать с определенной частотой.
- "Сбер" заканчивает работу над собственной платежной системой SberPay.
- Постаматы для получения посылок появятся в отделениях "Сбера", которые в целом станут более клиентоориентированными и технологичными.
- "Сбер" создал комплексные решения для предпринимателей — все нужные сервисы для старта под рукой в Сбер Бизнес Онлайн.
- У экосистемы "Сбера" появились три голосовых помощника – Сбер, Джой и Афина.