Опять ждать перебоев с поставками из Китая? Ведущие мировые компании отказываются от перевозок по Красному морю
Практически все корпорации-лидеры в сфере морской логистики прекращают возить грузы через Суэцкий канал из-за атак йеменских повстанцев-хуситов на корабли в Красном море.
К ним присоединяются и другие компании, осуществляющие доставки своими мощностями, к примеру нефтегазовый гигант BP.
При этом время перевозок и стоимость страхования увеличиваются в разы.
Крупнейшие мировые контейнерные линии MSC, Maersk, Hapag-Lloyd, CMA CGM, Zim заявили, что они приостанавливают транзит всех судов через Красное море после того, как их корабли подверглись нападению йеменских мятежников.
К примеру, 15 декабря Maersk Gibraltar, контейнеровоз под флагом Гонконга, следовавший из Омана в Саудовскую Аравию, был поражен хуситской ракетой. В тот же день хуситы атаковали контейнеровоз MSC Palatium. В обоих случаях никто из экипажей не пострадал, повреждения были не критическими, пожар потушен
Как известно, представители вооруженной оппозиции из Йемена таким образом протестуют против бомбардировок Израилем сектора Газа. А начали хуситы с захвата сухогруза Galaxy Leader, которым управляет японская компания-оператор. 19 ноября на борт высадился десант. Он отбуксировал судно к побережью Йемена. Переговоры об освобождении сухогруза пока ни к чему не привели.
За месяц произошло более десяти нападений на суда, идущие через Красное море через Баб-эль-Мандэбский пролив.
В целом процент атакованных кораблей небольшой, да и ракеты не причинили особых разрушений или человеческих жертв.
Однако компании заявляют, что выводят суда из эксплуатации. Многие считают, что для них важнее жизни персонала, чем любые обязательства по доставке.
Суда теперь перенаправляются вокруг Африки через мыс Доброй Надежды, что увеличивает время в пути от 6 до 10 суток. На этой карте отчетливо видно различие в двух маршрутах.
В результате фрахтовые ставки на танкеры с нефтью, идущие из Персидского залива в Красное море (мимо Йемена), резко выросли с октября.
Тарифы на перевозку контейнеров из Китая тоже растут.
Maersk заявила, что добавит надбавку за риск возникновения чрезвычайной ситуации в размере 50 долларов за 20-футовый контейнер (и 100 долларов – за 40-футовый контейнер) для судов, разгружающихся в Израиле. Перевозчик заявил, что дополнительные расходы покроют страховые взносы, которые с октября выросли более чем на 200%.
Впрочем, эксперты говорят, что как раз компании-перевозчики ничего не потеряют. Да, вырастет стоимость страхования, но подскочит и спрос – даже в условиях завышенных тарифов.
"Аукнется" все рядовым потребителям — из-за всего происходящего могут быть парализованы или сломаны ключевые логистические цепочки, товары могут стать существенно дороже, а бизнес в Европе – нерентабельным.
В сумме на долю транспортных компаний, объявивших об обходе Красного моря, приходится более половины мирового объема морских контейнерных перевозок.
Как мы упомянули, нефтегазовый гигант BP также заявил, что приостановит все поставки через Красное море. После того, как корпорация рассказала о своем решении, цены на природный газ в Европе, равно как и фьючерсы на нефть марки Brent, выросли.
Баб-эль-Мандэбский пролив — один из важнейших мировых маршрутов морских перевозок. По нему возят сырую нефть и топливо из Персидского залива, направляющиеся на запад в Средиземноморье, а также товары, идущие на восток, в Азию (включая российскую нефть), и из Азии — в Европу. По сути весь грузопоток, который проходит через Суэцкий канал, должен как-то проплыть и в этом месте.
Стоит отметить, что поток товаров, идущий из КНР в РФ в очень значительной степени переориентирован на наши дальневосточные порты, железнодорожную и автомобильную логистику. Так что российскому бизнесу вся эта ситуация угрожает гораздо меньше, чем европейскому.
Согласно данным британского Института экспорта и мировой торговли, около 5% мировой торговли зависит от Панамского канала и около 12% — от Суэцкого канала. Фундаментальные изменения в их работе на продолжительный период может вызвать эффект домино в мировой логистике.
Financial Times писала, что из-за действий хуситов на путях, ведущих к Суэцкому каналу и из него, а также засухи, приведшей к падению уровня воды в другом основном судоходном канале — Панамском, доставка товаров по всему миру перед католическим Рождеством может быть нарушена. Если не обеспечить устойчивость цепочек поставок, то проблемы будут сохраняться в течение следующего года.
Однако на данный момент объединенная военно-морская коалиция намерена противостоять блокаде Красного моря. Министр обороны США Ллойд Остин объявил о начале в среду операции "Страж процветания" в Красном море. В ней примут участие Великобритания, Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские острова и Испания.
Целью операции заявлено совместное решение проблем безопасности в южной части Красного моря и Аденского залива для обеспечения свободы судоходства для всех стран и укрепление региональной безопасности и процветания.
Также читайте на нашем сайте:
- Регулярные грузоперевозки в Китай через СевМорПуть – из Петербурга ушло первое судно новой линии
- Самый прибыльный бизнес в мире: что происходит на рынке морских перевозок, почему старые корабли покупают за любые деньги и как это влияет на остальной мир
- В Суэцком канале застряло огромное судно. Возможны перебои с поставками из Китая
- Мировой контейнерный кризис закончился – теперь не хватает грузов
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.