ПИК построит онлайн-доставку продуктов?
Структуры группы компаний ПИК Сергея Гордеева купили долю 27% в онлайн-магазине продуктов "Самокат". Крупный девелопер и застройщик увидел новые перспективы в интернет-сервисе, который обещает сверхбыструю – в течение 15 минут— доставку заказанных продуктов.
В мае этого компания "ПИК Инновации", принадлежащая ГК "ПИК", приобрела 27% в кипрской Roboretail, которой принадлежит ООО "Умный ритейл" — учредитель "Самоката".
ПИК стала крупнейшим владельцем компании. Следующие по величине доли остались у Владислава Бочарова (24%), а также Родиона и Кирилла Шишковых — 17 и 14% соответственно. Бочаров и Родион Шишков — бывшие топ-менеджеры "Почты России" и "Магнита". Эксперты относили Бочарова к основному костяку управленческой команды "Магнита". Шишков в "Почте России" отвечал за развитие госуслуг и новых сервисов.
"Самокат" — онлайн-магазин продуктов, который обещает доставку за 15- 45 минут. В прошлом году сервис запустился в Петербурге под брендом "Магазинчик", а в апреле этого года переименовался в "Самокат". В Москве он стал доступен с июня.
Доставляются продукты не из сторонних магазинов — высокая скорость достигается за счет того, что компания открывает небольшие склады в разных районах города. Пешие курьеры, а также работники на самокатах и велосипедах развозят продукты по домам в радиусе до 1,5 км.
Заказы можно сделать только в мобильном приложении. В ассортименте — мясо, овощи и фрукты, молочные продукты (в том числе продукты под собственным товарным знаком), хлеб и выпечка, сыр, бакалея, товары для дома, средства от ожогов и для личной гигиены, детские товары и товары для животных.
Эксперт по ритейлу Bain & Company Александр Бородецкий считает, что обещанное время доставки 15–45 минут — это очень "агрессивное" предложение. Таких примеров на российском рынке сейчас нет. Более того, в США приняты двухчасовые окна доставки, и редкие компании освоили доставку в течение часа. По его мнению, обещанная "Самокатом" модель могла бы сработать в европейских городах — с большой частотой заказа, малым весом товара и большой плотностью доставки на велосипедах или мотоциклах.
Директор департамента консалтинга группы по обслуживанию розничной торговли и дистрибуции Deloitte Вардан Гаспарян соглашается с ним и называет обещанные сроки доставки чересчур оптимистическими. "У "Самоката" нет ограничения на величину заказа — непонятно, каким образом предполагается доставлять за 15 минут средние и крупные заказы весом 10–15 кг?", — указывает он.
Эксперты считают, что сервисы быстрой доставки продолжат теснить традиционный ритейл. В 2018 году объем рынка e-groceryв России составил 49,4 млрд руб. Крупнейшим игроком в прошлом году был "Утконос" (увеличил выручку на 6,3% до 10,2 млрд рублей, по сравнению с 2017 годом).
Другие игроки значительно уступают по объемам продаж, но показывают гораздо более значительные темпы прироста. Например, Ozon в этой нише вырос в 2,1 раза за год, выручка составила 3 млрд рублей. На третье позиции "О'кей", с выручкой 1,7 млрд
Продажа продуктов через интернет ограничена высокой стоимостью "последней мили". Свежие продукты требуют специальных условий для перевозки и быстрой доставки. Поэтому в этом сегменте крайне важен средний чек. Сейчас почти все крупные торговые сети пытаются выстраивать онлайн-бизнес, так что конкуренция на рынке постоянно растет.