Алгоритм Ozon'а распродал товары селлера по акции за 10% стоимости. Площадка признала ошибку
Продавец, предлагающий на Ozon интерьерные картины, обвинил маркетплейс в своих убытках. Ситуация довольно странная, но площадка признала ошибку и готова компенсировать ущерб.
Бизнес у пострадавшего достаточно типичен. Многие селлеры, торгующие на маркетплейсах интерьерными картинами, фотообоями, футболками с принтами и прочей подобной продукцией, производят изделие под конкретный заказ. Это позволяет им предлагать огромный ассортимент и не опасаться, что уже изготовленный товар не найдет спроса.
Т.е. такие товары на складе обычно не хранят. Так оно было и в этот раз.
Но товары данного конкретного селлера автоматически попали в акцию, в рамках которой товары со склада маркетплейса, если на них не было заказов более 28 дней, распродаются с большими скидками.
Селлеру пришлось срочно делать картины и рассылать за копейки, чтобы не попасть под штрафы, а ведь его продукция даже не хранилась на складе Ozon!
Что произошло? Вероятно, программный сбой. Или ошибка в коде, или с нейросетями Ozon'a случилось то, что сейчас называют "галлюцинациями искусственного интеллекта".
Некоторое время назад Ozon выкатил обновление, призванное разгрузить склады. Алгоритм выявляет неликвид, висящий мертвым грузом более 28 дней, и продает его в стоках с большой скидкой.
Как объясняет маркетплейс, продавца предупреждают об этом, и он может выйти из акции в любой момент.
Однако, на практике все сложнее. Письмо запросто может затеряться среди потока других сообщений от Ozon.
И, в этом случае, так и произошло – продавец интерьерных картин не сразу заметил предупреждение.
А пока он пребывал в счастливом неведении, площадка снизила цену его товара с 1200 до 136 рублей, почти на 90 %.
Селлер узнал об этом, только когда за одну минуту прошло 46 продаж.
Конечно, он срочно вышел из акции, но отменить заказы можно было только под угрозой крупных штрафов и блокировки аккаунта.
Предпринимателю, чтобы сократить расходы, пришлось срочно ехать на производство и самому выполнять заказы, а затем рассылать по цене распродажи.
То есть эти товары не находились на складе ни у маркетплейса, ни у продавца. Якобы "зависший неликвид" еще не существовал, его даже не успели произвести.
Вероятно, картины с одним конкретным изображением, вынесенные в отдельную товарную карточку, действительно не имели успеха у покупателей. Именно это и обнаружил алгоритм.
В результате селлер распродал товар ниже себестоимости, а сверх того, потратился еще и на логистику.
Как он утверждает, убытки поставили его на грань банкротства.
Тем не менее, он снял довольно ироничный ролик об этом инциденте, который разошелся по Телеграм-каналам и соцсетям.
На отрицательный медиарезонанс быстро отреагировал сам Ozon. Приводим комментарий маркетплейса:
"Товар продавца, который размещался на складе Ozon и не продавался больше 28 дней, был добавлен в распродажу стока — мы заранее предупредили об этом предпринимателя, выйти из акции можно в любой момент.
Из-за технической ошибки в распродажу также попали картины, которые хранились на складе продавца. Ошибка не связана с обновлением продукта или правил площадки, мы уже нашли причину и устраняем ее.
Мы компенсируем продавцу потери, связанные с некорректным добавлением в распродажу товаров, которые хранились на его складе.
С предпринимателем в ближайшее время свяжется специалист службы поддержки.
Размер скидки при добавлении товара в распродажу стока может варьироваться. Скидка рассчитывается исходя из медианной стоимости товара за последние 30 дней. В этом случае размер скидки от средней цены составил 53%".
В готовящийся (все еще) закон о маркетплейсах собирались включить пункт, запрещающий автоматические акции, без явного согласия продавцов на них. Однако крупные площадки упорно сражаются, чтобы эта норма в окончательную редакцию не вошла.
Также читайте на нашем сайте:
- Очень важная галочка для селлеров: с 13 января на Ozon раз в месяц надо вручную включать минимальную цену товара
- На "Авито" появились в продаже целые паллеты товаров Ozon Global. Как они там оказались?
- "Почта России" предлагает продавцам Ozon, работающим по realFBS, доставку в Беларусь, Казахстан и Узбекистан
- В Татарстане у ФАС возникли претензии к Ozon'у из-за рассылки. Что там не так?
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
... Подробнее
Сергей Г. Коммерчекий директор, Торговля (Одежда, обувь, аксессуары, среднего размера компания) |
У Озона же абсолютно другая система: товар может быть добавлен в акции в любой момент и по любой цене.
У вас безусловно может быть своё мнение по поводу ФАС, но они уже вынесли предписание озону, что такое положение с акциями нарушает закон, но они придумали как выкрутиться и добавили галочку.
По поводу API - не все селлеры его используют и большинство селлеров является самозанятыми или мелкими ИП, где нет ИТ-специалиста. Они работают с маркетплейсом в ручную и то что делает озон - это издевательство. Свернуть